Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандартны бухгалтерского учета.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 1549
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Системы бухгалтерского учета: понятие и роль
1.2. Система бухгалтерского учета в России
1.3. Нормативные основы ведения бухгалтерского учета в России
Глава 2. международные стандарты учета и отчетности
2.1. Понятие, цели и область применения МСФО
2.2. Адаптация отечественных стандартов бухгалтерского учета к МСФО
2.3. Актуальные вопросы регулирования бухгалтерского учета в процессе перехода на МСФО
Активы = Пассивы,
а уравнение балансового отчета, подготовленного согласно МСФО: Активы - Обязательства = Собственный капитал.
Так же в российском балансе статьи строго выделены в разделы, чего нет в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).
В российской отчетности центральным является балансовый отчет. На основе МСФО структура отчета о финансовых результатах является более информативной и аналитичной, чем российская форма отчётности. Среди международных форм финансовой отчетности отчет о прибылях и убытках всегда был основным, а его составление достаточно сложным. Его данные помогают раскрыть хозяйственную деятельности организации за отчетный период и служит главным источником для анализа финансовых показателей[3].
За последние годы в России был принят целый ряд новых законодательных актов по бухгалтерскому учёту. Так, например, в 2010 году был принят закон «О консолидированной финансовой отчетности», который устанавливает обязанность определенных субъектов составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность. В том же году приказом Минфина России были утверждены новые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, а также формы Приложений к ним, которые организации теперь обязаны применять, начиная с отчетности за 2011 год.
В 2013 году вступил в силу новый Закон о бухгалтерском учете, которым предусмотрено применение международных стандартов как основы для разработки национальных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета. Таким образом, принятие нового закона должно было способствовать интеграции РФ в европейскую и мировую экономику, улучшению делового климата, росту прозрачности экономики, стимулированию местных и иностранных прямых и портфельных инвестиций, укреплению стабильности и конкуренции банковского, страхового и реального секторов, а также сокращению рисков[3].
Внедрение международных стандартов финансовой отчетности в России сдерживают в их реализации некоторые экономические факторы, такие как издержки на дорогостоящие аудиторские услуги и консультантов; стоимость затрат на модернизацию и замену программного обеспечения; затраты по раскрытию собранной информация о фирме; расходы на переквалификацию персонала, а также на аудиторские и консультационные услуги[4].
Помимо этого, существует ряд экономических факторов, которые, наоборот, должны стимулировать внедрение международных стандартов российскими предприятиями. Например, это доступ к сравнительно недорогим в сравнении с российской банковской системой иностранных инвестиций в целях содействия инвестиционным процессам. Предпочтение российских банков работать с короткими деньгами, а длинные предоставлять сначала под проценты, делает получение кредитов для пользователей невыгодным. Практически невозможно получить кредит в иностранных банках для российских предпринимателей. Они сталкиваются при доступе к рынкам иностранного капитала с требованием кредиторов обеспечить высокое качество финансовой информации, а также составлением финансовой отчетности согласно международных стандартов финансовой отчетности[4]. Так же необходимо учитывать рост рыночной капитализации. Недооценены акции значительной части российских компаний в сравнении с акциями европейских компаний, из-за различных методов при составлении финансовой отчетности[4].
Адаптация бухгалтерского учета и отчетности в РФ к международным стандартам предъявляет новые требования к подготовке специалистов по бухгалтерскому учету.
К основным мерам при подготовке новых бухгалтерских кадров можно отнести, в первую очередь, издание соответствующих современных учебников и учебных пособий по основным дисциплинам, а так =же оснащение процесса обучения учетных работников современным техническим оборудованием. Целесообразно проводить переподготовку преподавателей, обучающих бухгалтеров и аудиторов, с использованием зарубежных стажировок.
2.3. Актуальные вопросы регулирования бухгалтерского учета в процессе перехода на МСФО
Как отмечает Т.Ю. Шишкова, переход России к рыночной экономике вызвал необходимость реформирования отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и Международными стандартами финансовой отчетности является предметом научных дискуссий более десяти лет [3].
Рассматривая вопросы перспективы развития бухгалтерского учета российский экономист Л.А. Чайковская отмечает, что перспектива его развития базируется на тенденциях приближения к принципам и требованиям, закрепленным в международных стандартах финансовой отчетности. В бухгалтерском учете закрепились качественные институциональные изменения, которые в ближайшей перспективе могут оказать заметное влияние на условия и эффективность его ведения [2].
Другой позиции придерживается экономист М.И. Сидорова, акцентируя внимание на том, что бухгалтерская отчетность остается основой процессов подготовки, принятия и реализации решений различными группами пользователей. В целях повышения ее достоверности и транспарентности мировым профессиональным сообществом ведется активная работа по разработке единой концептуальной основы для внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) [4].
Обозначая актуальность перехода на МСФО, А.М. Низамутдинова говорит о необходимости дальнейших научных исследований в части реформирования отечественной системы бухгалтерского учёта [14].
Проведённый анализ экономической литературы свидетельствует об отсутствии единства мнений о степени соответствия российских положений по бухгалтерскому учету требованиям МСФО. Это обусловлено тем, что содержание российских стандартов в полной мере удовлетворяет специалистов, пользующихся ими при формировании отчетности.
Предпосылки к внедрению МСФО в Российской Федерации возникли в начале 90-х гг. XX века, когда прошёл семинар по проблемам учёта на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промыш- ленной палатой СССР в июне 1989 года в городе Москва.
Данный семинар дал толчок к развитию МСФО в Российской Федерации, где в течении последующих двадцати лет осуществлялась подготовка, в которую входили различные доработки и составлялись программные документы, по результатам чего был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» [7]. Данный Закон выступает базисом как в процессе реформированию бухгалтерского учета Российской Федерации в соответствии с МСФО, так и для разработки и утверждения приказов, на основании которых на территории России в практику были внедрены 37 МСФО.
