Файл: Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ООО «ПУМА-РУС»

2.1. Организация исследования: цель и задачи, методики исследования.

Цель: сравнить уровень стрессоустойчивости личности администраторов и администраторов-кассиров с уровнем стрессоустойчивости личности продавцов и кладовщиков компании ООО «Пума-Рус».

Для достижения поставленной цели нами предусматривалось решение следующих задач:

  1. Выбрать методики для исследования.
  2. Провести эмпирическое исследование сотрудников компании ООО «Пума-Рус» по отобранным методикам и обработать полученные результаты.

Гипотеза: мы предполагаем, что адмиистраторы и администраторы-кассиры будут характеризоваться большим уровнем стрессоустойчивости личности, чем продавцы и кладовщики.

Объект исследования: сотрудники компании ООО «Пума-Рус».

Предмет исследования: стрессоустойчивость личности сотрудников компании ООО «Пума-Рус».

База исследования: исследование проводилось на базе компании ООО «Пума-Рус». Исследование проводилось с сотрудниками розничной торговли. В нем принимали участие две выборки респондентов:

1 группа: администраторы – 8 человек

администраторы - кассиры – 8 человек;

2 группа: продавцы – 10 человек

кладовщики – 6 человек.

Группы выборки распределены именно таким образом, поскольку специалисты этих должностей являются представителями розничной торговли, работают с людьми и являются материально ответственными. Администраторы и администраторы – кассиры находятся на позиции менеджеров в компании, а продавцы и кладовщики на позиции исполнителей. Также, для наибольшей объективизации результатов учитаны схемы графиков работы: администраторы и админисираторы – кассиры (в дальнейшем - кассиры) работают «2 через 2»: смена составляет 11 часов и 1 час обеда, а продавцы и кладовщики имеют гибкий график работы, составляющийся заранее директором магазина на месяц, смена составляет 9 часов, из них 1 час обеда. А график работы имеет значимый коэффициент стрессогенности для сотрудников.


Программа исследования:

  1. Формирование двух групп сотрудников для проведения исследования.
  2. Выбор психодиагностических методик.
  3. Сбор данных с помощью отобранных методик.
  4. Обработка и интерпретация результатов, полученных в результате исследования.
  5. Сравнение результатов исследования, полученных в двух изучаемых группах сотрудников.

Методики исследования:

1. Инвентаризация симптомов стресса (Т. Иванченко и соавторы) (см. Приложение 1) [12; 29].

2. Шкала организационного стресса. (Маклин, русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой) (см. Приложение 2) [12; 11].

3. Опросник "Профессиональное выгорание" (русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой) (см. Приложение 4) [12; 144].

4. Тест "Персональная компетентность во времени" (Н. Водопьянова) (см. Приложение 5) [12; 189].

Для определение степени значимости различий результатов в первой и второй группах используем U-критерий Манна-Уитни.

2.2. Результаты исследования

1. Инвентаризация симптомов стресса (Т. Иванченко и соавторы) (см. Приложение 1).

Средний балл, отражающий уровень самооценки стрессогенности в рабочей ситуации администраторов и кассиров составляет 53, что соответствует высокому уровню, у продавцов и кладовщиков составляет 40, что соответствует среднему уровню стрессогенности на рабочем месте.

Распределение респондентов по уровням самооценки стрессогенности в рабочей ситуации представленно на рисунке 1.

Рис.1. Сравнительные данные самооценки частоты, проявления и степени подверженности негативным последствиям стресса

Результат: UЭмп = 26

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

66

83

Полученное эмпирическое значение Uэмп(26) находится в зоне значимости.

Данные результаты указывают на то, что стрессовые ситуации чаще встречаются у администраторов и кассиров. Специфика их работы в большей степени предполагает частое проявление стрессовых и сложных ситуаций на рабочем месте, нежели у продавцов и кладовщиков, что указывает на то, что личности администраторов и кассиров в большей мере подвержены состоянию стресса и чаще испытывают подобное эмоциональное состояние.


2. Шкала организационного стресса. (Маклин, русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой) (см. Приложение 2).

Средний балл, отражающий уровень восприимчивости к ОС у администраторов и кассиров составляет 36, что соответствует высокой степени толерантности к ОС, у продавцов и кладовщиков составляет 53, что соответствует высокой степени восприимчивости к ОС.

Распределение респондентов по уровням восприимчивости к ОС представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнительные данные восприимчивости к организационному стрессу (ОС) респондентов первой и второй групп

Результат: UЭмп = 51

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

66

83

Полученное эмпирическое значение Uэмп(51) находится в зоне значимости.

Данные результаты указывают на то, что администраторам и кассирам в значимо большей степени присуща толерантность к организационным стрессам, чем продавцам и кладовщикам. Это связанно с тем, что в совокупности, администраторам и кассирам в большей степени необходима устойчивость к стрессам для выполнения рабочих обязанностей, а соответственно у них лучше развиты навыки общения, умение принимать ценности других людей (покупателей), адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности (с учетом того, что клиенты приходят с разными настроениями, уровнем воспитания и личными особенностями). Мы получили, что администраторы и кассиры значимо более гибкие в поведении и способности восстановления жизненных сил.

3. Опросник "Профессиональное выгорание" (русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой) (Приложение 3).

Средний балл, отражающий уровень профессионального выгорания администраторов и кассиров составляет 7,25, что соответствует высокому уровню, у продавцов и кладовщиков составляет 8,25, что соответствует также высокому уровню профессионального выгорания.

