Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Проблема психофизиологического профессионального отбора кандидатов на вакантную должность
1.1 Сущность психофизиологического профессионального отбора персонала
1.2 Основные направления и методы психофизиологического профессионального отбора
Глава 2. Профессиональная пригодность личности к труду
2.1 Сущность диагностики профессиональной пригодности личности
2.2 Методы диагностики профессиональной пригодности персонала
Используя данный принцип, можно подразделить кандидатов на следующие группы:
- безусловно пригодные - способны осваивать конкретную специальность при имеющихся формах обучения и эффективно выполнять профессиональные обязанности;
- условно пригодные - могут выполнять возложенные на них профессиональные обязанности. Если данные работники в своей работе и допустят незначительные ошибки, то это не повлияет на эффективность функционирования системы. Для этих кандидатов требуется увеличение сроков, изменение режимов и структуры обучения и тренировки.
- непригодные – относятся те кандидаты, обучение которых конкретной профессии малопродуктивно, работа по специальности снизит общую продуктивность деятельности.
- Дифференциального прогнозирования – это профессиональный отбор для групп специальностей, объединённых на основе общности основных элементов структуры деятельности или профессионально значимых качеств личности. Он не исключает необходимости отбора кандидатов на отдельные специальности.
- Динамичности – это постоянное накопление информации о состоянии и специфики формирования профессиональных способностей кандидата, что необходимо для прогноза успешности обучения и производственной деятельности специалистов.
Объём и форма накопления информации изменяются в соответствии с этапом отбора:
- Первый - изучение анкет, характеристик, проведение беседы и группового психофизиологического обследования с помощью бланковых методик.
- Второй – проведение индивидуального и группового обследования с применением бланковых и аппаратурных методик, а также бесед и наблюдений.
- Третий – индивидуальное обследование на специальных стендах,
имитирующих и моделирующих процесс и условия предстоящей деятельности, а также беседы, наблюдения.
- Активности - подразумевает необходимость использования результатов психофизиологического обследования не только для решения вопроса о пригодности, но и для целей совершенствования производственной техники в соответствии с психофизиологическими возможностями человека, рационального распределения функций между человеком и машиной.
- Практичности - это обоснование, разработка и проведение мероприятий по прогнозированию профессиональной пригодности, которые были бы оправданы в плане материальных и финансовых затрат на их осуществление, с одной стороны, и сопровождались положительным социальным результатом - с другой. Данный принцип также позволяет определить оптимальные сроки психологического и психофизиологического обследования и времени, требующимся для вынесения соответствующих рекомендаций.
Психофизиологический отбор проводится по определённой системе, которая включает в себя следующие компоненты [ 7 ]:
- определение групп специальностей, для которых следует проводить отбор;
- прогнозирование пригодности к обучению и практической деятельности в нормальных и экстремальных условиях;
- анализ физиолого - гигиенических и психологических условий трудовой деятельности и трудового процесса в целом для определения профессиональных требований к кандидатам;
- разработка методических приёмов оценки профессионально важных качеств личности;
- оценка точности прогнозирования, надёжности и дифференцированности методик для психофизиологического обследования;
- разработка организационно-методических форм проведения психофизиологического отбора.
Таким образом, психофизиологический профессиональный отбор это
комплекс мероприятий, направленных на наилучшее согласование духовных, психических и физических возможностей конкретных людей с требованиями различных профессий. Он включает в себя медицинское обследование, социально - психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование. На основе полученных результатов формируется заключение о степени соответствия возможностей конкретного индивида требованиям выбранной профессии.
1.2 Основные направления и методы психофизиологического профессионального отбора
Теория психофизиологического отбора и методология его проведения основывается на достижениях общей и дифференциальной психологии, социальной психологии, психофизиологии, нейропсихологии, психиатрии, других естественных и общественных наук о человеке.
Предметом ее фундаментальных исследований являются три составляющие:
- человек (индивид, личность, организм) как субъект трудовой деятельности;
- профессия как форма трудовой деятельности;
- отношения между человеком и профессией.
А целью является научное обоснование выбора оптимальных отношений между человеком и профессией, то есть это отношение, которое соответствует главному условию общественного прогресса: физическому, психическому и духовному развитию индивида в процессе эффективного труда.
В настоящее время существует достаточное число исследований в области психофизиологического отбора, однако, теоретические и методологические принципы отнюдь не единообразны, они весьма различны в зависимости от специфики каждого конкретного исследования.
Психофизиологический отбор осуществляется по следующим направлениям [ 5 ]:
- Диагностика индивидуально - психологических особенностей личности, которые препятствуют успешному освоению и выполнению профессиональной деятельности. К ним относятся:
- особенности темперамента, в которых проявляются черты слабости, инертности, неуравновешенности нервных процессов;
- разбросанность и неустойчивость интересов и склонностей;
- нерешительность;
- лёгкость срыва при работе в условиях дефицита времени, воздействия помех и неблагоприятных факторов среды;
- замедленность и некритичность мышления;
- низкая концентрация внимания, быстрое его переключение;
- замедленность и неточность сенсомоторной координации;
- снижение памяти;
- отсутствие способности к оперированию пространственными представлениями;
- эмоциональная нестабильность.
