Файл: Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ, КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
Методология стрессоустойчивости как качества личности
1.2. Особенности и способы повышения стрессоустойчивости личности
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ООО «ПУМА-РУС»
2.1. Организация исследования: цель и задачи, методики исследования.
6). Способность к управлению психофизиологическими состояниями - характеризуется навыками саморегуляции, контроля над сильными эмоциями и импульсами.
7). Способность к поддержанию оптимального физического состояния включает развитые механизмы произвольной и непроизвольной соматической регуляции, поддержанию и укреплению соматического здоровья.
8). Способность к самоорганизации времени жизни. Включает умения рационально распоряжаться временем собственной жизни, планировать и определять приоритеты собственных дел, пунктуальность, способность не терять время напрасно.
Далее предложены техники управления психоэмоционалным состоянием.
Механизмы эффективного совладания со стрессом предложены в рамках копинг-стратегий. Копинговые реакции человека (когнитивные и поведенческие усилия) нацелены на то, чтобы повлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя, либо и на то и на другое. Игумнов С.А. предложил выделять следующие виды копинга [10; 19]:
1)Копинг, ориентированный на ситуацию
- активное влияние;
- уклонение/уход;
- пассивность.
2)Копинг, ориентированный на репрезентацию:
- поиск информации;
- «подавление» информации.
3)Копинг, направленный на изменение волевой ориентации или оценки:
- переоценка ситуации;
- изменение намерений/цели.
При первом поведенческом типе усилие направлено на прямое изменение внутреннего или внешнего стрессора. Например, прием транквилизатора или выполнение техники релаксации могут служить примером совладающего поведения с внутренним стрессором. Совладающим поведением при внешнем стрессоре может быть, к примеру, попытка успокоить рассердившегося во время конфликта партнера.
Второй поведенческий тип приводит к изменению когнитивного представления ситуации или стрессора путем подавления или поиска информации о ситуации (стрессоре). Поиск может осуществляться путем опроса, обращения к источникам информации, а также памяти (можно попытаться решить сложную проблему, вызывающую стрессовую реакцию путем воспоминания того, как подобная проблема решалась ранее). Третий поведенческий тип имеет волевую или оценочную ориентацию. Например, человек может изменить свои цели и намерения, что будет важным в ситуации с низкой контролируемостью и изменчивостью. Также можно изменить личностную оценку стрессовой ситуации, меняя отношение к ней или стандарты.
Эта систематика, по мнению Л.И. Вассермана, В.А. Абакова и Е.А. Трофимова, упорядочивает действия и реакции по преодолению стресса, в зависимости от ориентации стрессора [10; 19]. Авторы считают, что «соотношение стрессовых ситуаций и копинг-стратегий в их оптимальном соотношениях может использоваться для оценки и формирования эффективного стресс-преодолевающенго поведения, повышения копинг-компетентности. Это представляется весьма значимым в связи с задачами профилактики нарушений психической адаптации и расширения адаптационных ресурсов личности» [36; 11]. Авторы отмечают, что в зарубежных исследованиях для оценки ведущих тенденций в совладающем поведении личности широко используется методика «Стратегии совладающего поведения». Ее адаптированный к отечественной специфики вариант позволяет исследовать особенности поведения личности в проблемных ситуациях, выявить характерные способы преодоления стресса у различных категорий людей, особенно при стрессогенной профессиональной деятельности для профилактики нарушений психической адаптации и оценки профпригодности. В комплексе с другими методиками может применяться в целях оценки эффективности психокоррекционных мероприятий, а также в массовых исследованиях в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ.
Если стресс привел к появлению симптомов эмоционального выгорания, то следует оказать человеку помощь в восстановлении его эмоциональной сферы и обучить самопомощи и профилактике стрессовых состояний. Возможности профессиональной помощи при «эмоциональном выгорании» К. Кондо видит в двух видах терапии: «работе со сгоранием» и «смягчении действия организационного фактора» [15; 20]. Л.И. Ларенцова предлагает оказание помощи страдающим синдромом эмоционального выгорания можно разделить на 3 уровня [10; 201]:
«1) индивидуальный уровень: выработка адаптивных форм поведения, лечение клинических проявлений;
2) межличностный уровень: оптимизация и взаимоотношений с коллегами, клиентами (пациентами), членами семьи;
3)организационный уровень: включает в себя вопросы оптимизации обстановки на работе и улучшение условий труда».
Далее рассмотрены три уровня помощи при стрессе: индивидуальный, межличностный и организационный.
