Файл: Правовые основы функционирования пенсионной системы в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В пенсионной системе остается нерешенной проблема досрочных пенсий. Не установлен сбалансированный тариф страховых взносов для самозанятых граждан. Пенсия в значительной мере утратила функцию страхования потери заработка в связи с достижением пенсионного возраста.

Накопительная составляющая пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в части, касающейся обеспечения финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов и гарантий исполнения ими в полном объеме обязательств по выплате пенсий, создания эффективной системы контроля за инвестированием средств пенсионных накоплений, а также расширения перечня финансовых институтов, участвующих в соответствующих правоотношениях, и инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений.

В целях реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации 28 декабря 2013 г. были приняты федеральные законы N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", которые вступили в силу с 1 января 2015 г. В результате в 2015 году пенсионная система России претерпела ряд изменений, которые коснулись всех участников системы обязательного пенсионного страхования: и нынешних, и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

1.2.Правовые основы функционирования пенсионной системы в РФ

Остановимся на уровнях пенсионной системы. Государственное пенсионное обеспечение. Основа регулирования - Федеральный закон № 16610. Финансовое обеспечение - межбюджетные трансферты федерального бюджета, предоставляемые Пенсионному фонду Российской Федерации. Законодательством определены категории лиц, которые имеют право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

К указанным категориям относятся:

  1. государственные служащие (в том числе военнослужащие, сотрудники силовых ведомств и члены их семей);
  2. космонавты и членам их семей и работники летно-испытательного состава;
  3. участники Великой Отечественной войны и граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  4. граждане, ставшие жертвой радиационных или техногенных катастроф, а также члены их семей;
  5. социально незащищенные граждане, которые не приобрели права на трудовую пенсию, - нетрудоспособные граждане.

В зависимости от оснований возникновения права на пенсионное обеспечение законодательством установлены следующие виды пенсий: за выслугу лет; по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца и социальная пенсия. Условия назначения и размер пенсий по государственному пенсионному обеспечению зависит от категории лиц, претендующих на выплату пенсии. Обязательное пенсионное страхование строится на принципах распределительно-накопительной (смешанной) системы пенсионного страхования.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. Основа регулирования - Федеральный закон № 167-ФЗ12 .

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

  1. трудовые пенсии по: старости; инвалидности или по случаю потери кормильца;
  2. выплаты: средств пенсионных накоплений, единовременная; срочная; правопреемникам умершего застрахованного лица;
  3. социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

При этом накопительная часть трудовой пенсии может формироваться:

  1. у работающих граждан 1967 г. рождения и моложе за счет уплаты работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов;
  2. у тех, кто воспользовался правом направления средства материнского капитала на накопительную часть трудовой пенсии;
  3. участников программы государственного софинансирования пенсии за счет собственных страховых взносов (добровольных), средств государственного софинансирования и взносов работодателей (работодатель может выступать только третьей стороной программы софинансирования и уплачивать дополнительные взносы за работника только в случае, когда сам работник производит уплату взносов в рамках программы софинансирования).

При этом до 1 января 2015 года трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей. С 1 января 2015 г. она трансформируется в две самостоятельные пенсии - страховую и накопительную. Кроме того, с 1 января 2015 г. несколько увеличилось количество видов страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (стало 9 видов). В распределительной части - это страховые пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца, фиксированная выплата к указанным страховым пенсиям. В накопительной части - это накопительная пенсия, единовременная и срочная выплаты средств пенсионных накоплений, а также выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.


Кроме того, вид страхового обеспечения - социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, которые не являлись субъектами отношений по обязательному социальному страхованию, а также на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Трудовая пенсия по старости назначается Пенсионным фондом Российской Федерации гражданам, имеющим установленный законодательством трудовой (страховой) стаж и достигшим общеустановленного пенсионного возраста либо имеющим право на досрочное назначение пенсии.

Пенсионное страхование - обязательный вид страхования для всех граждан РФ. Осуществляется он путем открытия индивидуального лицевого счёта в пенсионном фонде РФ с последующей выдачей гражданину страхового номера индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). На данный лицевой счёт каждый месяц приходят отчисления (страховые взносы) от лица работодателя застрахованного человека во время перечисления последнему заработной платы. Страховой взнос на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд России составляет 22 % от денежного фонда оплаты труда за год. До 2015 г. эти 22 % рассчитывались в пропорции 16/6 по желанию и без ущерба для застрахованного лица. 16 % составляла страховая пенсия, 6 % — накопительная.

Страховая пенсия действует в рамках распределительной политики. Взносы, поступающие на лицевой счёт в Пенсионный фонд России, идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам — таким образом финансируется пенсия каждого будущего поколения. С учетом роста инфляции и заработных плат Пенсионный фонд России ежегодно проводит индексацию страховой части трудовой пенсии. Накопительная же пенсия — это средства, которые накапливаются и хранятся на лицевом счёте вплоть до пенсионного возраста,и получить эти средства гражданин может лишь при достижении данного возраста.

Следует отметить, что такую структуру страховая система России обрела лишь в 2002 году, до этого система функционировала на основе принципа распределения, т. е. пенсии полностью финансировались с налоговых отчислений работодателей с фонда заработной платы.

С 1 января 2015 года система пенсионного страхования вновь претерпела ряд существенных изменений.[1] Появляется пенсионный норматив, сдать который обязан каждый гражданин России. Так, при расчёте стажа каждый трудовой год измеряется в «Индивидуальном пенсионном коэффициенте», по-другому — в пенсионном балле. Теперь, каждому человеку для получения страховой пенсии необходимо набрать 30 пенсионных баллов, но условия их получения могут быть различны. Привилегированные условия в балловой системе получает та часть населения, которая отказалась от накопительной пенсии.


