Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
Действие названных Основных положений было прекращено постановлением Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 года. «О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год».
Указом Президента от 24 декабря 1993 года была утверждена Государственная программа приватизации, которая предусматривала завершение приватизации с использованием приватизационных чеков до 01 июля 1994 года.
Второй Закон о приватизации (1997 года) предусматривал принятие Программы приватизации в форме закона, но Программа приватизации на основе этого Закона так и не была утверждена.
Приватизация в основных производственных сферах: нефтяной, газовой, в электроэнергетике осуществлялась на основе указов Президента РФ путём создания «раздробленных» холдингов.
На первом этапе приватизации в Рoссии, до 01 июля 1994 года, средством платежа при приобретении объектов приватизации использовались приватизационные чеки, а после этой даты стала осуществляться денежная приватизация.[16]
22 июля 1994 года Указом Президента РФ были утверждены Основные положения госпрограммы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01 июля 1994 года. Указ говорил о завершении чековой приватизации и переходе к этапу денежной приватизации, о применении положений Государственной программы приватизации на этом этапе.
В отличие от Государственной программы приватизации, которая должна была в соответствии с Законом о приватизации 1997 года приниматься в форме закона и регулировать отношения в рассматриваемой сфере, новый Закон ввёл понятие - прогнозный план (программа) приватизации.
Прогнозный план приватизации не является нормативным правовым актом, это - акт планирования приватизации объектов государственной собственности на будующий год. Прогнозный план содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного имущества, которое планируется приватизировать в определённом году. Здесь указывается также характеристика федерального имущества, планируемые сроки приватизации.[17]
Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определил компетенцию Правительства РФ в этой сфере:
- представлять Президенту РФ для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ;[18]
- представлять Президенту РФ предложения о внесении в перечень стратегических акционерных обществ и стратегических предприятий изменений;[19]
- утверждать ежегодно прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
- отчёт о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год представлять в Государственную Думу;
- издавать нормативные правовые акты по вопросам приватизации;
- руководить работой по вопросам приватизации федерального имущества федеральными органами исполнительной власти;
- принимать решения об условиях приватизации федерального имущества;
- осуществлять контроль за приватизацией федерального имущества.[20]
В некоторых субъектах РФ в соответствии с Законом о приватизации приняты свои законодательные акты в этой сфере. Так например, Правительством Иркутской области принят Закон от 10 декабря 2003 года № 62-оз «О приватизации областного государственного имущества», который устанавливает порядок реализации полномочий органами государственной власти Иркутской области в сфере приватизации областного государственного имущества (включая отчуждение земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы).[21]
На территории муниципального образования «город Усолье-Сибирское» Иркутской области приняты решения Городской Думы о проведении приватизации муниципального имущества, например решение от 31.03.2016 г. № 23/6 «Об утверждении положения «Об отдельных вопросах приватизации муниципального имущества города Усолье-Сибирское», в котором отражены следующие вопросы:[22]
- компетенция органов местного самоуправления в сфере приватизации;
- порядок планирования приватизации муниципального имущества;
- порядок принятия решения об условиях приватизации;
- порядок подведения итогов продажи муниципального имущества и порядок заключения договора купли-продажи.[23]
Также, Городской Думой принято решение от 27.10.2016 г. № 65/6 «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Усолье-Сибирское на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы», в котором определён перечень объектов муниципальной собственности, подлежащих приватизации в указанный период времени. [24]
На основании изложенного выше, можно сказать, что правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий осуществляется нормативными актами различного уровня: федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также изданными на их основании нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований.
Приватизация государственного и муниципального имущества представляет собой один из способов распределения материальных и нематериальных благ посредством возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности РФ, её субъектов, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц для достижения основных целей, которые указываются в Государственной программе приватизации и является важным рычагом воздействия на установление благоприятиной рыночной экономики в Российской Федерации.
2 Способы приватизации государственных и муниципальных предприятий
В главе II Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определены мероприятия по планированию приватизации государственного и муниципального имущества, а именно разработка и утверждение прогнозного плана (программы) привтизации, подготовка отчёта о проведённой приватизации, а также предоставление бухгалтерской (финансовой) отчётности.[25]
Глава III указанного выше Федерального закона определяет порядок приватизации государственного и муниципального имущества, который включает в себя следующие мероприятия:
- установление состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия (ст.11), который оформляется передаточным актом;
- определение цены государственного или муниципального имущества подлежащего приватизации (ст.12);
- установление способа приватизации государственного и муниципального имущества (ст.13);
- принятие решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества (ст.14);
- информационное обеспечение приватизации государственного или муниципального имущества (ст.15);
- подготовка документации, представляемой покупателями государственного и муниципального имущества (ст.16).
Остановимся более подробно на способах приватизации государственного и муниципального имущества.
Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
- преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответсвенностью;
- продажа на аукционе государственного или муниципального имущества;
- продажа на специализированном аукционе акций акционерных обществ;
- продажа на конкурсе государственного или муниципального имущества;
- продажа находящихся за пределами территории Российской Федерации государственной собственности и акций акционерных обществ;
- продажа посредством публичного предложения государственного или муниципального имущества;
- продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
- продажа по результатам доверительного управления акций акционерных обществ.[26]
Основные способы приватизации относятся к продаже государственного или муниципального имущества. Исключение составляют два способа – это преобразование унитарного предприятия в акционерное общество и внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ.[27]
Разновидностью реорганизации юридического лица, в результате которой создается акционерное общество, являющееся правопреемником унитарного предприятия является преобразование государственного и муниципального унитарного предприятия в акционерное общество.[28]
Прекращение деятельности одного юридического лица и возникновение нового происходит путём изменения юридическим лицом своей организационно-правовой формы.[29]
Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Составление передаточного акта, который формируется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках и о правах на них является обязательным условием преобразования. В передаточном акте отражаются виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия.[30]
Закон о приватизации дифференцирует с учётом определённых критериев способы приватизации имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий и находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, балансовая стоимость основных средств которых на последнюю отчётную дату превышает 5 миллионов МРОТ, а также имущества, соответствующего другим критериям, установленным Правительством РФ.[31]
Приватизация такого имущества может осуществляться:
- путём преобразования унитарного предприятия в акционерное общество;
- на аукционе;
- на специализированном аукционе;
- посредством продажи за пределами территории РФ, находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;
- посредством внесения в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ федерального имущества в качестве вклада в уставный капитал стратегического акционерного общества.[32]
Ещё один способ приватизации - внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ.
Правительство РФ, органы исполнительной власти субъекта Федерации, органы местного управления принимают решение о внесении вклада.
В уставные капиталы акционерных обществ могут быть внесены государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права.
Доля акций акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, её субъекта, муниципального образования и приобретаемых соответственно публичными образованиями, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять меньше 25% плюс одну акцию, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ.[33]
Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы акционерных обществ может осуществляться: при учреждении акционерных обществ; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов акционерных обществ.
Отличительная черта данного способа приватизации заключается в том, что правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи имущества.[34]
Следующий способ приватизации - продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.