Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
Введение
Ни одна организация независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации; синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью, контролировать выполнение плановых показателей, разрабатывать перспективные направления развития организации. Таким образом, бухгалтерский учет является составной частью управленческой и информационной системы организации.
Учетная информация служит основой для принятия управленческих экономических и финансовых решений. При этом она обеспечивает выполнение таких важнейших функций управления, как планирование, контроль, анализ и регулирование.
Основная часть
1. Определение бухгалтерского учёта
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Наблюдение представляет собой общее представление о происходящем хозяйственном явлении.
Измерение придает количественное выражение происходящему хозяйственному явлению.
Регистрация осуществляется в пределах установленной системы и облегчает процесс запоминания и изучения наблюдаемых хозяйственных явлений.
Содержание хозяйственных процессов, а также состав средств и источников их образования позволяют определить понятие предмета бухгалтерского учета.
Объектом бухгалтерского учета является имущество юридического лица, находящееся в виде средств и обязательств, движение этого имущества посредством хозяйственных операций, а также результаты деятельности.
К важнейшим объектам бухгалтерского учета любой организации относятся: основные средства, нематериальные активы, материалы, денежные средства, затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, готовая продукция, товары и их реализация, расчетно-кредитные операции, финансовые результаты и т. д.
То, что является объектом бухгалтерского учета, что в нем отражается, раскрывает содержание предмета бухгалтерского учета, а то, как ведется учет, с помощью каких основных приемов и способов он осуществляется, характеризует его метод.
Метод бухгалтерского учета реализуется в виде следующих способов и приемов: документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, калькуляции и отчетности. Рассмотрим их.
Документация — это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.
Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.
Обязательным условием отражения хозяйственных операций в.бухгалтере ком учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к.ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.)- При автоматизированной организации учета с помощью ПЭВМ роль первичных документов выполняют такие носители информации, как магнитные ленты, диски и др., удостоверяющие факт выполнения хозяйственной операции. От правильного заполнения первичных документов в значительной мере зависит качество бухгалтерского учета (правдивость и объективность).
Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета. Осуществляется она с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества юридического лица.
Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство, незавершенное строительство, товары торговых предприятий и др.
Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т. п.
Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе, источниках его образования и обязательствах юридического лица в денежной оценке на определенную дату.
Как правило, бухгалтерский баланс составляется на 1-е число месяца, квартала, года. В нем показываются одни и те же хозяйственные средства, которые сгруппированы по разным признакам:
• по составу и размещению (актив баланса);
• по источникам образования и целевому назначению (пассив баланса).
Поэтому обе части бухгалтерского баланса (актив и пассив) равны между собой.
Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием у юридического лица.
Система счетов и двойная запись — прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, обязательств и хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется, кроме балансового метода, также и с помощью системы счетов с применением метода двойной записи.
Счет — это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.
Двойная запись — способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Данный способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается не менее чем в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.
Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества юридического лица и его источников. Реальность и правильность оценки имущества юридического лица и его источников имеют важнейшее значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основу оценки имущества должны входить реальные затраты, выраженные в денежном измерении.
В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например, действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства, так же как и нематериальные активы, показываются по остаточной стоимости; производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления; готовая продукция по фактической производственной стоимости и т. д.
Калькуляция — способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) — способ определения (плановых и фактических) затрат организации в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).
Отчетность юридического лица представляет собой систему показателей, характеризующих его производственно-хозяйственную и финансовую деятельность за определенный период.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Используются показатели отчетности для статистического и финансового анализа состояния предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки положения предприятия (фирмы) на рынке и в других целях.
Способы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечивается непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете учитываемых объектов в денежном, трудовом и натуральном измерителях (показателях), однородная группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи на счетах, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить достоверные итоговые систематизированные отчетные показатели.
Виды бухгалтерского учета:
1) управленческий учет представляет собой вид такого учета, при котором происходит сбор, обработка и предоставление учетной информации для нужд управления на предприятии. Цель управленческого учета – формирование информационной системы на предприятии.
Главная задача управленческого учета – подготовка достоверной и полной информации, которая служит источником для принятия на предприятиях необходимых управленческих решений в процессе управления.
Основной частью такого учета является учет и анализ затрат (себестоимости произведенной продукции). Управленческий учет тесно взаимосвязан с анализом готовой информации для руководства организации (улучшение технологического процесса производства, оптимальное снижение расходов и т. п.).
Эта информация, как правило, используется в процессе принятия управленческих решений при планировании и прогнозировании на предприятии (в целях финансового учета). Данные управленческого учета организации являются ее коммерческой тайной и не должны разглашаться ее работниками;
2) финансовый учет – это учетная информация о затратах и доходах предприятия, о дебиторской и кредиторской задолженностях, о составлении имущества, о фондах и т. д.;
3) налоговый учет – это вид бухгалтерского учета, при котором происходит обобщение информации в целях определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
Цель налогового учета – обеспечение правильности и достоверности учета расчетов между предприятиями и государственными органами.
В процессе исчисления показателей деятельности предприятия широко используется измерение его хозяйственных средств с помощью измерителей.
Учетный измеритель представляет собой определенную учетную единицу, которая производит измерение и исчисление хозяйственных средств и операций на предприятии.
Ведение хозяйственного учета прежде всего предполагает количественное измерение учитываемых объектов. С этой целью используются учетные измерители: натуральные, трудовые, денежные.
Натуральные измерители служат для отражения в учете хозяйственных средств и процессов в их натуральном выражении, мерой, массой. Применение натуральных измерителей зависит от особенностей учитываемых объектов, т. е. от их физических свойств.
Объекты учета могут измеряться единицами массы (килограммы, тонны и т. д.), счетом (количество штук, пар и т. д.). С помощью натурального учета ведется систематическое наблюдение за состоянием движения конкретных видов материальных средств (основных средств, готовой продукции и т. д.) и осуществляется контроль за их сохранностью, а также за объемом процесса заготовок, производства и реализации продукции.
Трудовые измерители применяют для отражения в учете количества затраченного рабочего времени, исчисленного в рабочих днях, часах, минутах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используют для исчисления размера оплаты труда, выявления производительности труда, определения норм выработки и т. д.
Денежный измеритель занимает центральное место в учете и используется для отражения разнообразных хозяйственных явлений и обобщения их в единой денежной оценке. Только с помощью денежного измерителя можно подсчитать общую стоимость разнородного имущества предприятия (зданий, станков, материалов и т. д.). Денежный измеритель выражается в рублях и копейках. Посредством их суммируются произведенные затраты (расходы) предприятия, ранее выраженные в трудовых и натуральных измерителях. Денежный измеритель необходим, в частности, для калькуляции себестоимости продукции, определения прибыли или убытков организации, отражения итогов хозяйственной деятельности.