Файл: Управление оборотными средствами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как известно, решение любой оптимизационной задачи предполагает идентифи­кацию целевого критерия. В данном случае таким критерием выступают затраты, связанные с поддержанием запасов и укрупнению состоящие из двух компонен­тов — затраты по хранению и затраты по размещению и выполнению заказов.

Очевидно, что рост среднего размера запасов увеличивает затраты по хранению. В частности, чем больше завезено запасов, тем больше требуются складские поме­щения для их хранения, возрастают затраты электроэнергии, увеличивается естест­венная убыль и т. п. Если абстрагироваться от частностей, то любой актив не может существовать сам по себе; ему "соответствует некоторый источник финансирования, чаще всего не бесплатный. Поэтому увеличение активов предприятия, в частности, производственных запасов, обычно сопровождается ростом затрат на поддержание соответствующих источников финансирования. В отличие от затрат по хранению, которые находятся в прямой зависимости от среднего размера запасов, затраты по размещению и выполнению заказов ведут себя иначе: чаще всего зависимость но­сит обратный характер. Объяснения вновь могут быть, различными: не надо лиш­ний раз пользоваться услугами транспортных организаций, более оптимально ис­пользуется транспорт, можно получить скидку при заказе крупной партии и др.

Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а следовательно, и на финансовое состоя­ние предприятия оказывает увеличение или уменьшение деби­торской задолженности.[19]

В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюдже­том, налоговыми органами. Отгружая продукцию или оказывая услуги, предпри­ятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т. е. по сути оно кре­дитует своих покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки про­дукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности. Ее уровень определяется многими факторами* видом продукции, емкостью рынка, степенью насыщенности рынка данной про­дукцией, условиями договора, принятой на предприятии системой расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера в контексте планирования текущих денежных потоков.

Управление дебиторской задолженностью, предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматри­ваемых в контрактах.[10]


Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотри­тельной кредитной политике предприятия по отношению к по­купателям, либо об увеличении объема продаж, либо неплате­жеспособности и банкротстве части покупателей. Сокращение дебиторской задолженности оценивается положительно, если это происходит за счет сокращения периода ее погашения. Если же дебиторская задолженность уменьшается в связи с уменьше­нием отгрузки продукции, то это свидетельствует о снижении деловой активности предприятия.

Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно, а снижение — положительно. Не­обходимо различать нормальную и просроченную задолжен­ность. Наличие последней создает финансовые затруднения, так как предприятие будет чувствовать недостаток финансо­вых ресурсов для приобретения производственных запасов, выплаты заработной платы и др. Кроме того, замораживание средств в дебиторской задолженности приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задол­женность означает также рост риска непогашения долгов и уменьшение прибыли. Поэтому каждое предприятие заинтере­совано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей.

Ускорить платежи можно путем совершенствования расче­тов, своевременного оформления расчетных документов, пред­варительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т.д.

В процессе анализа нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженно­сти, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки иско­вой давности . Если такие имеются, то необходимо срочно принять меры по их взысканию (оформление векселей, обращение в судебные органы и др.). Для анализа дебиторской задолженности, кроме баланса, используются материалы пер­вичного и аналитического бухгалтерского учета.[18]

Оплата товаров постоянными клиентами проводится в кредит, условия кото­рого зависят от множества факторов. Вырабатывая политику кредитования поку­пателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим клю­чевым вопросам.

1.Срок предоставления кредита. Чаще всего применяются стандартизованные по условиям оплаты, в том числе продолжительности кредитования, договоры, тем не менее возможны отклонения от данной политики. Определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует прини­мать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, влияние ин­фляции).


2.Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции : и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установ­ленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей. В за­висимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия до­говора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии про­дукции, форм оплаты и др., могут меняться.

3.Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении дого­воров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление пла­тежей. Однако не исключены варианты с появлением просроченной дебиторской задолженности и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обяза­тельствам. Возникают понятия сомнительного и безнадежного долга.[9]

Под сомнительным долгом (Doubtful Debt) понимается любая задолженность перед налогоплательщиком, которая не погашена в сроки, установленные догово­ром, и не имеет соответствующего обеспечения (залог, поручительство, банков­ская гарантия) (ст. 266 Налогового кодекса РФ).

Обосновывая целесообразность создания резерва по сомнительным долгам в качестве альтернативы списанию фактически просроченного долга, обычно приво­дят следующие аргументы. Подобный вариант позволяет, во-первых, в рамках от­четного периода более строго следовать принципу сопоставления доходов с расхо­дами, эти доходы обусловившими; во-вторых, избегать фактического завышения отчетной суммы дебиторской задолженности, т. е. приукрашивания текущего фи­нансового положения фирмы. Вот почему крупные западные фирмы, как правило, не пользуются методом списания просроченных долгов по факту, а делают резерв по упомянутой методике.

Согласно ст. 266 Налогового кодекса РФ формирование резерва по сомнитель­ным долгам выполняется по данным инвентаризации, проведенной на последний день отчетного (налогового) периода, при этом в создаваемый резерв, включаются:

• сомнительная задолженность со сроком возникновения свыше 90 дней - в полной сумме;

• сомнительная задолженность со сроком возникновения от 45 до 90 дней - в размере 50%;

• сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней - не уве­личивает сумму создаваемого резерва.

Общая сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% вы­ручки отчетного (налогового) периода.

Процедура создания резерва по сомнительным долгам в учете имеет следую­щий экономический смысл: в резерв «перебрасывается» часть прибыли до налого­обложения, за счет которой и можно будет в дальнейшем списать сомнительный долг в случае его трансформации в безнадежный. Резерв может быть использован исключительно на покрытие убытков от долгов, признанных безнадежными.[18]


Безнадежный долг (Bad Debt) — это долг, нереальный к взысканию, т. е. долг перед налогоплательщиком, по которому истек установленный срок исковой дав­ности, а также долг, по которому обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликви­дации организации (ст. 266 Налогового кодекса РФ).[17]

4.Система сбора платежей. Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий опла­ты; критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений; системы наказания недобросовестных контрагентов.

5.Система предоставляемых скидок. Выше делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами. Гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупа­телям опциона на получение скидки с отпускной цены.

В экономически развитых странах одной из наиболее распространенных явля­ется схема типа «d/k чисто и» (d/k net n), означающая, что: (а) покупатель полу­чает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с Момента получения или отгрузки то­вара); (б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата соверша­ется в период с (k+ 1)-го по n-й день кредитного периода (отсюда, кстати, видна смысловая нагрузка слова net: к концу срока кредитования покупатель обязан «расчистить» свои обязательства перед поставщиком); (в) в случае неуплаты в те­чение n дней покупатель будет вынужден заплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.[10]

Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый име­ет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает кос­венную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в деби­торскую задолженность, которая (как и производственные запасы) представляет собой по сути иммобилизацию денежных средств.

Финансовый менеджер может варьировать любым параметром в данной схеме, Однако наиболее существенным является скидка. Она может устанавливаться раз­ными способами, в том числе с использованием некоторых формализованных ал­горитмов, учитывающих влияние инфляции и сокращение расходов на поддержа­ние источников финансирования дебиторской задолженности.

Иногда считают, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, и что при анализе следует принимать во внима­ние только их разность. Это мнение глубоко ошибочно, так как предприятие обя­зано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет. Поэтому при анализе дебиторскую и кре­диторскую задолженность следует рассматривать раздельно: дебиторскую — как средства, временно отвлеченные из оборота, а кредиторскую — как средства, вре­менно привлеченные в оборот. Приведенные аргументы весомы. Заметим, что в мировой учетно-аналитической практике сопоставление дебиторской и креди­торской задолженности — обычный и весьма распространенный аналитический прием, используемый при расчете коэффициентов ликвидности.


Для того чтобы повысить эффективность работы с дебиторами, многие круп­ные компании создают самостоятельные подразделения или дочерние компании. Узкая специализация этих подразделений позволяет им не только пользоваться традиционными приемами работы с дебиторами, но и применять современные методы, такие как секъюритизация и факторинг.[9]

Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег. Чтобы подсчитать убытки предприятия от несвоевременной оп­латы счетов дебиторами, необходимо от просроченной дебитор­ской задолженности вычесть ее сумму, скорректированную на индекс инфляции за этот срок.[19]

Управление денежными средствами имеет такое же значе­ние, как и управление запасами и дебиторской задолженно­стью. Искусство управления оборотными активами состоит в том, чтобы держать на счетах минимально необходимую сум­му денежных средств, которые нужны для текущей оператив­ной деятельности. Сумма денежных средств, которая необходи­ма хорошо управляемому предприятию, — это по сути дела страховой запас, предназначенный для покрытия кратковре­менной несбалансированности денежных потоков. Она должна быть такой, чтобы ее хватало для производства всех первооче­редных платежей. Поскольку денежные средства, находясь в кассе или на счетах в банке, не приносят дохода, а их эквива­ленты — краткосрочные финансовые вложения с низкой доход­ностью, их нужно иметь в наличии на уровне безопасного ми­нимума.

Увеличение или уменьшение остатков денежной наличности на счетах в банке обусловливается уровнем несбалансирован­ности денежных потоков, т.е. притоком и оттоком денег. Пре­вышение притоков над оттоками увеличивает остаток свобод­ной денежной наличности, и наоборот, превышение оттоков над притоками приводит к нехватке денежных средств и увели­чению потребности в кредите.[19]

Управление денежными средствами является одним из важнейших направле­ний деятельности финансового менеджера и включает расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозиро­вание, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюдже­тов денежных средств и т. п. Значимость такого вида активов, как денежные сред­ства, по мнению Дж. Кейнса (John Maynard Keynes, 1883—1946), определяют ос­новные причины: (1)рутинность; денежные средства используются для выполне­ния текущих операций; поскольку между входящими и исходящими денежными потоками всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать свободные денежные средства на расчетном счете; (2)предосторожность-деятельность предприятия не носит жестко предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для выполнения непредвиденных платежей; (3)спекулятивность; денежные средства необходимы по спекулятивным сообра­жениям, поскольку постоянно существует ненулевая вероятность того, что неожи­данно представится возможность выгодного инвестирования.[9]