Файл: Правовые основы функционирования пенсионной системы в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 2 - Место пенсионного страхования в системе финансов

Один из ведущих видов социального страхования только пенсионное страхование имеет большое число людей, которые получают выплаты и, исходя из этого требует наибольшего финансирования и повышенного внимания. Пенсионное страхование - это концепция экономических отношений, которые адресованы гражданам на компенсацию дохода, который они утратили в результате вступления в силу факторов влияющих на возмещение страхового обеспечения в виде государственных и негосударственных пенсий.

Но, по нашему мнению, это ошибочное заключение. Первое это то, что из заработной платы у работника нисколько не удерживается, но все выдачи на социальное страхование применяются работодателем с фонда оплаты труда. Второе это то, что даже те суммы, которые оплачиваются работодателем, не равноценны, суммам пенсий, которые получают люди после выхода на пенсию. И связано это с долговременным промежутком страхования, так же с инфляционными процессами и т.п.

Но с другой стороны всецело отвергнуть страховую пенсионную форму невозможно. Приближение пенсионного возраста и утрата умения полноценно трудится - один из варианта социального риска, для компенсации которого образовывают централизованные фонды. Страховой угрозой, насчет которого реализовывается обязательное пенсионное страхование, признается потеря застрахованным лицом заработка или иного дохода с прибытием страхового случая. Наряду с этим под страховым случаем признают достижения пенсионного возраста, потеря кормильца, наступление инвалидности. Пенсионное страхование предполагает, что основные выплаты страхового обеспечение происходят только после того как у застрахованного лица наступит пенсионный возраст, который определяется законом.

Основной сущностью социальных гарантий является эффект перераспределения, рациональность которых в основной части обеспечивается характером самого хозяйствования. Из особого фонда, который создают за счет взносов страхователей, работники и их семьи получают материальное обеспечение, когда наступает страховой случай, т.е. страховщик выплачивает страховую сумму. Что и показывает на формирование страховых отношений, которые отличаются от стандартного страхования. Рассмотрим основные отличия пенсионного страхования от стандартного (обычного):

  • Неимение зависимости между размером полученной пенсии и

уплаченными страховыми взносами;

  • Неимение заинтересованности страхователя в долгосрочном периоде страхования;
  • Неминуемость страхового случая его наступления.

Это все и показывает о присутствии особой формы пенсионных выплат. Так как пенсионное страхование — это и форма страхования, и форма финансов так же оно является и частной финансовой категорией и категорией страхования.

Особенность пенсионного страхования содержится в том, что это частная финансовая категория в особой страховой форме. Поэтому стоит рассмотреть, какие существуют функции пенсионного страхования:

  1. Как финансовый вид;
  2. Как вид страхования.

Как частный финансовый вид в страховой форме, пенсионное страхование, с нашей точки зрения, выполняет следующие функции:

  • Создание финансовых ресурсов ПФ;
  • Эксплуатировать финансовые ресурсов ПФ;
  • Перемена части заработной платы застрахованного лица при наступлении страхового случая (наступления пенсионного возраста).

Рассмотрим каждую функцию, что же она значит.

  1. Функция создания финансовых ресурсов ПФ. Заключается в том, что в ней формируется денежный фонд за счет страхователей (при обязательном пенсионном страховании), застрахованных лиц (добровольные виды пенсионного страхования), единых взносов застрахованных, государства и страхователей (при программе софинансирования пенсионных накоплений), субсидии и дотации из бюджета.
  2. Функция эксплуатации финансовых ресурсов ПФ. Заключается в том, что осуществляется в результате расходования централизованных денежных фондов пенсионного страхования. Характерной чертой данной функции является немалый удельный вес расходов средств, которые направляются на выплату пенсий, согласно Российскому законодательству (если обязательное пенсионное страхование) или по надлежащему договору (случай добровольного страхования).
  3. Функция перемены части заработной платы застрахованного лица при наступлении страхового случая (наступление пенсионного возраста). Заключается в том, что компенсация части заработка, которая связанного с трудом, пенсионными выплатами тем лицам, которые лишились его в связи с наступлением пенсионного возраста. В концепции пенсионного страхования характерное значение должно придаваться определенной пропорциональности размеров страховых платежей^ которые были внесены за период трудовой деятельности, размером выплачиваемой пенсии.

Пенсионное страхование разных стран базируется с тремя главными критериями предоставления пособий:


  • Проверка нуждаемости;
  • Проверка выполнения установленных обязательств;
  • Принадлежность к установленной группе или категории населения.

Роль пенсионного страхования тяжело пересмотреть. Можно попытаться сделать анализ по основным направлениям:

  1. Политическая;
  2. Производственная;
  3. Социальная;
  4. Демографическая.

Пенсионное страхование соединено с общественным воспроизводством, воздействуя на него. Права населения на пенсионное страхование определяются служебной или трудовой деятельностью, а степень обеспечения зависит от величины вознаграждения за труд и характер. Судя по мировому опыту можно сказать, что роль пенсионного страхования в общественном воспроизводстве растет, т.к. усиливается стимулирующее действие пенсионного страхования на увеличение производительности труда и профессионального степени работающих.

Так же пенсионное страхование помогает в положенный срок смещения стареющей рабочий силы. Пенсия должна напрямую обуславливаться участием граждан в общественном производстве и от соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах. Следственно трудовой стаж можно рассмотреть как суммарную продолжительность трудовой и иной трудовой деятельности, другого промежутка времени, которые признаются социально необходимыми, а так же с учетом которых устанавливается размер трудовой пенсии по старости, а в отдельных случаях и другие виды трудовой пенсии. Наряду с этим нужно учитывать некую особенность трудового стажа:

  1. Продолжительность трудового стажа устанавливается количественно;
  2. Имеет качественную характеристику (характер и условия, когда происходила трудовая деятельность);
  3. В стаж включается время, когда работник не работал, но за ним сохранялось его место;
  4. Оплачиваемая и неоплачиваемая общественно - полезная деятельность;
  5. Период времени, когда человек не работал и не был занят чем-либо, но с соблюдением определенных условий.

