Файл: Теоретические аспекты конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция является основным двигателем экономики любой страны и одним из важных принципов развития бизнеса. Благодаря конкуренции происходит экономический рост страны и разрабатываются новые товары и услуги, улучшается качество сервиса, создаются и развиваются новые формы бизнеса в целом.

В связи с тем, что свободного рынка сейчас практически не существует, вести конкурентную борьбу с каждым днем становится намного сложнее. С каждым днем участников бизнеса становится больше, а количество их клиентов остается таким же, тем самым, уровень конкуренции еще больше растет, и далеко не каждый бизнесмен владеет ресурсами и способностями, которые позволяли бы ему вести честную конкурентную борьбу.

Как и в любой борьбе­, в конкуренции акцентируются методы, не нарушающие установленных норм и основ конкуренции, и методы, которые бесспорно порицаются и зачастую вступают в противоречие­ c­ законами страны.

Подобным образом, экономисты начали выделять добросовестную и недобросовестную конкурентную борьбу. Главным же отличием недобросовестной конкуренции от добросовестной считается то­, что­ она не способствует, и даже­ вредит финансовому росту в любой области экономики.

Актуальность данной темы заключается в том, что конкуренция на сегодняшний день является неизменным атрибутом любого рынка ­товаров и услуг с той лишь разницей, что применяемые методы в борьбе­ за ­долю рынка и потребителей зависят от типа ­конкуренции, числа­ участников, предлагаемого потребителям товара­ и добросовестности способов и приёмов, используемых для достижения поставленных целей.

Однако не все участники рынка предпочитают добросовестные формы конкурентной борьбы, очень часто можно столкнуться c ­ситуациями, которые­ являются проявлениями недобросовестной конкуренции.

В законодательстве на ­сегодня расширена ­область норм и законов, направленных на защиту от недобросовестных конкурентов. Но­, к сожалению, некоторым положениям Закона дана возможность усложнения жизни даже ­добросовестных конкурентов. Например, в неблагоприятных толкованиях Закона ­могут быть предъявлены некоторые моменты против законного правообладателя объекта интеллектуальной собственности. B­ последнее время именно ­это­ – проблема для многих бизнесменов.

Цель исследования – проанализировать основные методы добросовестной ценовой конкуренции и методы борьбы c ­недобросовестной ценовой конкуренцией.


Задачи работы:

-дать характеристику понятиям добросовестной и недобросовестной ценовой конкуренции;

-рассмотреть виды добросовестной конкуренции, и проблемы ее применения;

-рассмотреть виды недобросовестной конкуренции, и методы борьбы с ней;

-проанализировать ответственность за недобросовестную конкуренцию.

Структура ­данной работы определена целью и задачами исследования. Работа­ состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретические аспекты конкуренции

Сущность конкуренции, ее виды и формы

Компания выстраивает свое управление, ориентируясь на различные концепции: финансовые, которые требуют расчета и подбора оптимальных сфер инвестиций и расходов; конкурентные, которые вытесняют прочих конкурентов с рынка любыми возможными способами; товарные, которые повышают показатели качества продукции и услуг.

В нынешнее время положительный эффект оказывает маркетинговая концепция, которая ориентирована на удовлетворение и анализ запросов потребителей конкретного целевого рынка. Маркетинг является концепцией рынка управления сбытовой и производственной, а также научно-технической деятельностью компаний и организаций, которая направлена на анализ и изучение предпринимательской среды, определенных запросов потребителей, рынка и направленность на производимые услуги и товары.

Целью маркетинга является образование и стимулирование спроса, обоснованность управленческих решений, а также планов работы компании, увеличение объемов продаж, прибылей и доли рынка. Необходимо производить то, что будет хорошо продаваться, а не продавать то, что производится предприятием – данное высказывание является основой маркетингового подхода в управлении технической и научной деятельностью, сбытом и производством для любой компании. Данный лозунг подразумевает, что предприятию необходимо проводить глубокое исследование потребностей определенных потребителей, ориентируясь на полученные данные, а также осуществлять совершенствование и доработку товаров и услуг и лишь потом выходить с конкретным товаром и услугой на рынок.


Конкуренция является механизмом соперничества в сфере услуг и товаров, соперничества рыночных структур за возможность поиска своего покупателя, а также за право продажи своей услуги или товара на более выгодных условиях с целью получения прибыли[1].

Конкуренция должна включать в себя упорядоченность, гибкость в установленных рамках, которая исключает нечестные и незаконные приемы конкурентной борьбы. Таковыми являются требования законодательства.

Конкуренция является неотъемлемой частью рыночной деятельность. Наличие конкурента в определенной рыночной сфере образует элемент соперничества, поскольку продавцы сражаются за право предоставить лучшие условия для потенциального покупателя. Конкурентная борьба поддерживает и оживляет рынок, оказывает благотворное влияние на ценовую политику, а также создает новые виды сервиса, заставляя производителей проводить активную политику инноваций.

Конкурентная борьба является совокупностью действий предприятия, направленных на достижение конкурентного преимущества, а также на завоевание сильных позиций на рынке и попытке вытеснения с рынка своего конкурента[2].

Виды конкурентной борьбы зависят от множества факторов и условий, однако ее суть – стремление продать услуги и товар в большем объеме, нежели конкурент, а также по более низкой цене, тем самым переманивая потенциальных клиентов у своего конкурента, лишая его получения ожидаемой прибыли.

