Файл: Понятия профессионального стресса. Профессиональное выгорание, его характеристика и стадии.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
Было проведено экспериментальное исследование эмоционального выгорания сотрудников Филиала «Нальчикский» Публичного акционерного общества «Ханты-Мансийский банк Открытие».
На основании проведенного исследовании мы увидели, что у многих участников экспериментальной группы наблюдается высокий уровень эмоционального выгорания. Отмечается неудовлетворенность и эмоциональная нестабильность большей части банковских работников.
Появилась обоснованная необходимость в разработке общих рекомендаций по психопрофилактике синдрома «эмоционального выгорания».
Были разработаны рекомендации, направленные на понижение уровня эмоционального выгорания, повышения стрессоустойчивости у сотрудников Филиала «Нальчикский» Публичного акционерного общества «Ханты-Мансийский банк Открытие».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что проблема профессионального выгорания и профессиональных стрессов по-прежнему актуальна.
Изучение синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности банковских работников не исключение.
Банковским работникам, по роду своей деятельности, свойственен синдром эмоционального выгорания, который проявляется в нервозности, психической неустойчивости, повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности, агрессивности.
В ходе выполнения теоретической части исследования были рассмотрены подходы к определению понятия «синдром профессионального выгорания»; охарактеризованы особенности проявления «синдрома профессионального выгорания» банковских работников; определены современные методики диагностики «синдрома профессионального выгорания» и выявлены психологические средства коррекции «синдрома профессионального выгорания».
Целью эмпирического исследования, было подтверждение гипотезы о том, что специально разработанные рекомендации по снижению эмоционального выгорания, приведут к снижению уровня выгорания.
С учетом исследовательского опыта отечественных и зарубежных психологов были подобраны методики по выявлению уровня профессионального выгорания и стресса у банковских работников.
Для диагностики уровня эмоционального выгорания использовался метод диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко; опросник «профессиональное выгорание», разработанный на основе модели К. Маслач и С. Джексон, Водопьяновой Н. Е, Старченковой Е.; опросник «экспресс-оценка выгорания» Каппони В., Новак Т.
Полученные в ходе исследовательской работы данные были обработаны и проанализированы.
С испытуемыми была проведена разъяснительная беседа и разработаны общие рекомендации по профилактике синдрома профессионального выгорания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. - 1985. - №6. – 145 с.
- Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» // Вестник МГУ. - Cер.14 Психология. - 2005. - №1. – 89 с.
- Бойко В.В. Психоэнергетика – CПб.: Питер, 2008. – 416 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 1996. – 154с.
- Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций Издательство: Эксмо Год: 2008, С.160.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. – СПб., 2008. – 358 c.
- Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. Водопьянова, Н.Е. СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
- Гуслякова, Л.Г. Введение в теорию социальной работы / Л.Г. Гуслякова. – Барнаул: Форест, 1995. – 217 с.
- Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин // СПб.: Питер, 2005. – с. 233-236.
- Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб.: Питер, 1995.
- Лозинская Е.И., Лутова Н.Б., Вид В.Д. Системный индекс синдрома перегорания (на основе теста MBI). Методические рекомендации. НИПНИ им. Бехтерева, 2007. – 19 с.
- Маслач К., Пайнс Э. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2005. – 309 с.
- Осипов, Г.В. Социология: основы общей теории / Под ред. Осипова Г.В. – М.: "Аспект-пресс", 1998. – 271 с.
- Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы : избр. работы 1991-2005 гг.: учеб. пособие / П. Д. Павленок. - М.: Дашков и К, 2006. – 476 с.
- Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания / П. Сидоров // Медицинская газета, № 43 – 8 июня 2005.
- Синдром эмоционального выгорания (лекция). // Под. ред. П.И. Сидорова, д. м. н., профессор, академик РАМН, г. М., 2007 г. – 392с.
- Социальная работа: теория и практика: Учеб.пособие/ Отв.ред Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.
- Управление персоналом. Словарь-справочник // Интернет-версия: psyfactor.org/personal/personal17-11.htm
- Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: Акад. Проект, 2007. – 510 с.
- Kondo, Dorinne K. Crafting selves : power, gender, and discourses of identity in a Japanese workplace / Dorinne K. Kondo. Chicago: University of Chicago Press, 1990. – 346 p.
Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)
Инструкция: прочитайте утверждения и решите, относятся они к вам или нет.
ФИО ____________________________________________________________________________
№ |
Утверждение |
Да |
Нет |
1. |
Когда в воскресенье днем я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходного уже испорчен. |
||
2. |
Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления. |
||
3. |
Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры. |
||
4. |
То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики). |
||
5. |
На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях. |
||
6. |
Коллегам (пациентам, ученикам, посетителям, заказчикам) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно. |
||
7. |
С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной. |
||
8. |
О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое. |
||
9. |
Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям. |
||
10. |
За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое. |
Опросник выгорания Маслач
Пожалуйста, ответьте, как часто Вы испытывают чувства, перечисленные в каждом из пунктов опросника.
Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, руководствуясь первым впечатлением.
