Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в современной России
1.1 Специфика государственного регулирования предпринимательской деятельности
2. Направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности
2. Публичное регулирование предпринимательской деятельности – важнейшая функция современных государств. Содействуя развитию субъектов современного предпринимательства, государство через свои институты нормирует и контролирует их деятельность посредством административных и экономических механизмов способствует формированию конкурентной среды, ориентирует на наиболее перспективные и общественно значимые направления.
3. При общей тенденции снижения административного воздействия на бизнес, предоставления ему большей свободы в развитых странах государство не устраняется от регулирования ключевых социально-экономических процессов, а совершенствует его.
4. Осуществляется поддержка приоритетных бизнес направлений, передача регулирующих функций общественным объединениям пред- принимателей, развитие институтов оперативного разрешения кон- фликтов, как в предпринимательской среде, так и в её взаимоотношениях с властью и потребителями.
5. Продолжается процесс формирования бизнес-этики и корпоративной культуры с учётом национальных особенностей бизнес среды. Правительства большинства развитых стран осознают необходимость развития предпринимательства.
Поэтому государственная поддержка предпринимателей и привлечение населения в эту сферу выступает на первый план. Каждая страна определяет собственную стратегию поддержки предпринимательства, но основные цели этой политики одинаковы. В странах с развитым малым бизнесом проводится активная политика поддержки предпринимательских инициатив, созданы и действуют эффективные механизмы помощи предпринимательству. Знание зарубежного опыта необходимо, чтобы не повторять ошибки, использовать наработанный веками опыт, ускорить процесс цивилизованных рыночных преобразований в России.
2.2 Направления модернизации системы государственного регулирования предпринимательской деятельности в России
При рассмотрении предпринимательской деятельности как объекта государственного регулирования необходимо отметить, что она выступает как результат единства институциональных условий и имеющегося ресурсного потенциала предпринимательских структур (рассматриваемого в широком смысле). Причем несоответствие институциональных условий, формируемых государством, имеющемуся ресурсному потенциалу предпринимательских структур (отражающему уровень развития человеческого капитала, уровень инновационности, состояние материальных ресурсов и т. п.) приводит к невыполнению предпринимательством своей социально- экономической роли как подсистемы национального хозяйства.
Соответственно, целевой установкой трансформации системы государственного регулирования предпринимательской деятельности выступает формирование институциональных условий для повышения экономической и социальной ответственности бизнеса, как отражения его роли в развитии национальной экономики. Государственное регулирование предпринимательства – это способ поиска оптимального баланса в процессе соотношения производительных сил и производственных отношений с целью сохранения господства рыночного механизма.
Эволюция механизма государственного регулирования предпринимательства объективно обусловлена развитием производительных сил и в этом смысле необратима. Но в таком многообразном и противоречивом механизме экономические аспекты теснейшим образом связаны с политическими и социальными[11].
В современных российских условиях государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется без учета специфических особенностей функционирования предпринимательских структур в различных сегментах национальной экономики и на конкретных территориях, что приводит к размыванию финансовых средств, снижению результативности принимаемых мер.
Модернизация системы государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает реализацию биполярного подхода, сущность которого состоит в разработке многоуровневой системы дифференциации государственного регулирования предпринимательской деятельности в соответствии с двумя «полюсами» их функционирования на каждом уровне.
Задачи государственного регулирования и развития предпринимательства сводятся к созданию институциональных условий для реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур. Исходя из принципа биполярности, в соответствии с которым целесообразность и форма государственной поддержки регулирования определяется только стратегическими и социальными приоритетами развития национального хозяйства (сфер предпринимательской деятельности, таких как оборонная сфера, социально-культурная и т. д.), предложен соответствующий алгоритм привлечения и отбора предпринимательских структур для оказания им государственной поддержки.
Ключевыми принципами реализации данного алгоритма выступают: – согласованность национальных стратегических приоритетов и потребностей территории (имеется в виду непротиворечивость формирования состава структур из сфер предпринимательской деятельности, определенных на федеральном уровне в качестве стратегически важных и социально-значимых, и сфер, которым на региональном уровне будет оказываться поддержка со стороны органов власти); – сочетание социальной необходимости и экономической целесообразности (имеется в виду оптимальность определения форм и масштабов компенсаций для тех предпринимательских структур, которые возьмут на себя социальную нагрузку на территории); – единство финансовых потребностей бизнеса и перспективных возможностей (имеется в виду выбор формы государственной поддержки в случае, если данная сфера предпринимательской деятельности является значимой для территории).
Этапами реализации алгоритма являются: 1) выявление сфер деятельности территории, требующих развития путем активизации в них предпринимательской деятельности; 2) определение специфики предпринимательской деятельности в интересующей сфере (необходимость формирования новых структур; целесообразность поддержки функционирующих структур; необходимость формирования инфраструктуры предпринимательской деятельности); 3) определение форм государственной поддержки (реализация программ финансирования, инвестирование под государственные гарантии, реализация механизма государственно-частного партнерства); 4) формирование механизма контроля и оценки результативности предпринятых мер.