1). Индивидуальный уровень помощи при стрессе. Управление стрессом требует, во-первых, изменения образа жизни. Это включает в себя широкий спектр мероприятий: регулярное и полноценное питание; качественный отдых, включающий в себя прогулки на свежем воздухе и общение с природой; активный отдых; наличие хобби, не связанного с профессиональной деятельностью; спокойный и достаточный по времени для восстановления нервной системы сон, в тяжелых случаях – медикаментозные средства.
Ведущую роль в решении проблем, связанных со стрессом и выгоранием играет психологическая и психотерапевтическая помощь. Методики рациональной психотерапии могут помочь обучить человека отличать стрессы, которые можно контролировать от тех, которые контролю неподвластны, изменить искаженную внутреннюю картину восприятия стрессоров, изменить отношение человека к факторам, которые вызывают у него тревогу и снижение настроения или помочь к ним приспособиться. Человеку, например, рекомендуется сформировать личный «банк положительных эмоций», чтобы в нужное время переключать на них свое внимание. При решении вопроса о выборе стратегий преодоления стрессового состояния необходимо учитывать, что у пациента не всегда возможна постоянная связь со специалистом. В этих случаях он под контролем врача может овладеть методами аутогенной релаксации и тем самым научиться самостоятельно контролировать свои психические (прежде всего эмоциональные состояния). Методы психической саморегуляции относительно просты, доступны для овладения и достаточно эффективны. К ним относятся: самовнушение в состоянии бодрствования и в самогипнозе, нервно-мышечная релаксация, медитация [1; 62].
Для борьбы со стрессом в 1922 году чикагский врач Э Джейкобсон предложил метод прогрессивной мышечной релаксации. Он выдвинул предположение, что посредством произвольного самовнушения напряженность определенной группы мышц может избирательно влиять на отрицательные эмоции.
Метод прогрессивной мышечной релаксации лег в основу предложенной Й.Шульцем в 1932 году методики аутотренинга, при котором за счет самовнушения достигается состояние расслабления – релаксации [1; 99]. В рамках этой методики можно также проводить лечебные сеансы, направленные на улучшение тех или иных функций организма: регуляцию пульса, дыхания и т.д. С. Гремлинг и С.Ауэрбах, П. И. Сидоров с соавторами предлагают свои методики психической саморегуляции с помощью глубокого дыхания, противострессового дыхания [17; 68].
Давно замечено, что для людей, испытывающих стресс, может быть полезна глубокая релаксация в сочетании с мягкой физической нагрузкой при занятиях восточными практиками, в том числе йогой [6; 41].
Для лечения проявлений хронического стресса применяются разнообразные методики когнитивно-поведенческого направления психотерапии. Среди основных постулатов этого направления – утверждения, что эмоции и поведение зависят от восприятия жизненных обстоятельств, а самочувствие определяется не событием, а способом его истолкования. Так в ходе рационально-эмотивной терапии происходит изменение иррациональных установок на рациональные.
М. Маккей приводятся ряд эффективных и оригинальных методов и техник для управления психоэмоциональным состоянием, таких как, например [36; 19]:
-
- Метод остановки мыслей («Мысленный стоп»), разработанный Тейлором в 1963 году, который состоит в том, что в момент появления неадаптивных мыслей, человек произносит про себя слово «стоп», с которым условно рефлекторно связывается тормозящий мысли эффект. Суть метода в том, что в случае появления у пациента тревожных мыслей, терапевт громко произносит: «Стоп!», а пациент представляет себе красный сигнал светофора. После этого пациенту предлагается воссоздать в своем воображении картину, вызывающую у него положительные эмоции. В начале слово «стоп» произносит психотерапевт, а потом – пациент (сначала вслух, а потом про себя);
- Метод имплозивной терапии. Цель метода имплозивной терапии («наводнения в воображении») – «вызвать в воображении переживание интенсивного страха, которое приведет к уменьшению последнего в реальной ситуации»
- Метод кататимных переживаний. Этот метод помогает снизить проявления тревожности. Основа метода – свободное образное фантазирование на заданную психотерапевтом тему. Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.
Еще одной техникой поведенческой психотерапии является метод парадоксальной интенции, разработанный В. Франклом [50; 49].
Пациенту предлагается сделать именно то, что вызывает у него страх, стремясь вызвать у него ироничное отношение к своему недугу. Кроме этого, можно выделить для пациента разрешенный получасовой «период беспокойства», который будет иметь место ежедневно в одно и то же время в одном и том же месте, в другое время – беспокойства допускать не следует.