В 1998 г. появляется такое понятие как страховой стаж. Это было взаимообусловлено на внедрение результативного устройства, который обеспечил бы пригодность условий предоставлений и по размерам трудовых пенсий величине участия в обязательном пенсионном страховании каждого. То есть размер пенсии должен был обуславливаться продолжительностью страхования, т.е. тот период, в который каждое застрахованное лицо вносило страховые взносы.

Страховой стаж — это периоды работы гражданина, в течение которых за него уплачивались и начислялись страховые взносы в ПФ. Из этого следует, что осуществление пенсионной реформы происходит с соблюдением преемственности в учете видов общественно - полезных видов деятельности и некоторых период жизни гражданина, засчитанные в стаж.


Но это может вызвать негативные последствия. Допустим, те бюджетные работники, которые имеют страхового стажа 30-35 лет и при этом имеют низкую заработную плату, получат меньше, чем те работники, у которых стаж 5-10 лет, но за них вносился максимальный платеж. Это и является признаком либеральности экономики.

Если посмотреть на политическую роль пенсионной системы, то можно увидеть, что она позволяет государству осуществлять основные направления в области пенсионного страхования. Законодательная фиксация проводимой пенсионной политики может позволить реализовать ее на практике. Социальная стабильность в обществе зависит в основном от степени эффективности пенсионного страхования.

Демографическая роль пенсионной системы выражается в виде ее влияния на демографические процессы, и предварительно, на качество жизни и продолжительность после выхода на пенсию. Низкий уровень пенсий служит источником резкого сокращения объема потребления у пенсионеров и вырабатывается в низкую продолжительность жизни, раннюю и высокую смертность среди пенсионеров.

Социальная роль пенсионной системы выражается в способности поддержки статуса гражданина после того как наступил пенсионный возраст. Поддержание приличного уровня жизни после утраты возможности заработка является одной из главных функций пенсионной системы: государство должно организовывать условия для ее осуществления. На фоне этой функции можно сделать упор на моральную подфункцию, которая будет формировать хороший нравственный климат в стране, а так же воспитает в обществе уважение к тем людям, которые потеряли возможность, трудится и зарабатывать.

Перерастание в рыночную экономику значительно меняет роли субъектов, которые участвуют в создании пенсионного страхования. Иную значимость в организации обязательного пенсионного страхования играет государство. Ни кто иной, как государство призвано быть гарантом социальной защиты граждан при помощи органов исполнительной и законодательной власти. При этом они устанавливают важные приоритеты, программы пенсионного страхования, минимальные размеры пенсии, создают и разрабатывают правовую среду и законодательную базу.

В процессе своего роста пенсионное страхование доказало свою жизнеспособность и во многих странах продолжает оставаться главным принципом организации пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан. Но данный принцип не может осуществлять пенсионное обеспечение лиц, которые в рамках пенсионного страхования по каким-либо причинам не смогли приобрести право на пенсию вообще или в минимальном размере. Именно для этих целей в организации пенсионного обеспечения применяют принцип адресной социальной помощи, чтобы хоть как-то поддержать таких граждан, им выплачивается пособие, которое зависит от степени нуждаемости, либо в минимальном размере.


Выводы:

С целью увеличения уровня пенсионного обеспечения, которое реализовывается в системе пенсионного страхования, получили большое распространение системы дополнительного пенсионного обеспечения. В России такое дополнительное пенсионное обеспечение осуществляет негосударственный пенсионный фонд (НПФ) - который сориентирован на улучшение пенсионного обеспечения граждан. Негосударственный пенсионный фонд направлен на осуществление социальной функции, чтобы поддержать тех граждан, которые утратили возможность зарабатывать, и трудится и в данный момент имеющие только пособия и пенсионные выплаты. Усовершенствование в России дополнительного пенсионного обеспечения осваивается на субъектах хозяйственной деятельности, которые могут позволить это т.к. находятся в хорошем финансовом положении, чтобы создать собственный пенсионный фонд. На данный момент для большего числа предприятий такая затея остается пока маловероятной.

Но по мере того, как в дальнейшем будет развиваться Российская экономика, и если кризис не настанет, то предприятия, которые для своих работников будут создавать, пенсионные фонды будут только расти.

Так же нужно отметить, что пенсионное страхование в России должно осваиваться на создании дополнительных негосударственных форм пенсионного страхования при сбережении роли за государственной системой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Если проводить анализ всей пенсионной системы, то можно сказать, что пенсия имеет двойственную природу и вот в чем это заключается. Вроде бы она является, формой социального обеспечения рассчитана на то, чтобы среди пенсионеров не было нищих. Но с другой же стороны она является страховым возмещением, которое в свою очередь зависит от уровня заработка и трудового (страхового) стажа.

В течение 10 лет (с 2002 - 2012 гг.) в пенсионной системе произошло немало изменений, к ним можно отнести:

  • Переход от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения;
  • Государственное пенсионное страхование;
  • Разделение пенсии на: базовую, страховую, накопительную части;
  • Государственное пенсионное обеспечение;
  • Персонифицированный учет в системе ОПС;
  • Государственное софинансирование накопительной части при дополнительных добровольных взносах;
  • Предоставление права застрахованным лицам перевести накопительную часть в НПФ;
  • Произошла замена ЕСН на страховые взносы конкретного вида социального страхования;
  • Замена базовой части трудовой пенсии на фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии;
  • Валоризация пенсионных прав до 01.01.2002 г.