Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
Введение
В настоящее время в России осуществляется приватизация государственной и муниципальной собственности. При проведении мероприятий приватизации происходит преобразование государственной или муниципальной собственности в частную, что в свою очередь способствует укреплению рыночной модели экономических отношений в нашей стране.
Благодаря приватизации сформировался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных отношений.
Выбором данной темы для написания курсовой работы послужила заинтересованность в том, чтобы более подробно узнать, как происходит приватизация государственных и муниципальных предприятий в Рoссии, изучить более подробно законодательство Российской Федерации, регулирующее проведение приватизации собственности.
Цель работы заключается в изучении понятия приватизации, являющейся важным механизмом в экономике Российской Федерации, а также способах проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.
В ходе исследования были определены следующие задачи:
- дать определение понятию «приватизация»;
- определить субъекты и объекты приватизации;
- выявить цели проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- изучить законодательство РФ, регулирующее вопросы приватизации;
- рассмотреть способы приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- рассмотреть особенности приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Для написания курсовой работы использовалась литература по предпринимательскому праву, содержащая информацию о приватизации государственного и муниципального имущества, таких авторов как Алексеева Д.Г., Белых В.С., Ершова И.В., Потапенко А.А., Смагина И.А., а также законодательная база Российской Федерации касающаяся вопросов приватизации на территории Рoссии. Мною активно использовался электронный ресурс информационно-правовых услуг - система «Гарант».
1 Понятие приватизации государственных и муниципальных предприятий
Переход нашей страны от командно-административной системы к рыночной был невозможен без участия на рынке различных организационных структур, действующих как в качестве собственников, так и других самостоятельно организованных субъектов, преследующих свои собственные интересы. Необходимо было создать такую среду, в которой каждый из участников приводит в действие механизм конкуренции и заставляет всех искать пути к успеху.
Для предприятий, основывавших свою деятельность на цельной государственной собственности, важным было выполнение плановых заданий. Предприятиям гарантировалось плановое снабжение и плановый сбыт их продукции. Всё это делало производство безучастным к освоению передовых достижений науки и техники.
Для кардинальных изменений в экономике возникла необходимость создать конкурентную рыночную среду, проявить в производителе товаров и услуг заинтересованность к личным результатам хозяйствования. К середине 1980-х годов стала ощущаться острая потребность создать новые отношения собственности, устранить исключительное положение государственных предприятий.
На основе разгосударствления и приватизации это можно было сделать. Разгосударствление было возможно реализовать двумя способами преобразования государственной собственности: а) в коллективные формы с созданием арендных и других коллективных предприятий и выкупом государственной собственности; б) в частные формы путём создания частных предприятий, выкупа или акционирования государственной собственности.
Был выбран второй из указанных путей реорганизации.[1]
Так, правовые основы приватизации в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике были заложены Законом РСФСР от 03 июля 1991 года № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР».[2] Вот как трактовалось понятие «приватизация» в 1991 году: приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале других акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, союзов и других объединений предприятий. Этот Закон определил организационно-правовые основы реорганизации отношений собственности на средства производства в РСФСР путём приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания социально ориентированной, эффективной рыночной экономики.[3] Затем, последовал Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». В настоящее время, правовые основы приватизации государственного и муниципального имущества в России определяются Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».[4]
Что же включает в себя понятие «приватизация» сейчас? Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.[5]
Пункт 1 статьи 214 Гражданского кодекса РФ гласит, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Муниципальной собственностью, согласно пункту 1 статьи 215 Гражданского кодекса РФ, является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.[6]
Рассмотрим далее термины «субъекты» и «объекты» приватизации.
Под субъектами приватизации понимаются собственники, продавцы, покупатели государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные государственные органы и специализированные организации.[7]
Собственниками отчуждаемого имущества является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Для реализации своих прав как собственника публичные образования создают органы, уполномоченные управлять соответствующим имуществом и, следовательно, наделённые компетенцией в сфере его приватизации. В отношении федерального имущества таким органом выступает Правительство РФ, компетенция которого в сфере приватизации определена в ст. 6 Закона о приватизации.
Министерство экономического развития и торговли РФ - Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере приватизации. Осуществление полномочий по приватизации федерального имущества возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество).[8]
Также, нужно уточнить, что покупателями государственного имущества могут быть любые юридические и физические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также кроме юридических лиц, в уставном капитале которых доля государственного и муниципального имущества больше 25 процентов.[9]
В свою очередь, объекты приватизации - это то государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации. При этом нужно помнить, что ряд объектов выведен из сферы действия Закона о приватизации, а некоторые из них не подлежат приватизации по иным федеральным законам.[10]
Объекты приватизации классифицируются по следующим критериям:
1. По своему содержанию объекты делятся: на имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий; акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, принадлежащие государственным и муниципальным образованиям; отдельные виды имущества (здания, сооружения и земельные участки, на которых они расположены и которые необходимы для их использования; объекты незавершенного строительства; земельные участки, находящиеся у унитарного предприятия на праве постоянного, т.е. бессрочного пользования или аренды; объекты культурного наследия; объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, входящие в имущественные комплексы унитарных предприятий, и др.).
2. В зависимости от формы собственности выделяют объекты государственной и муниципальной собственности. Объекты государственной собственности, в этом случае, могут принадлежать РФ или субъектам РФ.
3. В зависимости от возможности и порядка осуществления приватизации можно выделить объекты:
- приватизируемые в общем порядке;
- приватизация которых осуществляется с особенностями, предусмотренными Законом о приватизации (объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущественные комплексы унитарных предприятий и прочие);[11]
- приватизируемые в особом порядке (стратегические предприятия);
- закрепляемые в государственной собственности до принятия решения о прекращении закрепления.[12]
В государственной программе приватизации, согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» указаны цели приватизации:
- повышение эффективности российской экономики в целом и деятельности отдельных предприятий на основе структурной перестройки экономики;
- формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений;
- вовлечение в процесс приватизации населения путём продажи приватизируемого государственного и муниципального имущества за приватизационные чеки на специализированных чековых аукционах до 01 июля 1994 года и за деньги после 01 июля 1994 года;
- завершение приватизации крупных и средних предприятий промышленности и строительства, а также объектов «малой приватизации»;
- привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных;
- оказание поддержки в реализации мероприятий по социальной защите населения, в том числе защите прав частных собственников (акционеров).
В процессе приватизации отдельные цели меняются с учётом политической, экономической ситуации в стране, других факторов. Так, на первом этапе приватизации была достигнута главная её цель - перераспределение государственной и муниципальной собственности между участниками приватизации (государством, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами).[13]
Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц только на возмездной основе, т.е. за плату, либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно. Приватизации не подлежит имущество, отнесённое федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.[14]
Изучив и проанализировав законы о приватизации, можно сделать вывод, что нормативно-правовые акты в этой области отличались противоречивостью.
Первый Закон о приватизации предприятий 1991 года обусловил исходные позиции приватизации, которая должна была осуществляться на базе государственной программы, определяющей на предстоящий период (первый год и три последующих года), что именно и каким способом будет приватизироваться, кто участники приватизационных отношений.[15]
Государственная программа приватизации как важнейший нормативно-правовой акт должна была утверждаться Верховным Советом РФ. Однако, вопреки этому, Указом Президента РФ от 29 декабря 1991 года «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» были утверждены Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год.