Стоит отметить, что индивидуальные особенности характерны и для здорового человека, но все же в первую очередь они являются симптомами начинающегося переутомления или нервно-психического напряжения, что в результате приводит к профессиональному выгоранию.
- Получение дополнительных психофизиологических данных для уточнения некоторых отклонений в состоянии здоровья и вынесения обоснованного экспертного заключения.
- Оценка уровня группового взаимодействия.
- Определение функционально-психологических возможностей кандидатов к деятельности в специфических условиях.
Проблема отбора кандидатов на вакантную должность приобретает особое значение в условиях производства, когда незначительная ошибка или небрежность способствуют возникновению аварии на производстве, ситуаций, повлекших за собой неисправность в оборудовании или гибель человека
Выделяют следующие направления в профессиональном отборе кандидатов, которые позволяют оценить:
- Физиологическое - чувствительность анализаторов человека, быстроту и точность действия, выносливость, утомляемость, координацию движений.
- Психофизиологическое - память, мышление, скорость обработки информации, психологическую совместимость.
- Профессиональное - профессиональные знания и оценка риска.
Для того, чтобы провести профессиональный психофизиологический отбор необходимо разработать методику. Данный процесс состоит из следующих этапов [ 9 ]:
- Изучение профессии с целью выявления предъявляемых ею требований к психофизиологическим и личностным качествам человека.
- Выбор психодиагностических методик, с целью выявления уровня их раз-вития.
- Проведение экспериментальных исследований.
- Разработка критерия профессиональной пригодности, который поможет спрогнозировать продуктивность выполняемой деятельности.
С целью определения профессионально важных качеств создается профессиограмма, которая представляет собой подробное описание профессии, то есть цели, задачи и условия труда, основные производственные функции. Она включает в себя наиболее важные профессиональные качества личности, отражающие ее профессиональную пригодность. Число ее структурных элементов не должно быть большим, так как это создает трудности в методике профессионального отбора и снижает ее эффективность.
Ученые разработали следующую классификацию методов профессиографии [ 12 ]:
- Операционно-логические – это анализ и синтез структур деятельности на основе языковых средств технической кибернетики, теории алгоритмов и информации.
- Соматографические - оптимизация рабочей позы, а также планирование
рабочих мест.
- Психофизиологические - позволяют устранить информационные и кинетические перегрузки.
- Личностные – опираются на понятийный аппарат дифференциальной пси-
хологии, психологии способностей и личности, многомерный статистический анализ и психометрическое шкалирование.
В качестве количественных показателей профессионального отбора используются следующие [ 7 ]:
- статистические данные об относительном числе случаев отстранения от профессиональной деятельности на различных этапах подготовки;
- быстрота и качество овладения этапами профессионального обучения;
- надёжность и стабильность выполнения работы в нормальных и экстремальных условиях деятельности.
Таким образом профессиональный отбор – специально организованный исследовательский процесс, цель которого – выявление и определение с помощью научно обоснованных методов степени и возможности формирования медицинской, психологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение сложным, ответственным профессиям или на занятие соответствующих вакансий и, исходя из этого, оказание предпочтения тем из них, которые имеют высокий уровень (оценку) профессионально важных свойств и благоприятные перспективы их развития и потому могут рассматриваться как потенциально более полезные работники по отношению к тому или иному виду труда ( Приложение 1 ).
Вывод
Одна из основных прикладных задач в области психологии труда – это разработка, обоснование и применение системы профессионального психофизиологического отбора кандидата на вакантную должность.
Широкое практическое внедрение и популяризация его проведения принадлежит Г. Мюнстербергу. Хотя стоит отметить, что данной проблемой за-
нимались и до опубликования его работ, но именно доказал необходимость и важность научного экспериментально - психологического подхода к отбору
профессиональных кадров по сравнению с интуитивными или житейскими представлениями.
Психофизиологический профессиональный отбор возник как один из ме-
тодов, позволяющий преодолеть несоответствие между человеком и профессией, добиться наивысшей эффективности трудовой деятельности и достигнуть удовлетворённости работников своим трудом. В настоящее время акту-
альность его проведения детерминирована усложнением техники и возраста-
нием цены ошибок,так и особым вниманием к субъект-субъектным видам де-
ятельности.
Итак, психофизиологический профессиональный отбор позволяет выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам при-годны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по выбранной специальности.
Глава 2. Профессиональная пригодность личности к труду
2.1 Сущность диагностики профессиональной пригодности личности
В настоящее время в связи с возрастающей потребностью в квалифицированных кадрах с достаточным опытом работы, с одной стороны, и слабо поставленной и отрегулированной системой отбора, с другой, повышается актуальность диагностического исследования претендентов на рабочее место. Время, которое требуется работодателю, чтобы изучить документы специалиста, лучше потратить на то, чтобы узнать самого работника в деле, например в период испытательного срока и сократить его можно за счет ориентированной на четкие задачи и цели диагностики.
Диагностика (от лат. diagnosticos – различающий, способный распознавать) - это специальное обследование, которое проводится с целью изучения состояния обследуемого объекта. Это выстроенная по конкретной схеме цепочка стимулов, направленных на личность, с целью получения личностных и поведенческих реакций. Она формируется, подбирается и интерпретируется на основе актуальных задач в данной организации, таких как [ 12 ]: