Файл: Метод тестирования в психологии и педагогике:надежность, валидность, стандартизация.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 3
Опросник нашел достаточно широкое распространение в психодиагностических исследованиях стран СНГ. Однако адаптация «Шестнадцать личностных факторов» опросника не завершена, несмотря на проведенную проверку соответствия зарубежных и отечественных нормативных данных. Анализ воспроизводимости факторов опросника на русскоязычных выборках (Ю.М. Забродин с соавторами, 1987) показывает, что нельзя считать гомогенными факторы А, С, I, L, М, N, Q, Q (от одной четверти до одной трети вопросов отечественного варианта «Шестнадцать личностных факторов» опросника не коррелируют значимо с соответствующим фактором). Это требует переформулирования вопросов (утверждений) или отказа от диагностических категорий Р. Кэттелла [2].
В 1990 г. В.М. Русаловым н О.В. Гусевой на основе выделенных гомогенных шкал предложен сокращенный вариант опросника под названием 8 РF (70 вопросов) [6].
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
На основе проведенного анализа психологической литературы можно сделать вывод, чтоструктуройсовременного тестированияявляется:
а) общая теория психологического измерения,
б) частные теории и методики измерения свойств и поведения личности,
в) теории и методики оценивания, или внетестовая диагностика.
Психологическое тестирование (греч. - способный распознавать) является областью психологической науки, разрабатывающая принципы, пути и приемы распознания, оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Одно из важнейших требований к тестированию это:
Надежность;
- валидность;
- стандартизация.
Стандартизация является инструментом измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путем сопоставления с результатами других обследуемых. Не менее существенны для психологического метода, требования к надежности и валидности инструмента измерения, а также жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкции, строго определенные способы представления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность обследуемого и др.). Задача, стоящая перед психологическим методом, не ограничивается квалификацией изучаемого явления, обязательным является его интерпретация.
ГЛАВА 2.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1.Общая характеристика выборки и методов исследования
Цель эмпирического исследования: диагностика развития младшего школьника.
Практическими задачами нашего исследования являются:
- исследовать личностные особенности младшего школьника;
- подобрать методики диагностики личностных особенностей младшего школьника и провести по ним тестирование.
Этапы исследования:
1. Исследовать и проанализировать развитие личности младшего школьника по следующим критериям:
- личностные особенности младшего школьника;
- школьная мотивация.
- Обработка эмпирических данных (таблицы).
- Количественно-качественный анализ результатов исследования.
Методики исследования:
- Тест «Исследование личностных особенностей младшего школьника (Р. Кеттелл, Р.В. Коан);
- Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова).
Объект исследования: личность младшего школьника.
Обоснование выбора методик:
- методика Кеттела является наиболее оптимальной для исследования личности младшего школьника, это связано с тем, что во многих исследованиях она уже не раз использовалась и оправдала свои возможности;
- ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная, для определения уровня мотивации данная анкета наиболее оптимальная, т.к. она рассматривает отношение обучающегося с нескольких ракурсов (школа, дом, улица).
Исследование личностных особенностей младшего школьника тест «Многофакторный личностный опросник» (Р. Кеттелла, Р.В. Коана)
Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р.Б.Кеттеллом и Р.В.Коаном. В описываемом варианте он содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых установлена в ряде факторно-аналитических исследований (см. Приложение 1-3).
Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)
Разработана специальная анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся. В неё включено 10 вопросов, отражающих отношения детей к школе, к учебному процессу.
Преимущество анкетного метода состоит в том, что оно позволяет за короткое время опросить большое количество испытуемых. Получаемая информация становится беднее и нередко менее надежно. Ведь дети могут списывать друг у друга, пропускать вопросы, отвечать на некоторые из них так, чтобы показать себя с лучшей стороны, и прочее. Но анкетный опрос является хорошим дополнением к другим диагностическим методикам, и сочетание всех этих исследовательских приемов дает возможность полнее и глубже узнать особенности каждого испытуемого (см. Приложение 4).
2.2. Анализ результатов исследования
Исследование проводилось в четыре этапа:
1 этап – осуществляется диагностика по выше перечисленным методикам.
2 этап – обработка эмпирических данных (таблицы, гистограммы).
3 этап – анализ полученных результатов.
4 этап – определяется взаимосвязь методик.
Анализ результатов исследования личностных особенностей младшего школьника при помощи теста «Многофакторный личностный опросник» Р.Кеттелла и Р.В. Коана
В исследовании приняло участие 30 детей младшего школьного возраста: из них 15 – мальчики; 15 – девочки. Обследование проводилось индивидуально. В ходе исследования мы получили следующие результаты.
Таблица 1
Результаты текста адаптированного модифицированного варианта детского личностного опросника Кеттелла для девочек
Имя ученика |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
O |
|||
1. Алина Д. |
+2 -3 |
+5 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+5 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+4 -1 |
|
2. Алина Г. |
+1 -4 |
+2 -3 |
+5 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+3 -2 |
|
3. Элина |
+3 -2 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+2 -3 |
+1 -4 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+4 -1 |
+5 |
+1 -4 |
|
4.Маша М. |
+3 -2 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+5 |
+2 -3 |
+5 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+3 -2 |
|
5.Вика Х. |
+4 -1 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+2 -3 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+3 -2 |
|
6. Настя Р. |
+4 -1 |
+3 -2 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+1 -4 |
+5 |
+2 -3 |
+5 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+4 -1 |
|
7. Адэля И. |
+3 -2 |
+1 -4 |
+5 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+2 -3 |
+1 -4 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+2 -3 |
+4 -1 |
|
8.Камила Ш. |
+5 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+1 -4 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+1 -4 |
+4 -1 |
|
9. Регина |
+1 -4 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+5 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+4 -1 |
|
10. Ильзира Р. |
+5 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+5 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+2 -3 |
+1 -4 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+2 -3 |
|
11.Ильнара |
+3 -2 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+5 |
+2 -3 |
+5 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+3 -2 |
|
12. Лиана |
+5 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+5 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+2 -3 |
+1 -4 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+2 -3 |
|
13. Ирина |
+1 -4 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+5 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+4 -1 |
|
14. Настя С. |
+5 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+1 -4 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+1 -4 |
+4 -1 |
|
15. Женя |
+3 -2 |
+1 -4 |
+5 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+2 -3 |
+5 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+2 -3 |
+4 -1 |
|
«+» |
3,2 |
2,6 |
3,4 |
2,5 |
3,5 |
2,8 |
2,7 |
2,3 |
2,9 |
2,8 |
2,7 |
3,3 |
|
«-» |
1,8 |
2,4 |
1,6 |
2,5 |
1,5 |
2,2 |
2,3 |
2,7 |
2,1 |
2,2 |
2,3 |
1,7 |
Таким образом, мы видим, что для девочек из группы обследования в основном характерны оценки факторов «+». Рассмотрим на примерах:
Оценки А+ (3,2-70%)характеризуются сильными колебаниями настроения и эмоциональностью.
Оценки А- (1,8-30%) характерны для холодных и расчетливых людей, не стремящихся к общению с окружающими.
Оценки В+(2,6-60%)– высокие показатели умственного развития.
Оценки В- (2,4-40%)– характерна дезорганизация мыслительных процессов.
Оценки С+ (3,4) характерныдля 70% опрошенных–характерны для людей с высоким уровнем адаптации к окружающим изменениям.
Оценки С- (1,6) – 30% девочек – для данного человека характерна беспомощность и постоянное чувство подавленности от безысходности ситуации.
Оценки D+ - (2,5) склонны 50% детей –импульсивность и гиперактивность.
Оценки D- (2,5) характерны(50%)– высокий уровень уравновешенности.
Оценки Е+ (3,5) – 80% детей – склонность к доминированию.
Оценки Е- (1,5)– 20 % девочек от общего числа обследуемых (конформность, зависимость).
Оценки F+характерны для 50% - (2,8) – оптимистичность и легкость в подходе ко всему.
Оценки F-характерны для 50% девочек – (2,2) – ответственность и рассудительность.
Оценки G+ (2,7)– 50 % - порядочность.
Оценки G- характерны для 50% девочек младшего школьного возраста – (2,3) – презрительное отношение к нормам поведения.
Оценки Н+набрало 40% детей – (2,3) – смелость и решительность.
Оценки Н- (2,7) – 60% девочек - робость и застенчивость.
Оценки I+(2,9 - 60% респондентов)–мягкость и утонченность.
Оценки I- - (2,1) наблюдается у 40% девочек младшего школьного возраста –мужественность и стойкость.
Оценки О+ характерны (2,8-70% девочек) – тревожность, подавленность.
Оценки О- (2,2)– 30% - бодрость.
Оценки Q3+ (2,7-60% девочек) – высокий уровень организованности.
Оценки Q3- (2,3) -40% от общего числа исследуемых (слабовольность).
Оценки Q4+ (3,3) характерны для 80% детей– невроз и тревожность.
Оценки Q4- (1,2) характерны для 40% девочек младшего школьного возраста (невозмутимость и расслабленность).
Таблица 2
Результаты текста адаптированного модифицированного варианта детского личностного опросника Кеттелла для мальчиков
Имя ученика |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
O |
|||
1. Сережа С. |
+4 -1 |
+3 -2 |
+2 -3 |
+5 |
+3 -2 |
+2 -3 |
+5 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+4 -1 |
|
2. Андрей Т. |
+2 -3 |
+4 -1 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+5 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+1 -4 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+3 -2 |
|
3. Алеша |
+1 -4 |
+5 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+5 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+2 -3 |
|
4. Руслан |
+3 -2 |
+1 -4 |
+1 -4 |
+2 -3 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+4 -1 |
+4 -1 |
+5 |
+3 -2 |
+2 -3 |
|
5.Артур Р. |
+2 -3 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+5 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+4 -1 |
|
6. Максим |
+1 -4 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+5 |
+2 -3 |
+1 -4 |
+1 -4 |
+3 -2 |
|
7. Ильшат К. |
+5 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+1 -4 |
+2 -3 |
+2 -3 |
|
8.Саша М. |
+1 -4 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+5 |
+1 -4 |
+2 -3 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+1 -4 |
|
9. Салават |
+2 -3 |
+1 -4 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+1 -4 |
+5 |
+5 |
+2 -3 |
|
10. Айдар Г. |
+4 -1 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+5 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+2 -3 |
|
11.Миша |
+2 -3 |
+5 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+5 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+4 -1 |
|
12.Ринал |
+1 -4 |
+2 -3 |
+5 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+3 -2 |
|
13.Тагир |
+3 -2 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+2 -3 |
+2 -3 |
+1 -4 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+4 -1 |
+5 |
+1 -4 |
|
14.Никита |
+3 -2 |
+2 -3 |
+3 -2 |
+4 -1 |
+5 |
+2 -3 |
+5 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+3 -2 |
|
15.Родион |
+4 -1 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+3 -2 |
+2 -3 |
+2 -3 |
+4 -1 |
+3 -2 |
+3 -2 |
+1 -4 |
+3 -2 |
|
«+» |
2,4 |
2,9 |
2,5 |
2,9 |
2,9 |
2,7 |
2,7 |
3,3 |
2,7 |
3,0 |
2,6 |
2,6 |
|
«-» |
2,6 |
2,1 |
2,5 |
2,1 |
2,1 |
2,3 |
2,3 |
1,7 |
2,3 |
2,0 |
2,4 |
2,4 |
При обследовании группы мужского пола, мы так же получили результаты в пользу положительного фактора, как и в группе девочек.
Теперь сравним полученные процентные показатели, объединив в сводную таблицу группу девочек и мальчиков и используем гистограмму (см. Таблицу 3 и Гистограмму 1).
Таблица 3
Сводная процентильная таблица результатов личностного опросника по двум группам (девочки и мальчики младшего школьного возраста)
№ |
Факторы |
Характеристика |
Девочки |
Мальчики |
1 |
A |
Доброта, сердечностьОбособленность, отчужденность |
3,2 1,8 |
2,4 2,6 |
2 |
B |
Высокий интеллект Низкий интеллект |
2,6 2,4 |
2,9 2,1 |
3 |
C |
Сила «Я» Слабость «Я» |
3,4 1,6 |
2,5 2,5 |
4 |
D |
Возбудимость Флегматичность |
2,5 2,5 |
2,9 2,1 |
5 |
E |
Доминантность Конформность |
3,5 1,5 |
2,9 2,1 |
6 |
F |
Беспечность Озабоченность |
2,8 2,2 |
2,7 2,3 |
7 |
G |
Высокая совестливость Недобросовестность |
2,7 2,3 |
2,7 2,3 |
8 |
H |
Смелость Робость |
2,3 2,7 |
3,3 1,7 |
9 |
I |
Мягкосердечность, нежность Суровость, жестокость |
2,9 2,1 |
2,7 2,3 |
10 |
O |
Склонность к чувству вины Самоуверенность, уверенная адекватность |
2,8 2,2 |
3,0 2,0 |
11 |
Контроль желаний Импульсивность |
2,7 2,3 |
2,6 2,4 |
|
12 |
Напряженность Расслабленность |
3,3 1,7 |
2,6 2,4 |