Файл: Правовые основы функционирования пенсионной системы в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бесспорно, такая мотивация населения положительно скажется на государственном бюджете: увеличение налоговых отчислений, рост производства, меньшее количество расходов бюджета на пособия.

Выводы:

На данный момент система пенсионного страхования в России до сих пор находится в такой стадии, когда переживает не легкий период, а также критикуют некоторые субъекты общества. В свою очередь, пенсионеры считают, что пенсия очень низких размеров, и они не могут обеспечить себе нормальное удовлетворение для жизни с учетом роста цен на потребительские товары, жилищно-коммунальные услуги и т.п. а работодатели, наоборот, считают, что пенсионная система неэффективна и дорога, т.к. они платят не малые суммы страховых взносов - 22% на обязательное пенсионное страхование и 5,1% на обязательное медицинское страхование.

В настоящее время нет действенных финансовых мотивов развития добровольных форм страхования. Экономическая ситуация, которая присутствует, в данный момент требует новых подходов к финансированию системы пенсионного страхования и управления ее финансовыми ресурсами, а так же к развитию негосударственного пенсионного страхования.

Таким образом, можно подытожить, что в дальнейшем требуется исследование, как улучшить финансовое обеспечение, разработать стратегию развития и управления пенсионным страхованием в России с целью создания обновленной пенсионной системы.

Глава 2. Структура и функции пенсионной системы рф

2.1.Пенсионный фонд РФ как ключевое звено пенсионной системы

Пенсионный Фонд РФ — это фонд государства, который обеспечивает формирование и распределение финансовых ресурсов в целях повышения пенсионного обеспечения граждан РФ. ПФР - крупная и самая эффективная система по оказанию социальных услуг в Российской Федерации. В результате немалой ежедневной работы фонд своевременно оказывает выплаты пенсий гражданам России в полном объеме в соответствии с его пенсионными правами.

С созданием Пенсионного Фонда в России стал использоваться абсолютно новый механизм по выплатам пенсий и пособий. Все средства для выплаты пенсий стали поступать за счет страховых взносов работодателей и граждан.


Страхователем в пенсионной системе выступают все работодатели, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ. Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы РФ, выплачивая с фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников.

В Российской Федерации существует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Ее суть заключается в том, что она позволяет обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после завершения трудовой деятельности. Пенсия граждан зависит не только от стажа, но и от размера заработной платы и пенсионных взносов.

На сегодняшний день в РФ существует определенная база, регулирующая средства пенсионного обеспечения, а также сохранения и распределения всех ресурсов.

На основании действующего законодательства можно рассматривать трехуровневую структуру системы пенсионного обеспечения.

  1. Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета.
  2. Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца и финансируемое за счет страховых взносов работодателя.
  3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение. [2]

Размер пенсии граждан в конечном счете будет зависеть от накопленных средств на их индивидуальном лицевом счете. Следовательно, чем выше заработок, тем больше денег будет на этом счете.

Страховые пенсии выплачиваются всем лицам, работающим по найму и другим категориям, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование. Размер пенсии по старости будет зависеть и определяться с учетом стажа и заработка. Пенсии по инвалидности, по потери кормильца будут определяться на тех же принципах, что и пенсии по старости. Пенсии в связи с чрезвычайными ситуациями, несчастными случаями и профессиональными заболеваниями будут выплачиваться в рамках системы страхования от несчастных случаев за счет работодателей.

Напряженность, которая сложилась в настоящее время в области финансирования пенсионного обеспечения постоянно усиливается. Этого происходит из-за снижения доли рабочих и сокращения заработной платы. В такой ситуации в ближайшее время будет недостаточно одних страховых взносов для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Это связано с низким уровнем пенсий при довольно высоких тарифах страховых взносов. Пенсии не соответствуют прожиточному минимуму.


Такого рода проблему решить довольно сложно, так как невозможно повысить минимальный размер пенсий, не увеличивая при этом максимальный, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий.

Таблица 1- Средний размер пенсий в РФ за 2012-2016 год.

Год

Средняя страховая пенсия по старости, руб.

Средняя социальная пенсия, руб.

2012

9790

8919

2013

10716

6447

2014

11569

7548

2015

12852

8306

2016

13366

8600

Кризисная ситуация немедленно требует принятия решительных и кардинальных изменений в Пенсионной системе Российской Федерации. Между тем введены в действие и намечены к принятию в ближайшее время меры в области пенсионного обеспечения граждан, которые нацелены на будущее.

В сложившихся условиях совершенно неизбежной становится проведение реформы, направленной на включение в пенсионную систему РФ такого института, как негосударственное пенсионное обеспечение. Основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Эта идея уже нашла свое воплощение в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством, в форме профессиональных пенсионных систем. Хочется верить, что эта инновация поможет выбраться пенсионной системе из кризиса и соответственно улучшить положение граждан, нуждающихся в поддержке государства.

В 2016 году российской пенсионной системе произошел ряд изменений, который коснулся всех участников системы обязательного пенсионного страхования, как нынешних, так и будущих пенсионеров, а также российских работодателей.

В 2016 году были проиндексированы страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Важной инновацией является то, что с 2016 года страховые пенсии индексируются только у неработающих пенсионеров. Их страховые пенсии, а также фиксированная выплата к ней с 1 февраля 2016 года были увеличены на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составил 4 558,93 рублей в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 рубля (в 2015 году - 71,41 рубль). Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составляет 13 132 рубля. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2016 года были повышены на 4% всем пенсионерам независимо от факта работы. В итоге в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составляет 8 562 рубля. Вторая индексация пенсий произошла во втором полугодии 2016 года. В феврале 2016 года на 6,4% были увеличены размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) - самой массовой социальной выплаты, осуществляемой ПФР. Одновременно с индексацией ЕДВ увеличилась и стоимость набора социальных услуг, который федеральные льготники могут получать как в натуральной форме, так и в денежном эквиваленте. При этом, как и раньше, в 2016 году в России сократилось количество пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. [6]


С 1 января 2017 года был изменен пенсионной возраст для госслужащих - выход на пенсию для мужчин с 65 лет, для женщин с 63 лет. Данная мера затронет свыше 70 тыс. граждан. Изменения с 2017 года приведут к отмене пенсий для работающих пенсионеров. Также в Министерстве финансов предлагают пересмотреть принципы оформления досрочных пенсий. В частности, учителя и медики лишатся права выходить на пенсию раньше установленного срока.

Правительство приняло решение и одобрило единовременную выплату пенсионерам в размере 5000 рублей. Данная сумма является некой компенсацией отмены индексации пенсий, она будет носить разовый характер выплаты и никак не отразиться в дальнейшем на размере начисляемой пенсии, не войдет в базу последующих пенсионных начислений. Законопроект «О единовременной выплате пенсионерам» внесен Министерством труда РФ и одобрен 14 сентября 2016 года на заседании Правительства Российской Федерации. 07 октября 2016 года Государственной Думой ФС РФ был принят данный законопроект в первом чтении. Для его реализации предполагается выделить денежные средства из федерального бюджета в сумме 221,7 млрд. рублей. Данную выплату пенсионеры получат без каких-либо налоговых удержаний, поскольку ее можно отнести к социальной доплате к пенсии. И в связи с этим Министерство финансов вносят в Налоговый кодекс РФ поправки.

Получить единовременную выплату в размере 5000 рублей смогут граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории России, являющиеся получателями пенсии (страховой и по государственному обеспечению) по состоянию на 31 декабря 2016 года. Пенсионеры, проживающие за рубежом, не смогут получить данную выплату, в связи с тем, что свое материальное благосостояние они обеспечивают с помощью государства, в котором непосредственно проживают. Пенсионеров, проживающих за границей, примерно 288 тысяч человек, это значит, что, отказав им в единовременной выплате в размере 5000 рублей, федеральный бюджет сохранит около 1,44 миллиарда рублей.

Число малоимущих пенсионеров с каждым годом растет. В 2017 году их количество будет свыше 4 миллионов человек, а к 2019 году предполагается свыше 4,15 миллиона человек.

Проведение в жизнь законопроекта «О единовременной выплате пенсионерам» имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Единогласно можно сказать, что для федерального бюджета он принесет только пользу и снизит нагрузку. Также эта выгода коснется и Пенсионного фонда РФ, поскольку данный вид выплат будет осуществляться из бюджета, минуя средства ПФ РФ. Как видим плюсы только для государства, для самих пенсионеров никаких фактических выгод это не принесет.


Таким образом, можно прийти к выводу, что законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и потребуется еще не один год для решения сложных проблем пенсионной системы. Государство должно направить все свои усилия, чтобы сбалансировать данную систему, привести ее в равновесие и заставить эффективно работать.

2.2. Финансовая основа деятельности пенсионной системы РФ

Описание пенсионной системы нельзя сделать, не рассматривая ее финансовые основы и соответствующие им концепции финансово-экономических отношений. Имеются разные подходы, как определять такую категорию, как «финансы». Само понятие финансы в научной и учебной литературе России определяется как совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе формирования распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. [26]

В течение функционирования пенсионного страхования совершается формирование специфических фондов, в свою очередь в которых создаются финансовые ресурсы и которые затем поступают на финансирование человека, который потерял умение полноценно трудится. Из этого и состоит экономическая основа материального содержание пенсионеров по возрасту. Руководство процессом развития и использования средствами пенсионного страхования реализовывают, осуществляют пенсионные фонды. В течение своего функционирования пенсионные фонды аккумулируют денежные средства, которые посылают на выплату пенсий, а значит, обнаруживается движение денежных средств, т.е. финансовые отношения.

Рисунок 1- Отрасли и звенья системы финансов [19]

Пенсионный фонд является одним из четырех государственных социальных внебюджетных фондов России. Притом он является одним из самых значимых по размеру финансовых средств, администрируемых этим фондом, и по количеству получателей пенсий.

Из рисунка 1 видно, какое место занимают негосударственные пенсионные фонды, которые можно отнести к некоммерческим организациям и которые входят во вторую область системы финансов. Место пенсионного страхования в системе финансов изобразим на рис. 2.

По сути даже в самом определении «пенсионное страхование» фигурирует указание на страховой характер системы отношений. Социальные и экономические изменения, которые свойственно для данного времени, навеяли в нашем обществе колоссальное желание к обеспечению безопасности, что могло бы только усилить стремление к созданию страховых фондов. Быть частью социального страхования, пенсионное страхование рассматривается как абсолютное страховое событие.