Файл: Разработка годового финансового плана предприятия..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Порядок и методика составления годового финансового плана

1.1. Содержание и составление текущих финансовых планов

2. Система и способы организации финансового плана предприятия

2.1. Методика расчета прибыли от реализации

2.2. Использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, отчетного периода

2.3. Расчет планирования амортизационных отчислений

2.4. Расчет планирования норматива собственных оборотных средств

2.5.Расчет планирования составления сметы фонда накопления и потребления

2.6. Оперативная финансовая работа

2.7. Платежный календарь, его назначение и содержание

3. Финансовое положение предприятия и характеризующие его показатели

3.1.Сущность и критерии финансового состояния предприятия

3.2. Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия.

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение

Финансовый план хозяйствующего субъекта – это документ,

отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Финансовый план необходим предприятию для того, чтобы заранее знать финансовые результаты своей деятельности и организовать рациональное движение финансовых ресурсов в соответствии с выбранной финансовой стратегией.

Главная цель составления финансового плана заключается в согласовании намечаемых расходов по производственному и социальному развитию трудовых коллективов с финансовыми возможностями предприятия.

В процессе составления финансового плана осуществляется следующее:

    • определяются источники и объем собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.);
    • изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов, благотворительных взносов и т. д.;
    • выбираются оптимальные для конкретной ситуации формы образования
  • использования фондов денежных средств, взаимоотношений с бюджетом, банками, вышестоящими органами, своими работниками;
    • устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсов на внутрихозяйственные нужды (расширение и перевооружение производства, материальное стимулирование и др.);
    • определяются целесообразность и экономическая эффективность планируемых капиталовложений;

Основная часть

1. Порядок и методика составления годового финансового плана

Финансовый план разрабатывается в несколько этапов. Для этого используют основные финансовые документы предприятий: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Они имеют большое значение для финансового планирования, так как содержат информацию для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также являются основой для составления прогноза этих документов. Причем сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.


На втором этапе уточняются ранее выполненные расчеты с учетом основных показателей плана экономического и социального развития народнохозяйственного комплекса республики на планируемый год. Здесь необходимо принять во внимание сведения о росте средней заработной платы и минимальном ее уровне, изменения индексов цен на материальные и топливно-энергетические ресурсы, налоговой, финансовой и денежно-кредитной политики правительства. В ходе реализации финансовых планов может неоднократно возникать необходимость в уточнении финансовых расчетов по причинам, зависящим как от самого предприятия, так и в силу действия внешних факторов.

Здесь предусматривается составление основных прогнозных документов, таких, как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Для облегчения этой работы, снижения трудоемкости и повышения ее оперативности рекомендуется выполнять расчеты с помощью ПЭВМ по специально разработанным программам. Финансовые расчеты полностью формулизируются. Поэтому разработка соответствующих программ не является сложной задачей. Единовременные затраты, связанные с их проектированием, обычно окупаются быстро.

Порядок разработки. В соответствии с Законом о предприятии хозяйствующим субъектам дано право разрабатывать и утверждать финансовые показатели своей деятельности: прибыль, объем реализации, план финансирования капитальных вложений, формы и системы оплаты труда; самостоятельно распоряжаться своим имуществом, а также прибылью, остающейся в их распоряжении. В соответствии с этим положением финансовый план разрабатывается, обсуждается, утверждается в трудовом коллективе. В зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы организации труда право утверждать финансовый план предоставляется общему собранию членов трудового коллектива, акционерам либо учредителям предприятия, совету директоров или другому органу управления, уполномоченному в соответствии с уставом предприятия решать финансовые вопросы.

Финансовый план с расчетами к нему или выписка из финансового плана о размере финансовых ресурсов и платежах в бюджет должны сообщаться финансовому и налоговому органу по месту нахождения предприятия. Эта информация первоначально используется в процессе составления бюджета региона. В последующем на ее основе ведется учет и контроль за фактическим поступлением средств в бюджет.


По решению вышестоящего органа финансовый план может предоставляться ассоциации, концерну, министерству для согласования и обобщения плановых заданий и финансовой политики. B ряде случаев (при получении кредитов, открытии финансирования по капитальным вложениям) финансовый план с расчетами необходимо представить кредитному учреждению для обоснования состава и размера собственных финансовых ресурсов, необходимости привлечения заемных средств.

Для составления финансового плана используется следующая информация:

  • бухгалтерский баланс за два-три года, предшествующих планируемому периоду, а также на последнюю дату составления отчета;
  • данные об объеме производства;
  • смета затрат на производство или свод общих расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг;
  • сметы затрат на содержание объектов социально-культурной сферы (детсад, дом культуры и т. д.); данные об объемах капитальных вложений; сведения о движении основных фондов и оборотных средств; проекты отпускных цен; анализ выполнения финансовых заданий за предыдущий год;
  • лимиты расходов по отдельным статьям затрат на использование природных ресурсов, выбросы вредных веществ в окружающую среду, на фирменную одежду, представительские расходы, командировочные и др.

1.1. Содержание и составление текущих финансовых планов

Текущий, или годовой, финансовый план разрабатывается с помощью более точных по сравнению с перспективным планом методов расчета.

Годовой финансовый план предприятия является завершающей частью бизнес-плана. Основой для составления финансового плана служат результаты разработок всех предыдущих разделов бизнес-плана: производственной программы; плана маркетинга; реализации продукции, снижения ее себестоимости; прибыли, издержек и рентабельности; материально-технического снабжения; инвестиций, капитального строительства и повышения эффективности производства и др.

Страны с развитой рыночной экономикой отличаются обширной практикой современного финансового планирования. Однако экономическая ситуация, в которой работают отечественные предприятия, затрудняет полное использование зарубежного опыта. В наших условиях наиболее приемлемой методикой выступает составление финансового плана в виде баланса доходов и расходов. В этом балансе выявляется соотношение доходов и расходов с платежами в бюджет, отчислениями в резервный фонд, выплатой дивидендов, oтpaжaютcя кредитные взаимоотношения, рентабельность производства и распределение прибыли на накопление и потребление.


Баланс доходов и расходов предприятий может состоять из четырех взаимосвязанных разделов:

  • доходы и поступления средств;
  • расходы и отчисления средств;
  • кредитные взаимоотношения;
  • взаимоотношения с бюджетом.
  • разделе «Доходы и поступления средств» отражаются источники поступления средств и доходов в виде прибыли от реализации продукции и прочей реализации капитального строительства, внереализационные доходы. В этом же разделе отражаются другие внутренние источники доходов предприятия и поступления из внешних источников.
  • разделе «Расходы и отчисления средств» основное место занимают затраты на капитальные вложения, прирост норматива собственных оборотных средств, отчисления в фонды экономического стимулирования, на научно-исследовательские работы, на приобретение ценных бумаг, подготовку кадров, жилищное хозяйство, отчисления в благотворительные фонды и другие расходы.
  • целом финансовый план должен быть сбалансирован. Итог доходов и поступлений средств в сумме с итогом получения кредитов и ассигнований из бюджета всегда должен быть равен итогу расходов и отчислений в сумме с итогом погашения кредитов и платежей в бюджет.

2. Система и способы организации финансового плана предприятия

Составление финансового плана предприятия производится на основе следующих экономически обоснованных расчетов: плановой прибыли, потребности в оборотных средствах , амортизационных отчислений, плана финансирования капитальных работ и инвестиций , сметы доходов и расходов жилищно-коммунального хозяйства, сметы затрат на производство продукции по предприятию и т. д.

2.1. Методика расчета прибыли от реализации

При составлении финансового плана предприятия планируют балансовую прибыль, т. е. конечный финансовый результат. Она включает следующие поступления:

  • прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг основного производства;
  • прибыль от прочей реализации, в частности, основных фондов, другого ненужного и залежалого имущества предприятия;

- финансовые результаты от внереализационных операций.


Прибыль от реализации продукции рекомендуется рассчитывать отдельно по видам деятельности. Это не только облегчает расчеты , повышает их точность, но имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как доходы от некоторых видов деятельности не облагаются налогом на прибыль и добавленную стоимость, а другие облагаются по повышенным или пониженным ставкам.

В общем виде порядок расчета прибыли от реализации продукции можно представить в виде формулы

Пр = В – Вф – А – НДС – С,

где:

Пр – прибыль от реализации продукции;

В – выручка от реализации продукции в отпускных ценах;

Вф – отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в отпускную цену продукции;

А – акцизы;

НДС – налог на добавленную стоимость;

С – полная себестоимость реализуемой продукции.

    • качестве метода планирования рекомендуется прямой счет. Он отличается высокой точностью вычислений и поэтому требует наличия заданий по выпуску продукции, данных об ее остатках, планов сбыта, предполагаемых цен каждого вида товара, а также затрат на их производство.

Расчет прибыли согласно этому методу выполняется по отдельным видам изделий или группам однородных изделий с последующим суммированием в целом по предприятию. Вычисления делаются по формуле

Пр = Пн + Пт – Пк ,

где:

Пн, Пк – прибыль в остатках продукции на начало и конец планируемого года;

Пт – прибыль на товарный выпуск продукции.

Сведения об остатках нереализованной продукции на начало планируемого года можно взять из бухгалтерской отчетности. Они включают готовую продукцию на складе, в неотфактурованных поставках (не оформленных транспортными и платежными документами) и на ответственном хранении у покупателей.

Методика планирования величины названных остатков предусматривает учет изменения их величины по отчету на последнюю дату составления бухгалтерского баланса на факторы, под влиянием которых они могут измениться до конца года. К таким факторам можно отнести заключение новых договоров на реализацию продукции, изменение формы безналичных расчетов, например, введение предварительной оплаты или аккредитивной формы расчетов.