Иногда в основе стресса лежат ригидные, нереалистичные, негативные глубинные убеждения– фундаментальные представления о самом себе. Для преодоления стресса, вызванного деформированными глубинными убеждениями существуют методики когнитивной психотерапии «Журнал мыслей», «Лестница», «Тематический анализ», «Изменение глубинных убеждений с помощью визуализации», основанные на работах А.Бека, А. Фримана и др.
Для снижения тревожности и купирования невротических состояний при стрессе показан также метод гипносуггестивной психотерапии. По мнению Р.Д. Тукаева применение гипнотерапии в лечении неврастении, как следствия перенесенного стресса, отличается стопроцентной эффективностью [44; 57].
Целью личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии является (по Карвасарскому) «создание личности, способной к разрешению внешних и внутренних конфликтов путем изменения системы отношений. В процессе лечения в сознании пациента выстраивается определенная последовательность звеньев новой концепции его состояния (симптоматика -эмоциональные факторы или патогенные ситуации - личностные позиции или отношения – невротический конфликт- потребности или мотивы)» [43; 73]. Последнее время практикуется применение личностно-ориентированная психотерапия не только индивидуально, но и в группе. Этот метод является эффективным потому, что позволяет реконструировать и проработать реальные жизненные ситуации в безопасном для пациента поле взаимодействия членов группы как между собой, так и с включением в групповую динамику психотерапевта.
Для изменения своего отношения к стрессовой ситуации и формирования новых более эффективных моделей адаптивного поведения существуют методики скрытого моделирования, скрытой сенситизации и практика осознанности. Пятиэтапная методика управления гневом – одной из самых разрушительных и физически вредных эмоций была разработана Р. Новако.
Широкие возможности для совладания с разными проявлениями стресса (нервный срыв, нервная анорексия, нарушения сна, алкоголизм, суицидальные попытки и др.) предоставляет позитивная психотерапия. В ее арсенал входят стратегии позитивного толкования стрессовой ситуации, пятиступенчатой модели лечения, релаксационных тренингов, использования опоры на личные позитивные ресурсы пациента. Важное значение имеет переформатирование проблемы из источника стресса в источник положительного опыта и ориентация на будущее, путем перевода проблемы в цель.
Для страдающего от стресса человека имеет большое значение взаимоотношения внутри его социальной системы. Техники позитивной психотерапии позволяют сменить и переориентировать схему дезадаптивных отношений с конфронтации на сотрудничество.
Для восстановления нервной системы, снятия переутомления и профилактики стресса также используются практики арт-терапии (например, метод «Мандала», гештпльттерапии и др.).
2) Межличностный уровень помощи при стрессе. Целью оказания помощи страдающему от стресса и синдрома эмоционального выгорания на межличностном уровне является оптимизация взаимоотношений с коллегами, клиентами (пациентами), членами семьи, т.к социальная поддержка является важным средством борьбы со стрессом и его последствиями. Необходимо стараться больше времени проводить с членами семьи, друзьями. Для профилактики конфликтных ситуаций, служащих одним из источников стресса, проводится оптимизация взаимодействия в коллективе. При этом выявляются неадаптивные особенности поведения, подлежащие коррекции: стремление во всех случаях доминировать, излишняя принципиальность и категоричность, стремление к благосклонности со стороны всех без исключения коллег, руководства, клиентов. Там же предлагаются управленческие стратегии по профилактике конфликтных отношений, их преодолению и нормализации рабочей обстановки. Для профилактики эмоционального выгорания врачей-психотерапевтов применяются занятия в балинтовских группах, где происходит проработка трудных случаев взаимоотношений «врач-больной». Такие занятия помогают врачу прояснить его собственные чувства и отношение к пациенту.
3). Организационный уровень помощи при стрессе. Целью управления стрессом на организационном уровне является снижение количества и (или) интенсивности стрессоров. Для этого следует предпринимать усилия по изменению рабочей среды. В некоторых случаях следует сделать акцент на изменении ролевых функций и (или) структуры организации. Так Купер, Дэйв и Драйскол для снижения рабочих стрессовых нагрузок предлагают следующие стратегии на организационном уровне:
- реорганизация уровней власти;
- реструктурирование организационных единиц;
- увеличение количества работников, участвующих в принятии решений;
- введение справедливой системы поощрений;
- создание поддерживающего климата в организации.