К примеру, максимальное количество баллов, которое может получить человек за год, оформив страховую пенсию, — 10; при оформлении и страховой, и сберегательной пенсии в соотношении 16 к 6 максимальное количество баллов — 6,25. Количество баллов, в свою очередь, зависит от количества МРОТ, получаемых страхователем. Таким образом, чем больше у человека заработная плата, тем больше баллов будет зачислено на его лицевой счёт, и, следовательно, пенсионные выплаты будут более высокие.

Кроме того, за 1 год военной службы по призыву, за уход за инвалидом I группы, ребёнком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и первым ребёнком можно получить 1,8 балла; 3,6 балла можно получить за второго ребёнка за год, а 5,4 балла — за третьего и четвёртого (оплачиваются только 1,5 года на каждого ребёнка). Большому риску при этой системе подвержены те, кто оформил накопительную пенсию и чей МРОТ составляет единицу, в данном случае, человек, доживший до пенсионного возраста, не получает страховую пенсию и вынужден дальше зарабатывать страховые баллы. Также изменилось и количество трудового стажа для получения трудовой пенсии: если до 2015 года достаточно было и 5 лет, то, начиная с 2015 года, трудовой стаж будет увеличиваться на 1 год, и к концу 2024 года составит 15 лет, после чего его рост прекратиться. Нововведения затрагивают и процесс индексации — индексация будет направлена на стоимость 1 пенсионного балла

С 1 января 2015 года 1 балл был равен 64,1 руб., а после индексации 1 февраля вырос до 71,41 руб. Так же, с 1 февраля на 11,4 % проиндексировали страховые пенсии, в результате чего средняя пенсия по старости в РФ составила 12 930 руб. - эта сумма почти в два раза превышает прожиточный минимум пенсионеров разных регионов России. К примеру, в городе Волгограде прожиточный минимум пенсионеров на 2015 год составляет 6769 рублей. Наряду с обязательным пенсионным страхованием существует добровольное негосударственное страхование.[2, 230]

Есть несколько основных критериев разграничения этих двух видов страхования: Во-первых, добровольное негосударственное пенсионное страхование второстепенно по отношению к обязательному и не может существовать самостоятельно, так как оно направлено на расширение возможностей обязательного вида страхования.

Во-вторых, размер пенсионных взносов страхователь определяет по своему желанию. В-третьих, обязательное пенсионное страхование предусмотрено Федеральным законом, добровольное же осуществляется на базе договорных отношений в письменной форме. Пенсионные реформы, нововведения, направленные на повышение эффективности страховой пенсионной системы, устраняют далеко не все проблемы, возникающие в этой отрасли. К наиболее масштабным проблемам, искоренить которые государство пока не в силах, относится заработная плата в конвертах, неофициальное трудоустройство. Предприятие, фирма, организация остаются в выигрыше благодаря такой политике, но права рабочих при этом будут ущемлены, так как работодатели при такой системе, зачастую, лишают рабочих достаточного уровня пенсионных выплат, а иногда и самой пенсии в целом.[3 с 104]


Эти расходы берет на себя государство в виде выплат социальных пенсий, что подрывает и уровень жизни населения, и в целом экономическое положение в стране. Так же хотелось бы отметить, что в пенсионной системе наряду с теми проблемами, которые представляют собой опасность для экономической системы страны, существует ряд проблем, непосредственно затрагивающих только население РФ. Лидирующее место в перечне таких проблем занимает недостаточная информированность граждан о своих пенсионных правах. Структура пенсионного законодательства объемна, многослойна; для правильного и полного её понимания требуется грамотность граждан в правовой сфере.

Такой грамотностью чаще всего владеют люди, получившие специальное образование - юристы, правоведы, но для большинства населения правовое регулирование пенсионных выплат остаётся неизвестным. Многие граждане лишаются надлежащих им пенсионных выплат из-за отсутствия осведомленности о своих правах. Часто это происходит потому, что Пенсионный фонд России выплачивает пенсии при условии подачи заявления с соответствующими документами, о которых граждане иногда не имеют ни малейшего представления. Для того чтобы предотвратить возникновение подобных проблем, государству необходимо проводить периодическую информатизацию населения.

Для достижения наибольшего эффекта следует проводить такую политику, учитывая целевую аудиторию. Информирование населения может проходить следующими путями: организация тематических встреч с определенными группами населения, массовое распространение информации посредством газет, телевидения, радио. Как показала практика, пенсионная реформа 2002 года себя исчерпала.

Реформа 2015 года произвела коренное изменение системы пенсионного страхования. Её политика направлена, прежде всего, на сокращение расходов бюджета страны. К примеру, если человек (в силу жизненных обстоятельств или минимальной заработной платы) не отработал стаж в 15 лет, т. е. не заработал 30 баллов на своём лицевом счёте, то, независимо от того, находится ли этот человек в пенсионном возрасте или нет, ему, в любом случае, придётся работать дальше для прохождения минимального баллового порога и получения страховой пенсии.

Несомненно, это выгодно государству, так как налоги выплачиваются в государственную казну, но при этом интересы человека остаются без внимания, ведь мало людей возрасте 55-60 имеют достаточное количество сил и здоровья для продолжения трудовой деятельности. Кроме того, новая реформа обладает функцией стимулирования населения. К примеру, те категории людей, которые живут за счет пособий по безработице, вынуждены устраиваться на работу с целью прохождения порога минимального трудового стажа при оформлении страховой пенсии, это же относится и к категории нелегально работающих граждан.