Организация, находящаяся на рынке, пребывает в конкурентной среде, характерезующейся рыночной деятельностью некоторого числа продавцов и покупателей, которые имеют право выходить на рынок и покидать его.

Конкурентная среда является совокупностью политических, экономических, социальных, правовых условий для развития конкуренции в стране. Конкурентная среда предоставляет предпринимательству свободу, пребладание рыночного вида экономических отношений, равноправие покупателей и производителей услуг и товаров[3].

Конкурентной позицией является положение, которое занимает организация в своей сфере, ориентируясь на результаты своей деятельности и на свои недостатки и преимущества по сравнению с конкурентами.

Присутствие конкуренции в сфере услуг или товаров, в которой работает компания, требует от нее организации конкретной конкурентоспособности, иначе компания быстро покинет данную сферу.


Конкурентоспособность предприятия рассматривается по отношению к определенному рынку потребителей, который формируется по признакам стратегической рыночной сегментации. В современных рыночных отношениях конкурентоспособность является основным признаком успешности компании. Нынешние законы затрагивают конкурентоспособность лишь частично[4].

Главные особенности понятия «конкурентоспособность» относительно различных объектов показаны в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Особенности понятия «конкурентоспособность» относительно различных объектов

Объект

Чем характерезуется конкурентоспособность

Главные требования к объекту

1

2

3

Нормативные

акты

Уровень удовлетворения запросов в данной форме нормативного акта, возможность его применения на практике и в теории

Соответствие международным стандартам, использование при разработке комплексного и системного подходов, перспективность и актуальность потребностей

Научно-

методические

документы

Уровень удовлетворения запросов в данной форме документа, возможность его применения на практике и в теории

Соответствие международным стандартам по экологичности, взаимозаменяемости, безопасности использования объекта, применение мировых практик, использование новейших подходов, методов анализа и оценки, разработок

Проектно-

конструкторская документация

Уровень соответствия в документации показателей качества и экономичности объекта требованиям конкретного рынка к моменту внедрения объекта у потребителя

Применение современных методов разработок, опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта, соответствие международным требованиям (при необходимости) и требованиям потребителей

Технология

Возможность по данной технологии производить качественную и экономичную продукцию, опираясь на

конструкторско-технологическую документацию

Предоставление мобильности технологии, оптимальности степени автоматизации и механизации процессов, минимальных затрат ресурсов

Производство

Способность производства

как сложной открытой организационно-экономической системы прогнозировать свое будущее, изготовлять

конкурентоспособную продукцию и обеспечивать за счет этого достаточную для нормального функционирования и развития прибыль

Применение прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, непрерывности, прямоточности, ритмичности процессов и устойчивости функционирования компании

Выпускаемая

продукция

(выполняемая

услуга)

Степень удовлетворения конкретных запросов по сравнению с лучшей аналогичной продукцией, используемой на данном рынке.

Наличие сертификата качества

Обеспечение качества и экономичности продукции (услуги) на уровне не ниже требований конкретной группы потребителей в соответствии с результатами сегментации рынка на момент внедрения продукции у потребителей


Конкурентоспособность товара представляет собой главный фактор успеха коммерции на достаточно развитом конкурентном рынке. Данное понятие является многоспектным, означающим необходимость соответствия услуги или товара условиям определенного рынка, а также непосредственным запросам потребителей по экономическим, эстетическим, качественным и техническим характеристикам.

Анализ конкурентспособности товара должен проходить непрерывно и регулярно, чтобы улавливать начало понижения показателей конкурентоспособности и принимать определенные стратегические решения.

Чтобы понятно изложить сущность конкурентоспособности, необходимо отметить несколько моментов:

  • конкурентоспособность обладает тремя главными составляющими: качеством, экономикой образования сбытовой политики и сервиса услуг и товаров, социальная-отображает запросы и потребности потребителей как людей, как покупателей, как членов общества.
  • покупатель является главным оценщиком услуги или товара. Все части конкурентоспособности услуги и товара должны быть очевидными для покупателя;
  • каждый рынок имеет своих покупателей;
  • конкурентоспособность не является показателем, по которому вычисляется степень для одной или другой компании, она представляет собой философию работы в определенных рыночных условия, которая ориентируется на:
  • понимание и исследование запросов и нужд потребителей, а также тенденции их развития;
  • знание возможностей и поведения конкурентных организаций на рынке;
  • понимание и анализ тенденций и состояния развития определенного рынка;
  • знание окружающией среды, а также ее тенденций;
  • способность создать услугу или товар, а также довести ее до потребителя;
  • сделать все, чтобы потребитель предпочел данный товару, товару конкурентной компании.

На данный момент конкурентоспособность является удобным термином, который определяет тактические и стратегические методы маркетинга.

Любая компания должна производить конкурентную продукцию с целью получения крепкой конкурентной позиции в своей сфере. Конкурентная позиция позволяет исследовать и разрабатывать мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности. Для создания достоверной оценки уровня конкурентоспособности, а также для ее повышения, необходимо разработать новые методы:

  1. по сравнительным преимуществам предприятий;
  2. по факторам производства продукции;
  3. по позициям компании на рынке (функциональный и структурный);
  4. по качеству продукции;
  5. матричный.