Файл: Метод тестирования в психологии и педагогике:надежность, валидность, стандартизация.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 3
Таким образом, мы можем сделать вывод, что для девочек характерна доброта и сердечность; эмоциональная устойчивость; настойчивость и напористость; смелость; мягкосердечность и нежность; склонность к чувству вины; контроль желаний; напряженность.
Тогда как у мальчиков – обособленность и отчужденность; неустойчивость, помимо этого они еще и возбудимы и беспокойны; доминантны; беспечность; высокая совестливость; высокий уровень смелости; склонность к чувству вины; импульсивность; расслабленность.
Для детального изучения результатов исследования используем гистограмму.
Гистограмма 1
Общий уровень доминирующих факторов у девочек и мальчиков
Для обеих групп характерен высокий интеллект.
Результаты исследования по методике Лускановой Н.Г. «Исследование мотивационной готовности к школьному обучению» (анкетный опрос учащихся)
В данном исследовании приняло участие 30 учеников младшего школьного возраста. Результаты занесены в таблицу:
Таблица 4
Результаты тестирования младших школьников по методике Н.Г. Лускановой
№ |
Девочки |
Анкета |
Мальчики |
Анкета |
||
Баллы |
Уровни |
Баллы |
Уровни |
|||
1 |
Алина Д. |
27 |
Высок. |
Сережа С. |
22 |
Норм. |
2 |
Алина Г. |
19 |
Полож. |
Андрей Т. |
18 |
Полож. |
3 |
Элина |
20 |
Норм. |
Алеша |
21 |
Норм. |
4 |
Маша М. |
23 |
Норм. |
Руслан |
15 |
Полож. |
5 |
Вика Х. |
26 |
Высок. |
Артур Р. |
23 |
Норм. |
6 |
Настя Р. |
21 |
Норм. |
Максим |
19 |
Полож. |
7 |
Адэля И. |
15 |
Полож. |
Ильшат К. |
24 |
Норм. |
8 |
Камила Ш. |
21 |
Норм. |
Саша М. |
25 |
Высок. |
9 |
Регина |
18 |
Полож. |
Салават |
13 |
Низкая |
10 |
Ильзира Р. |
25 |
Высок. |
Айдар Г. |
20 |
Норм. |
11 |
Ильнара |
13 |
Низкая |
Миша |
16 |
Полож. |
12 |
Лиана |
18 |
Полож. |
Ринал |
19 |
Полож. |
13 |
Ирина |
23 |
Норм. |
Тагир |
21 |
Норм. |
14 |
Настя С. |
21 |
Норм. |
Никита |
18 |
Полож. |
15 |
Женя |
21 |
Норм. |
Родион |
22 |
Норм. |
Для более детального изучения результатов используем сводную таблицу и гистограмму. Представим полученные данные в процентном соотношении:
Таблица 5
Сводная таблица оценки анкеты среди мальчиков и девочек младшего школьного возраста
Баллы |
Уровни |
Девочки |
Мальчики |
||
25-30 |
Высокая школьная мотивация, учебная деятельность |
3 чел. |
20 % |
1 чел. |
7 % |
20-24 |
Нормальная школьная мотивация |
7 чел. |
47 % |
7 чел. |
47 % |
15-19 |
Положительное отношение к школе, но больше привлекает вне учебными сторонами |
4 чел. |
27 % |
6 чел. |
40 % |
10-14 |
Низкая школьная мотивация |
1 чел. |
7 % |
1 чел. |
7 % |
9 и ниже |
Негативное отношение к школе (школьная дезадаптация) |
- |
- |
- |
- |
Гистограмма 2
Результаты оценки анкеты для определения школьной мотивации
Исходя из таблицы, выявились следующие уровни:
У мальчиков и девочек из двух классов преобладает нормальный уровень школьной мотивации (учебная деятельность), которая составляет 47 % (7 человек) детей. Интерес к школьному – учебному содержанию занятий является важнейшим, но не единственным показателем внутренней позиции школьника. Полноценное школьное учение возможно только на основе формирования у него конкретных психологических качеств.
Данная анкета позволяет оценить уровень школьной мотивации. Например: на вопрос «Тебе нравится в школе или не очень?», многие дети ответили положительно. На другие же вопросы, отвечали по-разному.
У чуть меньшего количества мальчиков (40 %) и девочек (27 %) – положительная школьная мотивация. Но для данной категории младших школьников характерен интерес в основном к вне учебным сторонам школьного обучения (общение со сверстниками, одноклассниками; внешкольные и внеклассные мероприятия и т.д.).
Для 20 % девочек и 7 % мальчиков характерна высокая школьная мотивация (учебная активность).
Низкая школьная мотивация наблюдается у 7 % мальчиков и девочек младшего школьного возраста. В данной выборке не было выявлено детей с негативным отношением к школьному обучению (школьная дезадаптация).
Для определения силы и связи между двумя признаками, нами использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Вычисление выполняется с помощью формулы:
Если , то признак 1 коррелирует с признаком 2 для данной группы испытуемых, если , то корреляция не значима, если , то корреляция значима на 5 % уровне (см. Приложение 5).
Таким образом, при обработке полученных результатов диагностики при помощи линейной корреляции Пирсона, нами была определена взаимосвязь между следующими параметрами:
- уровень силы «Я» зависит от возбудимости и совестливости;
- на возбудимость влияет уровень интеллекта, сила «Я», доминантность, озабоченность, смелость, самоуверенность и импульсивность;
- на беспечность – сила «Я», флегматичность, импульсивность, расслабленность и уровень школьной адаптации;
- на совестливость – уровень интеллекта, озабоченность, контроль желаний;
- на смелость – доброта, сердечность, доминантность, суровость, самоуверенность, уровень школьной мотивации;
- на суровость – обособленность, отчужденность, жестокость;
- на самоуверенность – доминантность, озабоченность, смелость, суровость;
- на импульсивность – смелость, самоуверенность;
- на напряженность – уровень интеллекта;
- на уровень школьной мотивации – возбудимость, совестливость, импульсивность.
