Файл: Особенности создания предприятия по системе франчайзинга.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
Введение
Сегодня, во времена неограниченного выбора услуг и товаров, сложно чем-то удивить, потребитель останавливает свой выбор, ориентируясь на известность бренда, который ассоциируется у него с качеством и вызывает доверие. В связи с этим многие начинающие предприниматели предпочитают открыть франшизу, то есть выкупить популярный бренд с уже развитой рекламой, экономикой и всеми продуманными нюансами. Многие недавно открывшиеся предприятия, через пару месяцев уже закрываются в связи с неожиданными сложностями, возникающих на первых этапах развития бизнеса, франчайзи же уже прошли все «бури» рынка и знает как с этим бороться. Собственно с большим спросом на франшизу и состоит актуальность темы моей курсовой работы.
Целью курсовой работы является охарактеризовать механизм франчайзинга и выявить преимущества открытия предприятия по системы франчайзинг над собственным.
Цель курсового проекта обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Что же представляет из себя франчайзинг;
2. Показать все преимущества и недостатки франчайзинга;
3. Как выбрать выгодную франшизу;
Практическая значимость работы заключается в высокой потребности на открытие фрайзинговых компаний и низком уровне знаний в данной области.
1 глава. Особенности создания предприятия по системе франчайзинга
1.1 Основные понятия, необходимые знать перед открытием франшизового объекта и процедура заключения договора
Роялти - является одним из основных франчайзинговых платежей. Ставка роялти определяется франчайзинговым договором и является регулярной выплатой.
Как правило, ставка роялти рассчитывается в виде процента от оборота партнерского объекта, поэтому франчайзер оказывается заинтересован в приросте оборота франчайзинговой точки.
Напрашивается логичный вопрос: а почему не учитывать ставку роялти от конечной прибыли, которую получает франчайзи?
Ответ: потому, что франчайзер не заинтересован, чтобы объем роялти зависел от расходов партнера., ведь расходы можно по-разному вести и очень по-разному учитывать. При этом, если роялти учитывается от прибыли, франчайзи имеет прямой интерес в том, чтобы завышать расходы своего предприятия и снижать тем самым размер роялти.
Основатель франшизы не заинтересован в постоянных обсуждениях и пересудах по поводу истинного размера роялти и поэтому в большинстве своем используется система расчета в виде процента от оборота.
Существует еще один вариант расчета роялти - это фиксированная ставка, которая не зависит от оборота или прибыли.
Есть две уязвимости такого варианта:
- Во-первых, вы скорее всего будете недополучать средства, в сравнении с системами "от оборота" или "от прибыли".
- Подобная система декларирует полную незаинтересованность франчайзера в развитии и росте бизнеса франшиз.[1]
Роялти, являясь ежемесячным платежом, должен соответствовать объему сопровождения и преимуществ, полученных за этот период франчайзи. Неправильное соотношение размера роялти и объемом пользы для франчайзи грозит так называемым "кризисом первого года". Партнер покупает франшизу и развивает ее, не обращая внимания на условия и суммы выплат. Он берет какое-то время чтобы попробовать и посмотреть, какие суммы будет приносить этот бизнес. И год - это обычно тот срок, в течение которого франчайзи выжидает и делает выводы.
Он сравнивает сумму уплаченных денег и объем уплаченных денег. Если франчайзи видит, что сумма не соответствует получаемым "плюшкам", он меняет вывеску и уходит из сети.
Именно поэтому так важно установить корректный размер роялти. В рамках наших проектов по упаковке франшизы мы разрабатываем условия для франшизы заказчика. При создании франшизы для нас важно, сохранить баланс между интересами франчайзера и франчайзи. Первый должен получать прибыль, которая будет покрывать все издержки по управлению франчайзинговой сетью. Франчайзи должен уплачивать роялти, который не будет слишком растягивать срок окупаемости и будет корректен для финансовой модели данного конкретного бизнеса.
Паушальный взнос — это фиксированная сумма, которую франчайзи платит франчайзеру по договору коммерческой концессии. На практике же это означает, что предприниматель, покупая франшизу и заключая договор с компанией-франчайзером, приобретает право вести предпринимательскую деятельность под торговой маркой франчайзера, используя его имя, технологии, стандарты и товары.[2]
За что партнер платит паушальный взнос:
- Право на использование товарного знака.
Сила бренда поможет вам при открытии и в дальнейшем. Когда вы открываете ресторан/кафе «без имени», то вам потребуется вложить много сил в раскрутку. При покупке успешной франшизы клиент вас найдет самостоятельно.
- Проверенная бизнес-модель.
Бизнес-план объекта открытого по франшизе точно проверен на опыте предыдущих объектов. Открывая объект самостоятельно расчеты в бизнес-плане будут очень приблизительными.
- Помощь и экспертная оценка при выборе помещения.
У основателя франшизы безусловно есть опыт открытий и подбора помещений. С ним вы можете проконсультироваться подходит ли тот или иной объект в общую концепцию, не будет ли место убыточным. Возможно, вам так не терпится открыть свое кафе, что все варианты по помещениям вам кажутся прекрасными. В такой ситуации кто-то должен «охладить» ваш пыл и взвесить все «за» и «против» предлагаемых объектов. Помните, франчайзеру не выгодно, чтобы вы закрылись через 3 месяца.
- Разработанный дизайн.
Главная суть франшизы единый стиль везде и во всем. Вам не надо придумывать в каких тонах надо покрасить стены и каким шрифтом написать вывеску. Все это уже прописано в документах, вам просто нужно найти ответственного исполнителя по ремонту или выступить им самостоятельно.
- Список оборудования и поставщиков.
