Файл: Особенности создания предприятия по системе франчайзинга.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
Доводы в пользу франчайзинга:
Региональный фактор.
Мы живем в огромной стране: огромной по территории, разной по составу населения, конъюнктуре рынка, со своими культурными, законодательными особенностями и разными часовыми поясами. Только представьте, что завтра у вас появляется собственные рестораны в Иркутске, Томске, Южно Сахалинске. Готовы? А если 10 ресторанов, а если 50, при этом все они на 100% принадлежат вам, все сотрудники вам подотчетны и от каждодневных действий этих сотрудников зависит подчас судьба всей сети. Естественно, есть примеры, когда собственная сеть достигает таких масштабов, но на это требуется время и требуется огромная структура.
Может возникнуть логичное замечание, что при открытии франчайзинговых ресторанов есть все перечисленные региональные сложности. Уверяю, следующий пункт окончательно закроет этот вопрос.
Франчайзи рискует собственными деньгами,
а значит как никто другой заинтересован в результате и успехе. Ему просто невыгодно пускать дела на самотек, и именно поэтому на него можно положиться гораздо больше, чем на наемных сотрудников, которые далеко не всегда заинтересованы в приросте оборотов компании. Партнер заинтересован в оптимизации расходов, заинтересован, чтобы в компании работал только лучший персонал. Кстати, именно по этой причине стоит воздержаться от работы с партнерами, которые хотят заплатить паушальный взнос в рассрочку, снизить инвестиции в открытие, разделить с основателем расходы на открытие точки. Согласиться на подобные предложения значит нарушить корректную работу этого замечательного пункта.
Региональная экспертиза.
Решил выделить в отдельный пункт, потому что кроме структурного преимущества, описанного в предыдущих пунктах, франчайзинг позволяет находить стратегически ценных партнеров в регионах, которые не просто обладают опытом и знают свой регион, но обладают репутацией, влиянием и связями, которые невозможно получить, открывая точки из Москвы. Есть риск навсегда остаться "гостями из столицы".
Скорость франчайзинга –
это то, что, пожалуй, является самым весомым доводом в пользу франчайзинга. Такую скорость распространения вашего бренда не дают другие инструменты.
основных причин купить франшизу:
1. Раскрученная марка
В основе любой франшизы лежит бренд, раскрученное наименование вместе с фирменным стилем и всеми элементами оформления. Это бренд, над которым работала команда и который головная компания развивала длительное время, тратя ресурсы, методом проб и ошибок. Пройти этот путь самостоятельно далеко не всем под силу.
2. Снизить риски
Бизнес всегда сопряжен с риском. Франшизе не убирает риск полностью, но существенно его снижает. Проанализируйте историю существования франшизы, если сеть многочисленна, если постоянно открываются новые и новые точки, видимо бизнес работает и переняв метод ведения бизнеса, вы получите определенные преимущества перед открытием бизнеса своими силами.
3. Стать частью сети
Стать частью большой сети всегда выгоднее, чем быть одиночкой. Покупая франшизу и присоединяясь к сети вы пользуетесь продуктом труда целой команды, которая занимается модернизацией, следит за трендами отрасли, анализирует рынок и действия конкурентов. Скорее всего, с проблемами, с которыми вы столкнетесь в процессе своей работы уже сталкивалась головная компания или кто-то из франчайзи и решение уже было найдена. Перенимать опыт на практике может быть существенно выгоднее, чем учиться на собственных ошибках.
4. Получить скидки на закупки
Большая сеть закупает большими объемами и диктует условия основным поставщикам. Если купив франшизу, вы получите преимущества по ценам закупок, ваша рентабельность сильно вырастет и сумма, потраченная на паушальный взнос и роялти иногда просто перекрывается полученными скидками.
5. Ускорить запуск
Вы открываете предприятие в первый раз, а для франчайзинговой сети ваше открытие будет десятым или сотым. Все нюансы открытия уже прописаны и найден кратчайший путь для открытия франшизной точки. Самостоятельное открытие может занять существенно большее время, а любое промедление стоит денег.
6. Отработанная модель
Финансовая модель франшизы обычно подвергается постоянным доработкам и оптимизации. В первую очередь идет работа по срезанию расходной части. Покупая франшизу, вы получите последние наработки в этом направлении. Пойти по этому пути самостоятельно по своей сути означает перерасход средств в первые месяцы.
7.Обучение
Каждая франшиза заинтересована в единообразии своей сети, чтобы качество продукта и сервиса во франчайзинговых точках соответствовало стандартам. Достичь этого можно постоянным обучением сотрудников, которые взаимодействуют с клиентом. Обучить "сырого" сотрудника подчас бывает эффективнее, чем искать опытного специалиста. Открывая бизнес по франшизе, вы получаете уверенность в том, что ваши сотрудники обучены всем премудростям этого бизнеса.
Вывод по 1 главе
Для пользователя франчайзинг существенно снижает предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений. Оставаясь хозяином своего предприятия, он получает возможность работать под хорошо известной, "раскрученной" вывеской и вступает на рынок с определенным преимуществом перед конкурентами, лишенными такой возможности. Поскольку пользователи чаще всего обслуживают потребительский рынок, указанная особенность франчайзинга стимулирует развитие малого и среднего бизнеса и уже сама по себе дает достаточные основания для того, чтобы развивать данную форму предпринимательства.
2 глава. Создание предприятия по системе франчайзинга
2.1 Открытие франшизового объекта
Открытие нового объекта, в зависимости от сферы бизнеса, занимает от 1 недели до 2-3 месяцев. Этот блок задач со стороны основателя ведет обычно менеджер по открытию, сюда же могут вовлечены технические специалисты, инженеры, дизайнеры технологи и т.д.
Вместе с открытием часто поднимается вопрос поиска и подбора помещения. Если вы ведете бизнес офф-лайн, то скорее всего он очень сильно зависит от помещения, которое вы выберете для своего размещения. Вместе с тем, темпы развития вашей франшизы зависят от того, сможете ли вы дать своим партнерам решение по поиску помещения. Основатель часто передает поиск помещения полностью под ответственность партнера, это влечет увеличение срока открытия новой точки. В таком случае подписанный договор очень не сразу будет становиться открытым филиалом.
Работы осуществляются по единой, заранее составленной дорожной карте. Менеджер по открытию ведет проект и следит за сроками.
Сроки - фактор на 90% определяющий успех открытия. Как правило, бизнес ведется в арендованном помещении. Естественно, оплата за него ведется независимо от того, открыт бизнес или еще идет ремонт. Затягивая с открытием, менеджер увеличивает издержки партнера и это ухудшает отношения между сторонами.
Кроме отслеживания сроков открытия, менеджер досконально проверяет исполнение требований бренд-бука и мануала. На плечах менеджера по открытию ответственность за то, будет ли новый объект узнаваемой частью единого целого или самостоятельная единица.
Чтобы определить концепцию оформления будущего объекта, прибегают к разработке дизайн-проекта. Сторона основателя свои силами готовит визуальное оформление нового объекта, вписывая его в размеры помещения и в его фактуру. Как правило, такой дизайн-проект не требует дополнительной оплаты от партнера.
Открытие нового франшизного объекта ведется в подходящей системе управления проектами. Планируется проект, ставятся задачи, назначаются ответственные. Менеджер проекта ведет открытие объекта, курирует все процессы и задачи проекта.
2.2 Критерии выбора компании-франчайзи
На рынке множество франшиз. Есть "звезды" франчайзинга, которые быстро окупаются, приносят прибыль и удовлетворение, есть и совершенно иные.
При этом для простого обывателя обилие рекламы, обещаний и призывов стирает грань между перспективным проектом и откровенным надувательством.
В этой статье опишем 9 шагов, которые должен предпринять бизнесмен, который решил купить франшизу.[3]
ШАГ 1: Определить, какое ноу-хау предоставляет франчайзер.
Покупка франшизы предоставляет проверенный эффективный метод ведения бизнеса. Анализируя франшизу, вы должны четко определить, в чем состоит этот особенный эффективный метод. Какие технологии передаст вам франчайзер? Какое ноу-хау он вам предоставит как партнеру франшизы? Если таковые отсутствуют или легко воссоздаются, франшизу покупать не следует.
ШАГ 2: Запросить договор и выявить все платежи по нему.
Существует ряд явных и скрытых платежей, которые может предполагать франчайзинговое соглашение. Вам следует это выяснить на ранних стадиях переговоров. Добросовестный франчайзер обычно сообщает обо все платежах и ничего не скрывает.
ШАГ 3: Определить узнаваемость бренда
Прежде чем купить франшизу, должны ответить себе на вопрос, даст ли вам какое-то преимущество работа под брендом этой франшизы. Если бренд и название компании никто не знает, то и преимуществ немного. Опросите знакомых, проверьте статистику запросов яндекс и гугл.
ШАГ 4: Определить рентабельность проекта и срок окупаемости.
Запросите у менеджера по продажам франшизы финансовый расчет окупаемости франчайзингового проекта. Во-первых, эту информацию франчайзер не должен скрывать, а если скрывает, это должно насторожить. Во-вторых, полученную информацию нужно тщательно сверить с реальной ситуацией в вашем регионе, в вашей локации. Так например, если окупаемость проекта наступит через два года только если к вам будет приходит тысяча человек в день, а у вас в деревне только 500 человек жителей, то эта франшиза вам не подходит. Купить стоит только франшизу, финансовые данные по которой будут соответствовать вашим условиям.
ШАГ 5: Определить историю открытий - закрытий.
У каждой крупной сети есть история закрытий. Естественно, не каждый открытый объект успешен и прибылен. Вам нужно познакомиться со статистикой: сколько объектов закрыли, за какой срок, по какой причине и как количество закрытий относится к количеству открытий новых объектов. Эту информацию стоит запросить у менеджера и дополнительно подтвердить ее, поискав в интернете соответствующие отзывы и публикации.
ШАГ 6: В каком объеме вам будет оказываться операционное сопровождение.
Определите, какое сопровождение вам будет оказывать основатель франшизы, как это закреплено в договоре, какая ответственность будет наступать у франчайзера если это сопровождение начнет "хромать". Ну и естественно, вы должны сопоставить объем сопровождения с роялти, которое вы будете ежемесячно платить. Скорее всего, это ахиллесова пята большинства российских франшиз. Часто интерес к партнеру заканчивается после совершения сделки покупки франшизы.
ШАГ 7: Понять, предполагает ли франшиза список рекомендованных поставщиков?
Ознакомьтесь со списком обязательных рекомендованных поставщиков если такой есть. То, что поставщик расходников, оборудования, мебели, упаковки предписан, это скорее хорошо, чем плохо. Вместе с тем, это ограничение должно приносить партнеру дополнительные выгоды: по цене, по качеству, по способу и цене доставки. Убедитесь, что купив франшизу, вы не получите ограничения, которые вам не выгодны.
ШАГ 8: Опросить работающих франчайзи.
Сходите в гости к существующим работающим партнерам франшизы. Узнайте, как у них дела, какие проблемы есть внутри этого партнерства, на что обратить внимание на старте. Узнайте их опыт покупки франшизы, к которой вы только присматриваетесь. Обычно, этим людям нечего скрывать, они говорят начистоту: и хорошее, и плохое. Скорее всего, вы им не станете конкурентом ни при каких условиях и скрывать они от вас ничего не станут.
ШАГ 9: Опросить закрывшихся франчайзи.
В ходе предыдущих шагов вы собрали информацию о статистике закрытий. Пришло время познакомиться с этими предпринимателями. За редким исключением, эти бывшие партнеры говорят начистоту и трезво оценивают реальные причины закрытия: неправильно выбрали место, сами недостаточно вкладывались в бизнес или "нас не сопровождали, нас бросили, модель неудачная, товар никому не нужен".
Вывод по 2 главе
Франчайзинг - это уникальный инструмент, который позволяет быстро и стремительно развить свою сеть, обогнав конкурентов, заняв приоритетные регионы. Вместе с тем, франчайзинг сложен в своем применении и его внедрение имеет некоторые скрытые опасности и противоречия. Поэтому разработка и внедрение франчайзинговой программы должно быть грамотно спланировано и внедрено в повседневную работу сети.