В рамках решения задачи контроля над результативностью реализации государственной политики в сфере регулирования и поддержки предпринимательской деятельности необходимо создать соответствующую систему оценки результативности государственного регулирования предпринимательской деятельности, где ключевыми элементами станут:
1) принципы построения независимой системы оценки государственного регулирования предпринимательской деятельности, в т. ч.: – многоуровневости – данные макро- уровня, подготавливаемые Федеральной службой государственной статистики, должны прямо или косвенно подтверждаться результатами международных исследований и независимыми исследованиями открытой отчетности хозяйствующих субъектов; – полноты – формирование комплексной системы показателей, отражающих результативность государственного регулирования предпринимательской деятельности, сформированной с учетом мирового опыта и опыта независимых аналитических агентств; – автономности – независимость Федеральной службы государственной статистики и ее региональных органов от органов исполнительной власти; – проверяемости – открытость первичных данных, характеризующих государственное регулирование предпринимательской деятельности; – ответственности – закрепление конкретных форм и механизмов наказания для представителей региональных органов Федеральной службы государственной статистики и представителей исполнительной власти за искажение информации; – открытости – прозрачность процедур и инструментов формирования системы оценки государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также процесса их реализации;
2) объект – Федеральная служба государственной статистики, осуществляющая сводку и группировку данных, характеризующих результативность государственного регулирования предпринимательской деятельности, сформированных на местном, региональном, национальном и международном уровнях;
3) субъекты – предпринимательские структуры и показатели, характеризующие реализацию ими своего экономического и социального потенциала развития; 4) инструментарий – совокупность показателей, характеризующих результативность государственного регулирования предпринимательской деятельности, и способов их получения.
В данном контексте следует отметить, что: – на международном уровне в настоящее время широко известен рейтинг по индексу комфортности ведения бизнеса – Doing Business, составляемый Всемирным банком и анализируемый в аналитических докладах.
Для решения задачи оценки результативности государственного управления рекомендуется: во-первых, инициировать необходимость проведения международных рейтингов стран по уровню результативности государственного управления; во-вторых, отражать в составе статистических показателей Российского статистического ежегодника (Раздел 12. Предприятия и организации: деловая активность организаций) место России в международных рейтингах по благоприятности ведения бизнеса; – на национальном уровне целесообразна инициация проведения исследований независимыми рейтинговыми агентствами и составления национальных рейтингов регионов, территорий по уровню результативности управления в них; по уровню комфортности в них ведения бизнеса, с размещением в официальных изданиях результатов исследования; – на уровне регистрации предлагается включить в состав показателей, учитываемых и публикуемых Федеральной службой государственной статистики в официальных ежегодниках, показатели, характеризующие эффективность государственной поддержки стратегически важных и социально-значимых предпринимательских структур и характеризующие результативность реализации предпринимательскими структурами своего потенциала саморазвития.
Кроме того, модернизация системы государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает решение проблем реинтеграции российской экономики, становления контуров ее расширенного воспроизводства за счет активизации инновационных процессов в национальном хозяйстве, создания условий для развития человеческого капитала и роста социального потенциала общества как главных элементов нематериального богатства экономики.
Необходимо продолжение деятельности по снижению административного давления на бизнес через работу областной межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, областного координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства, проведение «круглых столов» с контролирующими органами; усиление информационной поддержки предпринимателей в связи с работой регионального портала малого и среднего бизнеса[12].
Предполагается также реализация мер, направленных на обеспечение наращивания экономической составляющей потенциала саморазвития предпринимательских структур и создание условий для полноценной реализации его социальной составляющей. Потенциал саморазвития предпринимательской структуры представляет собой единство статических (совокупность имеющихся ресурсов, обеспечивающих простое воспроизводство на основе применения экстенсивных факторов и методов управления) и динамических составляющих (возможности и целевые ориентации, которые организация накапливает, пополняет, восстанавливает, преобразует и реализует на протяжении всего периода своего функционирования с целью получения экономического и социального результата).
Наращивание экономической составляющей потенциала саморазвития предпринимательских структур предполагает: совершенствование технологической и институциональной среды национального хозяйства; развитие интеграционных связей предпринимательских структур кластерного типа; формирование комплексной системы страхования; проведение неоиндустриализации крупных предпринимательских структур; снижение прямых социальных обременений предпринимательства; полноценную реализацию кадрового потенциала, направленную на обеспечение расширенного воспроизводства человеческого капитала.
Создание условий для полноценной реализации социальной составляющей потенциала саморазвития предпринимательских структур включает: закрепление положительного бренда российского предпринимательства как внутри страны, так и на мировой арене хозяйственных связей; развитие взаимовыгодного сотрудничества в системе «федеральный центр – муниципалитет – предприниматель – работник», ориентированного на решение задач комплексного социально-экономического развития территорий; формирование морально-этических ориентиров развития российского предпринимательства как основы мобилизации его внутреннего потенциала.
Таким образом, модернизация системы государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает изменение идеологии и принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности, в основу которого положено ценностное целеполагание государственного регулирования и избирательность государственной поддержки как основы повышения ее эффективности. Комплексная модернизация системы государственного регулирования предпринимательской деятельности позволит: – сформировать биполярную среду развития российского предпринимательства, в рамках которой форма государственного регулирования определяется стратегически- ми и социальными приоритетами развития национального хозяйства; – создать институциональные условия для реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур в форме экономической и социальной ответственности; – разработать систему оценки эффективности государственного регулирования предпринимательской деятельности как инструмента ее корректировки.