Файл: Правовое регулирование приватизации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации акционерного общества, которые составляют более чем 50 % уставного капитала этого общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену, при условии выполнения им условий конкурса, таких как:

- сохранение определенного числа рабочих мест, создание дополнительных рабочих мест;

- переподготовка или повышение квалификации рабочих;

- ограничение на изменение профиля деятельности.

При продаже федерального имущества условия утверждаются Росимуществом. Условия конкурса должны иметь экономическое обоснование, должны быть определены сроки их исполнения, а также порядок подтверждения исполнения.[35]

Конкурс является открытым по составу участников. Для участия в нём претенденты представляют заявку, платёжный документ, другую необходимую документацию. Задаток устанавливается в размере 20 процентов начальной цены, но не более чем 4,5 млн МРОТ. Конкурс, в котором принял участие только один участник, признаётся несостоявшимся.

Не позднее чем через 30 дней после полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса происходит передача имущества победителю конкурса и оформление права собственности.. Срок выполнения условий конкурса не может превышать одного года. Продавцом контролируется выполнение условий конкурса. В течение 10 дней с даты окончания срока выполнения условий конкурса победитель направляет продавцу итоговый отчёт. Если победитель конкурса не исполняет условия, договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с победителя неустойки. Имущество остаётся в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении этого имущества прекращаются.[36]

Продажа государственного или муниципального имущества в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-то условия в отношении данного имущества является ещё одним способом приватизации - продажей государственного или муниципального имущества на аукционе. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов самую высокую цену за такое имущество.[37]


Уведомление о признании участника аукциона победителем выдается победителю либо его полномочному представителю под расписку в день подведения итогов аукциона. В случае если победитель аукциона уклоняется или отказывается от заключения в указанный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается, он утрачивает право на заключение договора.

Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе – это способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции акционерного общества по единой цене за 1 акцию. Специализированный аукцион является открытым по составу участников.

Протокол об итогах специализированного аукциона оформляется продавцом в день подведения итогов. Утвержденный продавцом протокол означает для победителей аукциона заключение договоров купли-продажи.

Передача акций и оформление права собственности на акции осуществляются не позднее чем через 30 дней с даты подведения итогов аукциона в соответствии с законодательством РФ и условиями специализированного аукциона.[38]

Законом о приватизации опередлены два вида специализированных аукционов - межрегиональный и всероссийский по продаже акций, находящихся в федеральной собственности.

Если приём заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем пятнадцати субъектов Российской Федерации, то тогда специализированный аукцион является межрегиональным.[39]

Специализированный аукцион является всероссийским, если приём заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем двадцати пяти субъектов Российской Федерации.

Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ может быть осуществлена за счёт их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами.

Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ принимается решение о продаже акций акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами.

Данное решение должно содержать сведения:

- количество находящихся в государственной собственности и используемых для обеспечения выпуска ценных бумаг иностранным эмитентом акций акционерных обществ;

- наименование иностранного эмитента;

- вид ценных бумаг иностранного эмитента;


-максимальный размер вознаграждения иностранного эмитента и осуществляющих продажу ценных бумаг иностранного эмитента организаций, а также расходов, связанных с выпуском и продажей таких ценных бумаг и подлежащих возмещению за счет средств, полученных от продажи находящихся в государственной собственности акций акционерного общества;

- период и способ ограничения распоряжения остающимися в государственной собственности акциями акционерного общества, акции которого продаются, а также другие необходимые сведения.[40]

Полученные от продажи средства находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, конвертируются в валюту Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Публичное предложение в этом случае рассматривается в качестве публичной оферты.

При этом информационное сообщение о продаже посредством публичного предложения размещается в срок не позднее трёх месяцев со дня признания аукциона несостоявшимся. Не позднее чем через пять рабочих дней с даты проведения продажи посредством публичного предложения с победителем заключается договор купли-продажи.

Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества.

Ещё одним способом приватизации является продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены. Она осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.

Подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.[41]

Продажа акций акционерного общества по результатам доверительного управления. Договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества заключается по результатам конкурса. Одновременно с договором доверительного управления с победителем конкурса заключается договор купли-продажи. Лицо, заключившее договор доверительного управления, приобретает в собственность акции открытого акционерного общества после истечения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора.


Сведения о количестве (доле в уставном капитале) и цене продажи акций публикуются в соответствующем информационном сообщении о проведении конкурса. Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления является основанием расторжения в судебном порядке договора доверительного управления и договора купли-продажи акций. Исполнение условий указанного договора подтверждается отчётом доверительного управляющего.[42]

Так, на территории Рoссии, указанными выше способами осуществляется приватизация государственного и муниципального имущества. При перечислении этих способов на первое место ставится преобразование унитарного предприятия в акционерное общество. Все акции общества, возникшего в результате такого преобразования, могут находиться в государственной или муниципальной собственности, но, при этом, преобразование унитарного предприятия в акционерное общество является актом приватизации, так как имущество любого акционерного общества принадлежит ему на праве собственности.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

3 Особенности приватизации государственных и муниципальных предприятий

Особенности приватизации государственного и муниципального имущества отражены в главе V Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, реализовывается одновременно с отчуждением лицу, покупающему данное имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено законом. В то же время, с принятием решения об отчуждении земельного участка, при необходимости приниматеся решение об установлении публичных сервитутов. При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.[43]


Согласно п.8 ст.28 отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель:

- водного и лесного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

- заражённых опасными веществами, а также подвергшихся биогенному заражению;[44]

- общего пользования (улицы, площади, проезды, автодороги, набережные, парки, скверы, лесопарки, сады, бульвары, водные объекты, пляжи, а также другие объекты);

- не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, также, не подлежат отчуждению.

Если другое не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, определённые для обеспечения деятельности в речных портах, морских портах, аэропортах или отведённые для их развития.[45]

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены законодательством, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранное обязательство). Условия охранных обязательств в отношении отнесённых к объектам культурного наслеия архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, распространяются на все их составные части. Охранное обязательство должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условия доступа граждан, порядок и сроки проведения ремонтных, реставрационных и других работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.[46]

Положение о подготовке и выполнении охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2002 года № 894 «О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия» устанавливает требования к подготовке, содержанию и выполнению охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, меры по контролю за их выполнением, а также требования к подтверждению их выполнения собственниками объектов культурного наследия.[47]

Объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению: