Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Проблема психофизиологического профессионального отбора кандидатов на вакантную должность
1.1 Сущность психофизиологического профессионального отбора персонала
1.2 Основные направления и методы психофизиологического профессионального отбора
Глава 2. Профессиональная пригодность личности к труду
2.1 Сущность диагностики профессиональной пригодности личности
2.2 Методы диагностики профессиональной пригодности персонала
Введение
Актуальность изучаемой темы. Процесс выбора профессии, определения профессионального пути субъекта и экспертизы успешности освоения и реализации трудовой деятельности предусматривает необходимость, с одной стороны, оценки уровня соответствия человека требованиям профессии, а с другой - активного формирования и подготовки его как специалиста с учетом отведенного для этого времени, то есть диагностики, прогнозирования и формирования профессиональной пригодности человека.
В связи с этим любая деятельность выдвигает конкретные требования с точки зрения необходимого уровня пригодности к ней человека. Решение данной проблемы сводится к взаимной адаптации человека и деятельности, то есть к обеспечению соответствия между ними («антропоцентрический подход»), а так же оценки и формирования пригодности человека для конкретной деятельности («профессиоцентрический подход»).
Профессиональная пригодность является системным свойством человека, которое зарождается и проявляется в процессе подготовки и включения его в деятельность. Оно отражает степень его индивидуальных возможностей выполнять трудовые функции и является его интегральной характеристикой. Оценка и формирование профессиональной пригодности представляет собой элементы единой системы подготовки человека к трудовой деятельности и обеспечения эффективной ее реализации на всем протяжении профессионального пути.
В данном случае понятие «система» подразумевает объективное единство связанных и взаимозависимых процедур по управлению и контролю процесса развития и становления профессионала, обеспечения его пригодности к определенной деятельности. Поскольку профессиональная пригодность есть свойство субъекта деятельности, потому что она, как и другие его свойства (работоспособность, надежность и др.), формируется в ней, но успешность этого процесса предопределяется психологическими, физиологическими и другими предпосылками, являющиеся предметом изучения и учета при диагностике, прогнозировании и формировании профессиональной пригодности.
Изучению различных психологических аспектов проблемы профессиональной пригодности посвящено большое количество работ и, в частности, фундаментальные исследования Б. Г. Ананьева, К.М. Гуревича, Е.А. Климова, В.Л. Марищука, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и многих других.
Цель курсовой работы – изучить методы проведения профессионального отбора и профессиональной пригодности кандидатов.
Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность процесса психофизиологического профессионального отбора персонала;
- проанализировать его основные направления и методы;
- изучить сущность диагностики профессиональной пригодности кандидата;
- охарактеризовать методы, используемые в данном процессе.
Практическая значимость работы. Проблема, рассматриваемая в данной курсовой работе, позволит более тщательно подходить к отбору кандидатов на вакантную должность с учетом полученных результатов после определения его профессиональной пригодности.
Глава 1. Проблема психофизиологического профессионального отбора кандидатов на вакантную должность
1.1 Сущность психофизиологического профессионального отбора персонала
Проблема профессионального отбора специалистов, которая сформировалась на стыке физиологии, психологии, психофизиологии, социологии, педагогики, медицины, математической статистики, относится к типу масштабных научно-практических проблем. Она связанна со всесторонним учетом физических, психологических и психофизиологических особенностей личности в реализации системы "человек -деятельность - среда".
Профессиональный отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени отвечающих требованиям вакантной должности по своим индивидуальным – психологическим качествам. Он включает в себя изучение социальных характеристик человека и уровня его общеобразовательной и специальной подготовленности, а также медицинское и психологическое обследование. Стоит отметить, что данные направления часто выступают как самостоятельные виды отбора, которые, однако, тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Целью проведения профессионального отбора является диагностирование соответствия указанной должности [ 15 ].
Для ее реализации предлагаются следующие задачи:
- не допустить поступление человека на работу, к которой у него имеются противопоказания различного характера (не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психофизиологическим данным);
- выявить наиболее работоспособных людей, которые могут выполнять возложенные на них должностные обязанности без причинения вреда своему здоровью;
- продиагностировать сформировавшиеся способности у человека, опреде-
ляющие для него род занятий, чтобы рекомендовать ему конкретный вид
деятельности.
В результате изучения литературных источников нами были выявлены следующие параметры профессионального отбора [ 5 ]:
- Медицинский - осуществляется на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем.
- Психофизиологический - учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его утомляемости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности. Он направлен на выявление лиц, которые по профессиональным способностям и индивидуальным психофизиологическим качествам соответствуют требованиям различных специальностей.
- Педагогический - направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости у него умений и практических профессиональных навыков.
- Психологический - реализуется при помощи вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, личностных проективных тестов, собеседования. Он помогает выявить задатки и способности человека, его ценностные ориентации, профессиональную направленность, мотивационно – потребностную структуру, интересы и предпочтения.
Одно из главных место среди них отводится психофизиологическому отбору. Это обусловлено тем, что психофизиологические исследования помогают достаточно быстро и объективно измерять большое число психофизиологических свойств, выявлять глубокую и тонкую структуру индивидуальных особенностей личности, детерминированных физиологическими системами организма, прежде всего центральной нервной системой. Так же стоит отметить, что психофизиологические характеристики человека могут количественно выражать профессионально важные качества и для многих
профессий обладают достаточно высокой прогностичностью.
Каждый человек обладает определенными психофизиологическими качествами, которые проявляются в психики, личностном развитии, строении организма, состоянии здоровья. Поэтому можно говорить о том, что он по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определенной профессией или группой смежных профессий.
К основным задачам профессионального психофизиологического отбора относят [ 7 ]:
- прогнозирование пригодности к трудовой деятельности для повышения ее надежности и эффективности, особенно в экстремальных условиях;
- прогнозирование пригодности к обучению для повышения качества и скорости подготовки;
- снижение текучести кадров и производственного травматизма;
- повышение производительности труда и профессионального долголетия и здоровья.
Основой рационального проведения психофизиологического отбора является научная база нескольких наук: психофизиология, психология труда, психология управления. Это связано с тем, что вопрос правильного выбора профессии и эффективного выполнения деятельности на конкретном рабочем месте имеет не только социальное, но и личное значение, так как обеспечивает сохранение здоровья и профилактику профессиональных заболеваний у работающих.
Прежде всего это относится к той категории специалистов, деятельность которых характеризуется высоким психоэмоциональным напряжением, завышенными требованиями к анализаторным системам, памяти, вниманию, мышлению, нервно-психической устойчивости, точности выполнения сложных и ответственных задач при дефиците времени и в экстремальной ситуации. Ведь прием на работу лиц, не обладающих должными качествами в развитии центральной нервной системы и анализаторов, может привести к ухудшению состояния не только психического, но и физического здоровья в
том числе.
Но это не означает, что выделение лиц с профессиональной непригодностью лишает их возможности работать. Им просто необходимо пройти повторную диагностику и по полученным результатам выбрать ту специальность, которая больше всего подходит. Если при этом нужно пройти дополнительное обучение, то менеджер по персоналу должен его организовать.
При проведении профессионального отбора вопросы изучения организации свойств нервной системы и относительной роли их в психофизиологических проявлениях индивидуальности представляют первостепенную важность.
Учение И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет [ 1 ]:
- три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов;
- два типа нервных процессов: сильный и слабый.
Свойства и тип нервной системы считают профессионально важными характеристиками. Это положение можно подтвердить следующим примерами. Так, например, люди:
- с сильным типом нервной системы могут выполнять сложную, напряженную и ответственную работу, в течении длительного времени сидеть перед пультом управления и быть при этом готовыми к экстренным непредвиденным действиям, сохранять выдержку и самообладание. Это относится к таким специальностям, как диспетчер аэропорта, оператор энергосистемы, оператор поточной линии, аппаратчик химических производств и другие.
- со слабым типом свойственна малая выносливость нервной системы. Но этот недостаток компенсируется такими положительными качествами, как высокая слуховая, зрительная и другая чувствительность, что позволяет овладеть профессиями, к которым предъявляются повышенные требования к мышечно-суставной чувствительности двигательного анализатора, точности глазомера. Это характерно для таких профессий как часовой и радиоэлектронной промышленности, где предполагается точная работа с мелкими деталями.
Также установлена и доказана обратная зависимость между силой нервной системы и ее чувствительностью. Сейчас факт высокой чувствительности и реактивности слабых не вызывает никакого сомнения. Слабые имеют преимущество перед сильными в однообразной монотонной работе. Сильные лучше справляются с физической работой динамического характера.
Помимо традиционных типологических свойств существуют и другие, в частности, лабильность, которая определяет способность человека выполнять движения с большей или меньшей частотой.
Итак, можно сделать вывод о том, что психофизиологический срез в системе профориентации должен носить не случайный, а систематический характер.
При проведении профессионального психофизиологического отбора не-обходимо учитывать следующие принципы [ 12 ]:
- Личностного подхода – предполагает осознание отдельных психологических качеств личности в единстве с деятельностью. Ни одно психическое явление, проявляющееся в ней, не может быть понято без учёта его личностной обусловленности. В процессе профотбора нужно выявлять и оценивать социально обусловленные черты личности: направленность её интересов, целеустремлённость, активность при выборе профессии.
Основной сутью данного процесса является изучение мотивации и степени профессиональной направленности личности.
- Пригодности - предусматривает всестороннее изучение личности кандидата. Критерии для ее оценки определяются параметрами вида деятельности, системой управления, особенностями процесса обучения и тренировки, допустимого времени и социально-экономических возможностей.