Прослеживается тесная взаимосвязь между многими факторами и уровнем школьной мотивации. Это говорит о том, что интерес к школьному - учебному содержанию занятий является важнейшим, но не единственным показателем внутренней позиции школьника. Реализация ребенком социальной позиции школьника (т.е. полноценное школьное учение) возможно только на основе формирования у него конкретных психических качеств, обеспечивающих возможность организовать свою деятельность и поведение, подчиняя их определенным общественным образцам и правилам.
О субъективной готовности и социальной позиции или наличие внутренней позиции школьника можно говорить, если общее стремление ребенка к школе сопряжено с ориентацией на моменты школьно-учебной действительности, т.е. школьное, учебное содержание занятий и специфическую именно для школы формы их осуществления, а также на авторитет учителя как носителя общественно - выработанных способов деятельности и отношений.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
При диагностике развития детей младшего школьного возраста, нами были сделаны следующие выводы:
1. Для девочек характерна доброта и сердечность; эмоциональная устойчивость; настойчивость и напористость; смелость; мягкосердечность и нежность; склонность к чувству вины; контроль желаний; напряженность.
Тогда как у мальчиков – обособленность и отчужденность; неустойчивость, помимо этого они еще и возбудимы и беспокойны; доминантны; беспечность; высокая совестливость; высокий уровень смелости; склонность к чувству вины; импульсивность; расслабленность.
Для обеих групп характерен высокий интеллект.
2. У мальчиков и девочек из двух классов преобладает нормальный уровень школьной мотивации (учебная деятельность).
У чуть меньшего количества мальчиков и девочек – положительная школьная мотивация. Но для данной группы младших школьников характерен интерес в основном к вне учебным сторонам школьного обучения (общение со сверстниками, одноклассниками; внешкольные и внеклассные мероприятия и т.д.).
Была также выявлена группа учеников с высокой школьной мотивацией (учебная активность).
Низкая школьная мотивация наблюдается у небольшой группы младших школьников. В данной выборке не было выявлено детей с негативным отношением к школьному обучению (школьная дезадаптация).
3. При использовании линейной корреляции Пирсона была выявлена тесная взаимосвязь между многими факторами и уровнем школьной мотивации. Это говорит о том, что интерес к школьному - учебному содержанию занятий является важнейшим, но не единственным показателем внутренней позиции школьника. Реализация ребенком социальной позиции школьника (т.е. полноценное школьное учение) возможно только на основе формирования у него конкретных психических качеств, обеспечивающих возможность организовать свою деятельность и поведение, подчиняя их определенным общественным образцам и правилам.
4. А значит, выдвинутая нами гипотеза о том, что комплексы и методики в исследовательской работе дают возможность выявить уровень развития личности младшего школьника, подтверждается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую гипотезу, решило поставленные задачи. В результате опытно-практической работы можно отметить, что: комплексы и методики в исследовательской работе дают возможность выявить уровень развития личности младшего школьника.
Данное исследование было предпринято с целью изучит метод тестирования в теории и практике возможности диагностики развития детей младшего школьного возраста.
На основе изучения проблемы исследования в педагогической и психологической науке раскрыты теоретические аспекты тестирования, определены современное содержание, структура, методы и приемы диагностики развития младших школьников.
При проведении психодиагностики уровня развития личности ребенка обращают внимание на сформированность потребностей и мотивов, черт характера и нравственности, умения вести себя. Психологический анализ мотивации предполагает выяснение интересов ребенка, мотивов его поведения и причин отдельных поступков. Изучение характера направлено на оценивание развитости отдельных его черт, в том числе динамических, волевых, стилистических. Динамические черты характеризуют силу и скорость реакции, устойчивость и изменчивость эмоционального настроя. К числу волевых черт характера относятся настойчивость, целеустремленность и другие. Стилистические черты характера включают в себя особенности поведения и реагирования данного человека на разные жизненные ситуации, отличающие его от других людей и составляющие его индивидуальность.
Личностные опросники позволяют получать информацию, характеризующую личность испытуемого в широком диапазоне - от особенностей его физического и психического состояния до его морально-этических и общественных взглядов. Личностные опросники создаются на базе одной или нескольких шкал установок. Вопросы группируются таким образом, чтобы ответы на них позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы, получившие название шкал, различаются между собой по наименованию изучаемого свойства личности (шкалы тревожности, лидерства, агрессивности и др.). Основным недостатком личностных опросников является то, что испытуемые, в большей или меньшей мере понимая показательную ценность ответов, могут иногда отвечать на вопросы с учетом требований ситуации опроса и ожиданий, приписываемых ими лицу, осуществляющему опрос, т.е. вольно или невольно искажать сообщаемые о себе сведении.
Из всевозможных методов изучения личности для исследования детей, особенно в дошкольном и в младшем школьном возрасте, более всего подходит психодиагностический эксперимент.
Основные трудности, связанные с психодиагностикой личностных качеств детей, состоят в том, что в течение определенного периода времени процесс развития этих качеств может быть скрыт от внешнего наблюдения. Вплоть до начала ранней юности дети могут не осознавать существование у них тех или других личностных качеств, поэтому применение к ним самооценочных опросных тестов может не дать валидных и надежных результатов.