Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Терминологические аспекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
1.1. Терминологические аспекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
1.2. Правовые основания ограничения прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий
1.3 Гарантии соблюдения прав человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий
Глава 2 Особенности соблюдения прав гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
2.2 Актуальные проблемы нарушения прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий
ВВЕДЕНИЕ
Статья 2 Конституции Российской Федерации «закрепляет положение, в соответствии с которым человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [1], однако Конституцией Российской Федерации предусмотрены случаи правомерного ограничения некоторых прав и свобод человека и гражданина, в частности это «ограничения права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), права на неприкосновенность жилища» [1]. Ограничение перечисленных выше прав происходит только на основании судебного решения при осуществлении правоохранительной деятельности, одним из видов которой является оперативно-розыскная деятельность (ОРД) [2].
Потребность в безукоснительном соблюдении и всестороннем обеспечении основных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сферах человеческой жизнедеятельности возникла далеко не в современных условиях и главным образом не на волне демократических преобразований (они только актуализировали и усилили потребность такого подхода к международно-признанным стандартам человеческого измерения), происходящих во многих государствах мира, в частности, начавшихся и продолжающихся в РФ со дня образования ее государственности. Данная проблема по своей сути не нова, и корни ее лежат в глубоком историческом прошлом.
Таким образом, сложные социальные условия, в которых сегодня функционируют оперативные подразделения, требуют принятия кардинальных, неоднозначных мер в решении проблем соблюдения законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Проблемами соблюдения прав граждан при производстве оперативно-розыскных мероприятий в своих трудах занимались такие ученые, как А.Г. Ахмедов, О.А. Галустьян, В.Н. Григорьев, Ю.Н. Егоров, С.В. Круговой, Н. Лопаткина, B.C. Овчинский, А.В. Победкин, Е.М. Рябков, И.Ю. Таричко, А.А. Чувилев, А.Ю. Шумилов, В.Н. Яшин и многие другие. В данных исследованиях поднимались важные проблемы обеспечения прав и свобод граждан при оперативно-розыскной деятельности. Но, как показывает практика, в данном направлении есть проблемные вопросы, которые требуют бесспорного дальнейшего анализа и совершенствования.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что именно по деятельности правоохранительных органов формируется мнение у граждан о том, насколько государство обеспечивает соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Иногда для достижения цели эффективного решения правоохранительной задачи необходимо ограничение прав и свобод человека и гражданина. В данной ситуации правоохранительные органы, решая возложенные на них задачи должны действовать исходя из того, что высшая ценность — это человек, его права и свободы, и что их защита является обязанностью государства. Для обычного гражданина, скорее всего, не столь важно, кто и как в отношении него будет осуществлять ОРМ. Для него значение имеет то, в какой степени при этом будут обеспечены его права, свободы и законные интересы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.В настоящее время среди научных деятелей и правоприменителей нет единых позиций даже относительно понятия и содержания оперативно-розыскной деятельности, содержания и количества оперативно розыскных мероприятий, порядка и формы представления результатов оперативно-розыскной деятельности заинтересованным субъектам и т. д. Отсутствие елинства по данным проблемам приводит к тому, что вопросы правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности остаются нерешенными. Правильно организованная и осуществляемая оперативно-розыскной деятельности является необходимым условием эффективной борьбы с преступностью, особенно с такими ее опасными формами, как экономическая, организованная преступность, коррупция и терроризм.
Объектом исследования является оперативно-розыскная деятельность.
Предметом курсовой работы является соблюдение прав граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Целью работы является теоретико-правовой анализ оперативно-розыскной деятельности и прав граждан.
Задачи:
рассмотреть теоретические основы оперативно-розыскной деятельности;
проанализировать основания ограничения прав граждан в федеральных законах «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О полиции»;
раскрыть правовые гарантии соблюдения конституционных прав человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
проанализировать содержание понятия контроля за оперативно-розыскной деятельностью как одной из гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
проанализировать проблемные вопросы обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности и предложить их решение.
Нормативную основу исследования составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и др.
Методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системный и др.
Структурно работа состоит из Введения, двух глав, разделенных на подглавы, Заключения и Списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
1.1. Терминологические аспекты оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации
В последние несколько лет все большие масштабы приобретает несогласованность в правовом регулировании и толковании терминологического аспекта оперативно-розыскной деятельности, проводимой уполномоченными государственными органами Российской Федерации. Анализ правовых актов свидетельствует о наличии значительного числа нормативных документов, в которых упоминаются «оперативно-розыскная деятельность» и «оперативно-розыскные мероприятия», с одной стороны (федеральные законы от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об оперативно-розыскной деятельности), от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке», от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране», от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 25.07.1998 № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической экспертизе», от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»), и «оперативно-разыскная деятельность» в сочетании с «оперативно-разыскными мероприятиями» — с другой (федеральные законы от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах», Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», постановление Правительства РФ от 27.08.2005 № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность») [3-21]. В органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах внутренних дел, органах Федеральной службы безопасности созданы оперативно-разыскной департамент, управление координации оперативно-разыскной деятельности, управление оперативно-разыскной информации, управление организации оперативно-разыскной деятельности, оперативно-разыскное управление, межрегиональные оперативно-разыскные отделы (отделения), оперативно-разыскные части (в Федеральной таможенной службе действуют оперативно-розыскные отделы оперативных таможен и оперативно-розыскные отделения таможен.) .
Подобная двойственность связана с вольное обращение с правовыми категориями и искажение формулировок федерального закона осуществлялись в ряде случаев в угоду ведомственным интересам (подгонка наименований правовых актов под названия оперативных подразделений, субъективные требования руководства некоторых правоохранительных органов к ведению делопроизводства, недостатки в работе правотворческих органов и органов юстиции при принятии и регистрации ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, и др.). В соответствии с Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности перечень дел оперативного учета и порядок их ведения, а также организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Данные правовые акты предусматривают механизм реализации указанного закона. Постепенно законы и ведомственные акты, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, приспособили под нужды конкретных чиновников в погонах.
Разница лишь в одной букве. Но сложившаяся ситуация не настолько проста. Данная проблема выходит за рамки юридической техники и герменевтики.
Во-первых, для обозначения одних и тех же понятий недопустимо использовать различные термины [23, С. 468.].
Во-вторых, недопустимо без веских оснований отказываться от ранее используемой терминологии.
В-третьих, несоответствие юридической терминологии применительно к оперативно-розыскной деятельности может привести к неправовому ограничению конституционных прав граждан и нарушению законности в деятельности государственных органов [23, С. 469.].
Защита и создание условий для реализации прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В статье 55 Конституции РФ отмечено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом [1]. В Российской Федерации действует Закон об оперативно-розыскной деятельности, в котором закреплены задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности, перечень оперативно-розыскных мероприятий, система гарантий законности при их проведении. Поэтому не предусмотренная федеральным законом деятельность, которая ограничивает конституционные права и свободы человека и гражданина, порождает правовые последствия, аналогичные незаконным действиям государственных органов и их должностных лиц, нарушающим права и свободы граждан.
Российское законодательство предусматривает проведение только оперативно-розыскной деятельности и оперативно-розыскных мероприятий. Правомерность оперативно-розыскной деятельности и соответствующих мероприятий подтверждена определениями Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” по жалобе гражданки И.Г. Черновой» [47], от 20.10.2005 № 375-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Макаренко А.М. на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 29 УПК РФ и статьями 6—9 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”»[48], от 24.01.2006 № 27-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Киштыкова Д.К. на нарушение его конституционных прав статьей 9 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”»[49], от 08.02.2007 № 128-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мартиросяна О.Б. на нарушение его конституционных прав статьей 9 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”»[50], от 29.05.2007 № 417-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова К.В. на нарушение его конституционных прав статьями 15 и 17 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”» и статьями 48 и 49 Федерального закона “О наркотических средствах и психотропных веществах”»[51], постановлением Конституционного Суда РФ от 09.07.2011 № 12-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и части первой статьи 9 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” в связи с жалобой гражданина И.В. Аносова» [52].
Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются специально уполномоченными субъектами (в настоящее время — органами внутренних дел, органами Федеральной службы безопасности, органами государственной охраны, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенными органами, оперативными подразделениями Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, органа внешней разведки Министерства обороны РФ) с соблюдением установленного порядка и при наличии законных оснований для их проведения. Полученные таким образом результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться для возбуждения уголовных дел, представляться в орган дознания, следователю или в суд, а также использоваться в доказывании по уголовным делам [53]. И наоборот, не предусмотренная Законом об оперативно-розыскной деятельности деятельность не может служить основой для формирования доказательной базы при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Такие доказательства признаются не имеющими юридической силы и не подлежат использованию при производстве дознания и предварительного следствия, а также при разбирательстве уголовных дел в суде [1].
Одной из важнейших гарантий, призванных защитить права и свободы граждан от произвольного и чрезмерного ограничения органами и должностными лицами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, служит предварительный судебный контроль за законностью и обоснованностью оперативнорозыскных мероприятий. Статья 9 Закона об оперативно-розыскной деятельности устанавливает основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Граждане и организации вправе обжаловать незаконную «оперативно-разыскную» деятельность спецслужб и правоохранительных органов и потребовать взыскания необходимой компенсации нанесенного вреда за нарушения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Виновные должностные лица могут быть привлечены к ответственности.
Деятельность, ограничивающая конституционные права и свободы человека и гражданина, не предусмотренная федеральным законом или нарушающая его, является преступной в соответствии с УК РФ, который содержит несколько составов преступлений, связанных с незаконным сбором или распространением информации под предлогом выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска лиц и сбора сведений об угрозах безопасности государства и общества. К числу подобных преступлений, совершаемых должностными лицами (сотрудниками правоохранительных органов, работниками почты, телеграфа и телефонных станций), отнесены: нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ); нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ); нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) [3].
Ошибочное использование словосочетаний «оперативно-разыскная деятельность» и «оперативно-разыскные мероприятия» влечет за собой целый ряд негативных последствий. Осуществление правоохранительными органами и спецслужбами пресловутой «оперативно-разыскной» деятельности может нанести ущерб законной оперативно-розыскной практике. Любой квалифицированный защитник поставит под сомнение одновременное наличие в Российской Федерации правовых режимов оперативно-розыскной и «оперативно-разыскной» деятельности, правомерность оснований и законность результатов оперативной деятельности, не предусмотренной Законом об оперативно-розыскной деятельности, и обжалует подобную деятельность государства в отношении своих подзащитных (подзащитного) в суде [4]. Предметом проверки в судах общей юрисдикции могут стать соблюдение определенного указанным законом перечня оперативно-розыскных мероприятий; законность и обоснованность проведения «оперативно-разыскных мероприятий», в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков проведения «оперативно-разыскных мероприятий».