Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях ГУ Пенсионного Фонда РФ № 2 по г. Москве и Московской области.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ
1.1. Сущность и причины возникновения конфликтов
1.2. Участники конфликта и их ресурсы
1.3. Этапы протекания конфликта
1.4. Поведение сторон в конфликте
Проведенное в первой главе исследование позволяет сделать следующие выводы.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ НА ПРИМЕРЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
2.1. Краткая характеристика учреждения и его кадрового состава
2.2. Исследование уровня конфликтности в учреждении и стилей поведения в конфликте
2. По результатам исследования можно сделать вывод, о том, что личностные качества влияют на выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Так, 50 % испытуемых в конфликтных ситуациях склонны к соперничеству. У них проявляются такие личностные качества, как высокая коммуникабельность, многословность, чрезмерная активность по отношению к делам других сотрудников, интерес к проблемам, которые не имеют к ним никакого отношения и в которых они совершенно не компетентны, способность создавать конфликтные ситуации в ближайшем окружении, вспыльчивость, обидчивость, необъективность, стремление отстаивать свои интересы в ущерб интересов других людей.
3. 10 % исследуемых избегают конфликтных ситуаций, испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональные проявления в поступках окружающих, предпочитают уединенные занятия конкретным делом, а не работу с людьми. Такие люди точны в формулировках рациональных решений, чувствуют свою отчужденность, окружающие, как правило, не обращают на них внимания. Но это поправимо, если данный тип людей не будет избегать конфликтных ситуаций и станет отстаивать свою точку зрения.
4. Среди участников исследования 10 % приспосабливаются к сложившейся конфликтной ситуации и проявляют следующие личностные качества: застенчивость в общении (особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше их), отсутствие друзей на работе, неумение устанавливать межличностные отношения, конформность, болезненное отношение к критике в свой адрес, хотя они могут не реагировать на нее бурно. Эффективности их деятельности будет способствовать развитие обозначенных выше личностных качеств.
5. Наиболее значимая связь наблюдается между личностным качеством «стрессоустойчивость» и стратегией избегания, по-видимому, это можно объяснить тем, что работник, способный переносить различного рода (эмоциональные, интеллектуальные) нагрузки, не стремится к созданию ситуации напряженности, а избегает ее, откладывая принятие решения. Также отмечена связь между личностным качеством «коммуникабельность» и стратегией сотрудничество. Это можно объяснить тем, что человек, обладая большой внутренней культурой, тактом, умением слушать и устанавливать коммуникативные контакты, дипломатичностью, не стремится к конфликту, а может контролировать свои эмоции, способен управлять собой, открыт в общении, поэтому ему требуется некоторое время для выработки альтернативного варианта и решения проблем. Между личностным качеством эмпатией и стратегией компромисса также прослеживается взаимосвязь. Это говорит об умении открыто обсуждать правила поведения в конфликте, идти на взаимные уступки и понимать чувства и эмоции других людей, что и дает возможность облегчить взаимодействие и увидеть проблему глазами оппонента.
6. В целях совершенствования управления конфликтами рекомендовано провести лекционное занятие по теме: «Конфликты в нашей жизни и способы их регулирования»; проводить исследование социально-психологического климата в коллективе; провести «командообразующие тренинги» (тимбилдинг), направленные на создание коллектива единомышленников, формирование корпоративной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Участники конфликта — все субъекты, которые осуществляют в конфликте какую-нибудь деятельность. В конфликте участвуют как минимум два (бывают и многосторонние конфликты — между тремя и более сторонами) конфликтующих субъекта: конфликтующие стороны и третья сторона.
Существует как минимум три метода решения любого содержательного конфликта: силовое решение; физическое разведение сторон; поиск решения, устраивающего оппонентов. Три способа поведения в конфликте могут привести к пяти различным исходам: победа, поражение, уход, компромисс и решение.
Последовательное осуществление стратегий, направленных на достижение заранее намеченного исхода, называют стилем разрешения конфликта. Выделяют пять стилей поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание. В конечном счете, модели конфликтного поведения обобщаются в следующие виды: достижение одним субъектом своих целей и интересов за счет другого; уступка одним субъектом своей позиции другому; взаимное удовлетворение интересов обоих конфликтующих субъектов и достижение какой-то общей цели; взаимное неудовлетворение интересов сторон и стремление прекратить отношения.