Скорее всего открывая ресторан или кафе самостоятельно вы будете долго думать какого размера вам нужен холодильник, сколько полок делать в витрине и где вообще это всё покупают. В случае с франшизой, основатель предоставит вам свои контакты поставщиков (возможно даже с договоренностями по скидкам) и даст список оборудования.
- Готовая технология производства.
Франшиза дает вам готовую рецептуру и уже разработанное меню. Вам не надо привлекать шеф повара для разработки собственной концепции. Цена на разработку качественного полноценного меню от хорошего шеф повара может стоить очень дорого.
- Утвержденные стандарты обслуживания.
Вам не надо придумывать какие приветственные слова должны говорить сотрудники, сколько по времени надо обрабатывать заказ и тд.
- Помощь в подборе и обучении персонала.
Кого брать на работу? Как научить сотрудников, когда сам являешься новичком в деле? Это может взять на себя основатель франшизы.
- Операционная поддержка.
Контроль и консультация по поводу ведения вашего бизнеса. Хорошо когда есть кто-то, кто сможет со стороны посмотреть на ваш бизнес и дать свои рекомендации.
В российском законодательстве отсутствует такая категория как "Франчайзинговый договор", обычно между франчайзером и партнером заключается договор коммерческой концессии. Договор коммерческой концессии заключают две стороны: Правообладатель и Партнер.
Суть договора коммерческой концессии - передача прав на использования товарного знака, ноу-хау, технологий, коммерческого обозначения.
Абсолютно все пункты соглашений должны быть оформлены в письменном виде.
Передача прав происходит обычно в пределах обозначенной территории.
Партнером может стать только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, физические лица - нет.
В договоре должны быть четко прописана форма и объем вознаграждения франчайзера от партнера за получение передаваемых прав.
Договор концессии обязателен к регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
В договоре важно уточнить, чья сторона занимается регистрацией и за чей счет оплачивается регистрационный взнос.
По договору коммерческой концессии передается лишь право на использование указанных элементов, а не окончательная передача прав.
Франчайзер по договору концессии обязан обеспечить все условия для использования переданных прав, консультировать партнера и сотрудников партнера по вопросам, связанным с договором.
Франчайзер контролирует качество производимого продукта и сервиса.
Вся информация, полученная от франчайзер считается конфиденциальной и запрещена к разглашению.
Франчайзер дает указания по оформлению торгового объекта, которые должны неукоснительно исполняться.
По результатам ремонта и оформления торговой точки франчайзером подписывается акт, который подтверждает соответствие торговой точки всем стандартам сети и является основанием для открытия и старта коммерческой деятельности.
Договор коммерческой концессии, как правило, предполагает штрафы за невыполнение правил и стандартов сети.
Договор концессии предполагает штраф в обозначенном размере за репутационные издержки франчайзера.
В договоре коммерческой концессии прописаны все стандарты отчетности партнера перед франчайзером. Несоответствие которым также предполагает штраф.
Партнер обязан использовать переданные элементы (товарный знак, ноу-хау, технологии, секреты производства) только описанным в договоре образом.
Партнер обязан не допускать разглашение переданной информации третьим лицам.
Партнер обязан соблюдать инструкции и указания франчайзера по вопросам производства, обслуживания клиентов и оформлению торгового объекта партнера.
1.2 Доводы за и против франчайзинга
Доводы против франчайзинга:
Собственные точки приносят больше денег.
Если рассмотреть фин. модель ресторана, в большинстве случаев можно увидеть рентабельность порядка 25%-30%, то есть при обороте в 1 000 000 рублей владелец такого предприятия получит 250 - 300 тысяч рублей.
Если кафе будет открыто по программе франчайзинга, то основатель получит паушальный взнос а также роялти, которое составит 3%-5%. То есть при обороте в тот же миллион, оборотом останется 30-50 тысяч рублей плюс паушальный взнос, уплаченный на старте. Вместе с тем, их это суммы нужно вычесть расходы на сопровождение франчайзинговых точек, а также расходы на открытие точек.
Естественно, существуют другие источники прибыли франчайзера, но в конечном итоге собственный объект все равно приносит больше.
Множество мнений и точек зрения со стороны франчайзи.
Каждый франчайзи - предприниматель со своим опытом, своей позицией и взглядом на бизнес. Естественно, со своими штатными сотрудниками договориться проще, чем согласовать что-то или решить с франчайзи. Вместе с тем, есть отличное решение этой уязвимости франчайзинга. Если все ваши процессы стандартизированы и отлажены, ваш бизнес работает как машина и приносит прибыль своим владельцам, практически не остается поводов для согласований и решений, ведь есть правила, им нужно просто следовать.
Сложность модернизации.
По причинам, описанным в предыдущем пункте, модернизация франчайзинговой сети будет происходить медленнее, чем в собственной сети, где все сотрудники - нанятые специалисты и подчиняются распоряжению сверху.
Договор коммерческой концессии должен четко определять систему ваших взаимоотношений и такой проблемы не возникнет. В противном случае вам придется доказывать каждому партнеру вашей многочисленной сети, что салфетки должны быть черными а не белыми, как он привык. Также, как и в предыдущем пункте, четкость правил и подробно прописанная система взаимоотношений защитит от проблемы этого пункта.
Конкуренция внутри франчайзинговой сети –
это то, что очень часто случается с быстрорастущими компаниями. Естественно, франчайзи хочет быть единственным представителем вашего бренда и очень болезненно относится к соседству с другими партнерскими или вашими собственными точками. В реальности, на каком бы расстоянии не находились объекты, франчайзи всегда будет казаться, что "дружественная" точка уводит клиентов и присутствие такого конкурента влияет на спад продаж и оборотов.