ФИО ____________________________________________________________________________
№ п/п |
Утверждение |
Никогда |
Очень редко |
Редко |
Иногда |
Часто |
Очень часто |
Каждый день |
К концу рабочей недели я чувствую себя эмоционально опустошенным (ой). |
||||||||
К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон. |
||||||||
Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен (должна) идти на работу. |
||||||||
Я хорошо чувствую душевные переживания тех, с кем я работаю (партнеры, клиенты), и это помогает в переговорах по торговым сделкам (реализации продукции). |
||||||||
Меня раздражают (выводят из душевного равновесия) те люди, с кем мне приходится работать. |
||||||||
Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально воодушевленным(ой). |
||||||||
Я умею находить правильное решение в сложных (конфликтных) ситуациях. |
||||||||
Я чувствую угнетенность и апатию. |
||||||||
Я оказываю позитивное влияние на продуктивность работы сотрудников нашей фирмы (моих подчиненных и коллег). |
||||||||
В последнее время я предпочитаю быть более отстраненным(ой) и бесчувственным(ой) по отношению к тем, с кем мне приходится работать. |
||||||||
Люди, с которыми мне приходится работать, неинтересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня. |
||||||||
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. |
||||||||
Я чувствую все больше жизненных разочарований. |
||||||||
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше. |
||||||||
В организации, где я работаю, я предпочитаю формальное общение, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с сотрудниками (или клиентами) до минимума. |
||||||||
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех. |
||||||||
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе или в общении с клиентами. |
||||||||
Я легко (без напряжения) общаюсь с людьми независимо от их социального статуса (положения), возраста и характера. |
||||||||
Я доволен (довольна) своими жизненными успехами (достижениями). |
||||||||
Я чувствую себя на пределе возможностей. |
||||||||
Я смогу еще многого достичь в своей жизни. |
||||||||
Люди, с кем я работаю (начальство, подчиненные, коллеги), перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. |
Методика диагностики уровня профессионального выгорания Бойко
Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, ответьте «да», если не согласны, ответьте «нет».
ФИО ____________________________________________________________________________
№ п/п |
Утверждение |
Да |
Нет |
Организационные недостатки на работе (учебе) постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. |
|||
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. |
|||
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности. |
|||
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать/учиться (менее продуктивно, качественно, медленнее). |
|||
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения – хорошего или плохого. |
|||
От меня как профессионала/человека мало зависит благополучие партнеров. |
|||
Когда я прихожу с работы/учебы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. |
|||
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). |
|||
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует долг, в том числе профессиональный. |
|||
Моя работа/учеба притупляет эмоции. |
|||
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе, учебе, в жизни. |
|||
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний. |
|||
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. |
|||
Работа/взаимодействие с людьми приносит все меньше удовлетворения. |
|||
Я бы сменил место работы/учебы, если бы представилась возможность. |
|||
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь, в том числе профессиональную. |
|||
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на контакты, в том числе деловые. |
|||
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. |
|||
Я настолько устаю на работе /учебе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. |
|||
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. |
|||
Иногда самые обычные ситуации общения вызывают раздражение. |
|||
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. |
|||
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. |
|||
При воспоминании о некоторых коллегах по работе/учебе или партнерах у меня портится настроение. |
|||
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. |
|||
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами и другими людьми. |
|||
Обстановка на работе/учебе мне кажется очень трудной, сложной. |
|||
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой/учебой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п. |
|||
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. |
|||
В общении я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла». |
|||
Я охотно рассказываю домашним о своей работе/учебе. |
|||
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы/учебы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). |
|||
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. |
|||
Я очень переживаю за свою работу/учебу. |
|||
Партнерам по работе/учебе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. |
|||
При мысли о работе/учебе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. |
|||
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с начальством. |
|||
Я часто радуюсь, видя, что моя работа/учеба приносит пользу людям. |
|||
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе/учебе. |
|||
Некоторые стороны (факты) моей жизни вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. |
|||
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. |
|||
Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на “хороших” и “плохих”. |
|||
Усталость от работы/учебы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. |
|||
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. |
|||
Обычно я прихожу на работу/учебу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. |
|||
Я иногда ловлю себя на том, что работаю, взаимодействую с партнерами автоматически, без души. |
|||
Иногда встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. |
|||
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. |
|||
На работе/учебе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. |
|||
Успехи в работе/учебе вдохновляют меня. |
|||
Жизненная ситуация, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной). |
|||
Я потерял покой из-за работы/учебы. |
|||
На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов). |
|||
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. |
|||
Я часто с работы/учебы приношу домой отрицательные эмоции. |
|||
Я часто работаю через силу. |
|||
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам чем теперь. |
|||
Во взаимодействии с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье. |
|||
Иногда иду на работу/учебу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. |
|||
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. |
|||
Контингент партнеров, с которым я работаю/взаимодействую, очень трудный. |
|||
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. |
|||
Если бы мне повезло с работой/учебой, я был бы более счастлив. |
|||
Я в отчаянии из-за того, что на работе/учебе у меня серьезные проблемы. |
|||
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. |
|||
Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. |
|||
Чаще всего после рабочего/учебного дня у меня нет сил заниматься домашними делами. |
|||
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий/учебный день кончился. |
|||
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. |
|||
Взаимодействуя или работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. |
|||
Работа, взаимодействие с людьми (партнерами) очень разочаровали меня. |
|||
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. |
|||
Как правило, мой рабочий/учебный день проходит спокойно и легко. |
|||
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. |
|||
Моя карьера складывается удачно. |
|||
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой/учебой. |
|||
Некоторых из своих постоянных партнеров, знакомых я не хотел бы видеть и слышать. |
|||
Я одобряю людей, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. |
|||
Моя усталость на работе/учебе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями. |
|||
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. |
|||
Меня часто подводят нервы в общении с людьми, в том числе на работе/учебе. |
|||
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе/в учебе я утратил интерес, живое чувство. |
|||
Работа/взаимодействие с людьми плохо повлияла на меня — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. |
|||
Работа/взаимодействие с людьми явно подрывает мое здоровье. |