Следует отметить, что Россия на протяжении последних десяти лет применяет МСФО, разрабатывая на его основе ПБУ. Однако, различия между ними довольно значительные:
- отчётность по МСФО более понятна и доступна по сравнению с требованиями, выдвинутыми ПБУ;
- информация, предъявляемая в отчетности составленной по МСФО позволяет учесть фактор инфляции, что весьма важно при анализе динамики развития организации.
Необходимость внедрения стандартов МСФО обусловлено рядом факторов:
- формирование отчетности по МСФО осуществляется организациями, работающих с иностранными банками и инвесторами, что обусловлено тем, что организации, составляющие отчетность по международным стандартам, могут рассчитывать на снижение процентной ставки при привлечении финансирования, поскольку инвестор в этом случае способен объективно оценить риски, закладываемые в ставку по кредиту; [22.C.34]
- возрастающими требованиями к учетной информации со стороны предпринимателей, что обусловлено стремлением создать такой инструмент, который позволял бы ему понимать реальное положение дел на предприятии. МСФО дают возможность объективно оценить финансовое положение организации, в то время как российские стандарты декларируют превосходство формы над содержанием;
- использование полученной информации для управленческих целей. Сейчас многие руководители осознают, что финансовая отчётность по МСФО необходима им для более эффективного управления своей организацией. Использование МСФО в качестве стандартов управленческого учёта - наиболее оправданное решение для большинства организаций, что обусловлено единым подходом к определению принципов и правил регламентации ведения учёта.
Принимая во внимание мнения экспертов, следует отметить, что использование МСФО в практической деятельности позволяет получать объективные данные, на основании которых формируется финансовая отчётность.
В процессе перехода отечественных организаций на МСФО возникает ряд проблем, которые обусловлены следующим:
- не разработан алгоритм трансформации бухгалтерской отчетности на МСФО;
- не достаточно развита методологическая база и методическая поддержка организаций, осуществляющих ведение учета в соответствии с требованиями МСФО;
- МСФО значительно сложнее российских стандартов бухгалтерского учёта (РСБУ), при этом переход требует от организаций финансовых вложений в части профессиональной переподготовки экономистов.
С нашей точки зрения выделены проблемы, связанные с переходом на МСФО, которые можно разрешить только при поддержке со стороны государства в части:
- повышения квалификации бухгалтеров (государственной реализации образовательных программ, для подготовки кадров в области применения МСФО и трансформации бухгалтерской отчетности);
- создания нормативно-законодательной базы относительно юридической поддержки по вопросам организации и методики ведения учета в соответствии с требованиями МСФО и РФ;
- обязательного перевода крупных корпораций на сдачу отчётности в соответствии требований МСФО;
- разработка стимулирующих механизмов для организаций, осуществляющих ведение учета по МСФО, с учётом современных требований к автоматизации учётно-аналитического процесса;
- создание оптимальных условий для субъектов хозяйствования в части подачи отчётности по МСФО в контролирующие органы.
В заключении следует отметить, что переход на международные стандарты финансовой отчётности может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия для организаций. Среди положительных аспектов - улучшение сопоставимости показателей, что даёт возможность заинтересованным пользователям проводить анализ основных финансовых показателей, а также формировать соответствующие инвестиционные проекты для выхода организации на международные рынки капитала. К отрицательным последствиям внедрения МСФО можно отнести сложность перехода с РСБУ на МСФО, что обусловлены ростом управленческих затрат на ведение параллельного учёта по национальным и международным требованиям, а также трудностям трансформации бухгалтерской отчётности. [23.C.43]
Следует отметить, главным аргументом в пользу перехода к составлению отчётности на основании МСФО для российских организаций является достижение открытости и прозрачности финансовой отчетности российских организаций.
Выводы:
Решение методологических, организационных и технических вопросов в области бухгалтерского учета, вместе с развитием рыночных отношений в деятельности организаций позволит адаптировать бухгалтерский учет и отчетность в России к международным учетным стандартам.
Ещё одним фактом является то, что часть организаций при действующей налоговой системе зачастую искажает данные учёта, тем самым влияя на размеры объема реализации, прибыли, и, в конечном итоге налогов. Адаптация бухгалтерского учета и отчетности к международным стандартам в таких организациях может стать особенно проблематичной.
Таким образом, быстрого и полного перехода России на международные стандарты финансовой отчетности, скорее всего не получится. Однако постепенные и продуманные шаги к системе МСФО приведут к построению взаимного доверия между Россией и международным сообществом.
Заключение
Статус нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, различен. Некоторые из них носят обязательный характер, как, например, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а другие — лишь рекомендательный, такие как методические указания.
В общем виде система правового регулирования бухгалтерского учета выглядит следующим образом.
К первому уровню регулирования относится Конституция РФ, которая в ст. 71 устанавливает, что «...официальный бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации».
В то же время не стоит забывать о том, что ч. 1 ст. 15 Конституции РФ определяет, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. А ч. 2 этой же статьи гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Так, к числу международных документов следует отнести Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), появление которых в Российской Федерации в первую очередь связано с развитием в России рыночных отношений, установлением долгосрочных торговых связей и созданием организаций с участием иностранного капитала, периодом, когда российские ценные бумаги стали выходить на международную арену. Именно на этом этапе так необходима информация, которая содержится в бухгалтерском учете, поскольку именно благодаря ей становится возможным принятие правильных управленческих решений. Информация же, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, становится средством связи между экономическими субъектами на национальном и международном уровнях.