Для выявления уровня конфликтности и стратегии поведения в конфликте в учреждении ПФ РФ г. Одинцово применялись следующие методики: тест «Конфликтная ли вы личность»; диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Адаптация Н. В. Гришиной; анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость); оценка уровня общительности В. Ф. Ряховского; исследование уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова.
По результатам исследования можно сделать вывод, о том, что личностные качества влияют на выбор стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Так, 50 % испытуемых в конфликтных ситуациях склонны к соперничеству. У них проявляются такие личностные качества, как высокая коммуникабельность, многословность, чрезмерная активность по отношению к делам других сотрудников, интерес к проблемам, которые не имеют к ним никакого отношения и в которых они совершенно не компетентны, способность создавать конфликтные ситуации в ближайшем окружении, вспыльчивость, обидчивость, необъективность, стремление отстаивать свои интересы в ущерб интересов других людей.
10 % исследуемых избегают конфликтных ситуаций, испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональные проявления в поступках окружающих, предпочитают уединенные занятия конкретным делом, а не работу с людьми. Такие люди точны в формулировках рациональных решений, чувствуют свою отчужденность, окружающие, как правило, не обращают на них внимания. Но это поправимо, если данный тип людей не будет избегать конфликтных ситуаций и станет отстаивать свою точку зрения.
Среди участников исследования 10 % приспосабливаются к сложившейся конфликтной ситуации и проявляют следующие личностные качества: застенчивость в общении (особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше их), отсутствие друзей на работе, неумение устанавливать межличностные отношения, конформность, болезненное отношение к критике в свой адрес, хотя они могут не реагировать на нее бурно. Эффективности их деятельности будет способствовать развитие обозначенных выше личностных качеств.
Наиболее значимая связь наблюдается между личностным качеством «стрессоустойчивость» и стратегией избегания, по-видимому, это можно объяснить тем, что работник, способный переносить различного рода (эмоциональные, интеллектуальные) нагрузки, не стремится к созданию ситуации напряженности, а избегает ее, откладывая принятие решения. Также отмечена связь между личностным качеством «коммуникабельность» и стратегией сотрудничество. Это можно объяснить тем, что человек, обладая большой внутренней культурой, тактом, умением слушать и устанавливать коммуникативные контакты, дипломатичностью, не стремится к конфликту, а может контролировать свои эмоции, способен управлять собой, открыт в общении, поэтому ему требуется некоторое время для выработки альтернативного варианта и решения проблем. Между личностным качеством эмпатией и стратегией компромисса также прослеживается взаимосвязь. Это говорит об умении открыто обсуждать правила поведения в конфликте, идти на взаимные уступки и понимать чувства и эмоции других людей, что и дает возможность облегчить взаимодействие и увидеть проблему глазами оппонента.
В целях совершенствования управления конфликтами рекомендовано провести лекционное занятие по теме: «Конфликты в нашей жизни и способы их регулирования»; проводить исследование социально-психологического климата в коллективе; провести командообразующие тренинги, направленные на создание коллектива единомышленников, формирование корпоративной культуры.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015.
- Бендюков М. А. Психология трудового конфликта. — СПб.: Изд-во ПГУПС 2011.
- Гришина Н. Психология конфликта. – СПб: Питер, 2016.
- Захарова Л.Н. Психология управления. - М., 2012. 376 с.
- Коммуникационный менеджмент / под ред. В. М. Шепеля. - М., 2014.
- Курбатов В. Стратегия делового успеха. – М.: Феникс, 2013.
- Мир конфликта: субъект и реальность / под ред. В. В. Горшковой. — СПб.: СПбГУП, 2014.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010.
- Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. - Казань, 2012.
- Психология конфликта. / Под ред. Т. И. Короткиной. — СПб. : СПбГУП. 2016.
- Пузеп Л.Г. Эмпатия как одно из профессионально важных качеств личности психолога // Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития: материалы II межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Омск – Тара, 2012. С. 120–121.