Распределение респондентов по уровням профессионального выгорания изображены на рисунке 3.

Рис. 3. Сравнительные данные уровня профессионального выгорания у респондентов первой и второй групп

Результат: UЭмп = 92

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

66

83


Полученное эмпирическое значение Uэмп(92) находится в зоне незначимости.

Полученные результаты указывают на то, что нет значимых различий между степенью профессионального выгорания наших групп. Это объясняется нами тем, что, хотя работа администраторов и кассиров является более стрессосодержательной, однако она выполняется более стрессостойкие сотрудниками.

У продавцов и кладовщиков работа предполагает несколько меньшее количество стрессовых ситуаций, однако и респонденты характеризуются более низким уровнем стрессостойкости. Эти показатели компенсируют друг друга в определенной степени, в результате чего значимые отличия в степени профессионального выгорания у респондентов первой и второй группы не выявлены.

4. Тест "Персональная компетентность во времени" (Н. Водопьянова) (Приложение 4).

Средний балл, отражающий уровень компетентности во времени у администраторов и кассиров составляет 29,6, что соответствует среднему уровню, у продавцов и кладовщиков составляет 30,3, что соответствует также среднему уровню компетентности во времени.

Распределение респондентов по уровням компетентности во времени представленно на рисунке 4.

Рис. 4. Сравнительные данные уровня личностной компетентности в управлении временем двух групп

Результат: UЭмп = 72

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

66

83

Полученное эмпирическое значение Uэмп(72) находится в зоне неопределенности.

Полученные данные указывают на то, что неопределены значимые различия компетентности в управлении временем в изучаемых группах, т.е. администраторами/кассирами и продавцами/кладовщиками. Это объясняется тем, что в компании существуют четко регламентированные обязянности, функции у каждого сотрудника, методика работы с клиентом. Сотрудники имеют список того, что они должны делать, и что им зарпещается делать. Такая регламентация способствует тому, что сотрудники не сидят в ожиданки клиентов, а четко знают, в каких ситуациях, как они должны себя вести и что делать. А сам бренд компании обеспечивает постоянный поток клиентов, что предотвращает «утечку времени».

Выводы

Обобщая результаты исследования можно сделать вывод, что в совокупности имеются значимые различия между стрессостойкостью, подверженностью стрессу и профессиональным выгоранием у респондентов двух выделенных нами групп. Так:


  • стрессовым ситуациям на работе больше подвержены личности администраторов и кассиров;
  • администраторам и кассирам в значимо большей степени присуща толерантность к организационным стрессам, чем продавцам и кладовщикам;
  • различия компетентности в управлении временем у респондентов группы администраторов и кассиров и группы продавцов и кладощиков статистически незначимы;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональный стресс - эмоциональное состояние личности, которое вызывается неожиданной и напряженной ситуацией в трудовом коллективе, конфликтными взаимоотношениями, интеллектуальным и эмоциональным перегрузкам. Психологи отмечают, что в стрессовом состоянии человек чаще допускает ошибки, ему трудно осуществлять целенаправленную деятельность, переключение и распределение внимания, у него нарушается течение познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), наблюдается расстройство координации движений, неадекватность эмоциональных реакций, возникает общее торможение или полная дезорганизация деятельности.

Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от психологических, субъективных факторов, от особенностейсамой личности, оценки ею ситуации, сопоставления своих сил и возможностей с тем, что требуется, и др..

В нашей работе мы рассмотрели стресс как состояние личности, которое непосредственно влияет на деятельность и профессиональное, а так же личностное развитие личности.

В результате проведения диагностики было выявлено, что:

  1. стрессовые ситуации чаще встречаются у администраторов и кассиров. Специфика и график их работы в большей степени предполагает частое проявление стрессовых и сложных ситуаций на рабочем месте, нежели у продавцов и кладовщиков.
  2. Администраторам и кассирам в значимо большей степени присуща толерантность к организационным стрессам, чем продавцам и кладовщикам. Это связанно с тем, что в совокупности, продавцам и кладовщикам это в большей степени необходимо по рабочим обязанностям, а соответственно и лучше развиты навыки общения, принимать ценности других людей (покупателей), адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности (с учетом того, что клиенты приходят с разными настроениями, уровнем воспитания и личными особенностями). Мы получили, что администраторы и кассиры значимо более гибкие в поведении и способности восстановления жизненных сил.
  3. Администраторы и кассиры достаточно согласованы в определении актуальных ситуаций на рабочем месте. В результате можно определить, что актуальность выбора ситуации «угроза потери» объясняется наличием строгих организационных и четких установок в корпоративной культуре компании. Их нарушение приводит к штрафным санкциям, что и обеспечивает состояние «остерегания» подобных ситуаций и напряжение от того, что бы они не произошли. Такое ожидание еще не случившегося стресса само по себе является стрессом и способствует развитию синдрома профессионального выгорания.
  4. неопределены значимые различия компетентности в управлении временем у всех испытуемых. Это объясняется тем, что в компании четко регламентированные: обязянности, функции у каждого сотрудника, методика роботы с клиентом. Сотрудники имеют список того, что они должны делать, и что им зарпещается делать. Такая регламентация способствует тому, что сотрудники не сидят в ожидании клиентов, а четко знают, в каких ситуациях как они должны себя вести и что делать. А сам бренд компании обеспечивает постоянный поток клиентов, что предотвращает «утечку времени».