- Филатова А. Ф., Пузеп Л. Г. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях и личностные качества управленческих работников // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. – 2015. - № 2. – С. 44.
- Хачатурова М.Р. Личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом // Организационная психология. - 2012. - № 3.
- Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014.
- Филатова А. Ф., Пузеп Л. Г. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях и личностные качества управленческих работников // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. – 2015. - № 2. – С. 44.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010. – С. 312. ↑
-
Психология конфликта. / Под ред. Т. И. Короткиной. — СПб. : СПбГУП. 2016. – С. 54. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Гришина Н. Психология конфликта. – СПб: Питер, 2016. – С. 90. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Мир конфликта: субъект и реальность / под ред. В. В. Горшковой. — СПб.: СПбГУП, 2014. — С. 81. ↑
-
Мир конфликта: субъект и реальность / под ред. В. В. Горшковой. — СПб.: СПбГУП, 2014. — С. 81. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Курбатов В. Стратегия делового успеха. – М.: Феникс, 2013. – С. 76. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Мир конфликта: субъект и реальность / под ред. В. В. Горшковой. — СПб.: СПбГУП, 2014. — С. 81. ↑
-
Хачатурова М.Р. Личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом // Организационная психология. - 2012. - № 3. ↑
-
Курбатов В. Стратегия делового успеха. – М.: Феникс, 2013. – С. 76. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Курбатов В. Стратегия делового успеха. – М.: Феникс, 2013. – С. 76. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Мир конфликта: субъект и реальность / под ред. В. В. Горшковой. — СПб.: СПбГУП, 2014. — С. 81. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Коммуникационный менеджмент / под ред. В. М. Шепеля. - М., 2014. – С. 88. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Хачатурова М.Р. Личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом // Организационная психология. - 2012. - № 3. ↑
-
Мир конфликта: субъект и реальность / под ред. В. В. Горшковой. — СПб.: СПбГУП, 2014. — С. 81. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Хачатурова М.Р. Личностные ресурсы совладания с организационным конфликтом // Организационная психология. - 2012. - № 3. ↑
-
Мир конфликта: субъект и реальность / под ред. В. В. Горшковой. — СПб.: СПбГУП, 2014. — С. 81. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Бендюков М. А. Психология трудового конфликта. — СПб.: Изд-во ПГУПС 2011. – С. 45. ↑
-
Пузеп Л.Г. Эмпатия как одно из профессионально важных качеств личности психолога // Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития: материалы II межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Омск – Тара, 2012. С. 120–121. ↑
-
Мир конфликта: субъект и реальность / под ред. В. В. Горшковой. — СПб.: СПбГУП, 2014. — С. 81. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Бендюков М. А. Психология трудового конфликта. — СПб.: Изд-во ПГУПС 2011. – С. 45. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Бендюков М. А. Психология трудового конфликта. — СПб.: Изд-во ПГУПС 2011. – С. 45. ↑
-
Филатова А. Ф., Пузеп Л. Г. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях и личностные качества управленческих работников // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. – 2015. - № 2. – С. 44. ↑
-
Бендюков М. А. Психология трудового конфликта. — СПб.: Изд-во ПГУПС 2011. – С. 45. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р. В. Куприянов, Ю. М. Кузьмина. - Казань, 2012. – С. 33. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Анцупов А., Шипилов А. Конфликтология. Учебник. – СПб: Питер, 2015. – С. 81. ↑
-
Захарова Л.Н. Психология управления. - М., 2012. 376 с. ↑
-
Шейнов В. Управление конфликтами. – СПб: Питер, 2014. – С. 112. ↑
-
Филатова А. Ф., Пузеп Л. Г. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях и личностные качества управленческих работников // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. – 2015. - № 2. – С. 44. ↑
-
Составлено по данным учреждения. ↑
-
Составлено по данным учреждения. ↑
-
Составлено по результатам анкетирования. ↑
-
Составлено по результатам анкетирования. ↑
-
Составлено по результатам анкетирования. ↑
-
Составлено по результатам анкетирования. ↑
-
Составлено по результатам анкетирования. ↑