Файл: Методологические основы качественного исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2. -Методические материалы для проведения методики «График жизни»

Материалы

Бланк со шкалой от +5 вверх до -5 вниз, простой карандаш.

Испытуемые

Ограничение по возрасту (начиная с подросткового).

Инструкция (этапы)

  1. На предложенном бланке изобразите линию своей жизни, отмечая на ней события, оценивая их при этом как хорошие вверх и как плохие вниз относительно предлагаемой шкалы,

а потом продолжите ее в будущее.

  1. Расскажите об этих событиях.

Результаты (показатели)

Общее количество событий

Подсчитывается общее количество событий, отмеченных испытуемым.

Количество событий прошлого/будущего

Подсчитывается количество событий до настоящего, которое просят отметить точкой. Если настоящее отражено отрезком с некоторым количеством событий, их также подсчитывают. Можно уточнить, происходит ли сейчас какое-то событие, которое Вы отметили бы на линии. Потом подсчитываются события прошлого и будущего.

Количество положительных / отрицательных / конфликтных / нейтральных событий (на всей линии)

Положительными считаются события, находящиеся выше нуля по шкале. Отрицательными считаются события, находящиеся ниже нуля по шкале. Конфликтные события определяются исходя из рассказа респондента и могут выделяться из нейтральных. Нейтральные события встречаются крайне редко, располагаются на нуле (согласовав их с вербальной оценкой, можно отнести к конфликтным).

Прошлое (положительные / отрицательные / конфликтные / нейтральные)

На каждом временном интервале отмечается количество положительных, отрицательных, конфликтных и нейтральных событий.

Будущее (положительные / отрицательные / конфликтные / нейтральные)

На каждом временном интервале отмечается количество положительных, отрицательных, конфликтных и нейтральных событий.

Отношение линии к нулевым оценкам (середина листа)

Можно отметить преобладание нахождения линии в целом выше или ниже нулевой отметки или каждого временного интервала (более точный показатель — заряд линии).

Общий заряд линии

Подсчитывается общая сумма баллов событий (положительные минус отрицательные). Заряд может быть положительным или отрицательным.

Заряд прошлого / будущего

Соответственно, как в предыдущем, но для каждого временного интервала.

Определение

субъектности

Отмечаются события, на которые

  • влиял «Я»,
  • это событие произошло случайно,
  • влияли другие люди, Я»
  • затрудняюсь ответить

Сферы (кол-во, цвет, оценка по линии, вербальная оценка)

1) семья родительская

В результате изучения рассказа исследуемого и рисунка делаются выводы:

  • об отношении того или иного события к определенной сфере жизнедеятельности,
  • о преобладании событий в какой- либо сфере в прошлом или будущем,
  • о преобладании в какой-либо сфере положительных, конфликтных

или отрицательных событий (можно выделить проблемную или ресурсную сферу).

2) семья собственная

3) учеба

4) профессиональная деятельность

5) здоровье

6) общение

7) увлечения

8) социальные процессы

9) экзистенциальные проблемы (смерть, рождение и пр.)

10) отступления (отступления от социальных норм)


  1. Ильин, Г.Л. История психологии: Учебник для бакалавров / Г.Л. Ильин. - М.: Юрайт, 2013. С.32

  2. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования. М., 2001. С. 16.

  3. Бусыгина Н. П. Методологические основания качественных исследований в психологии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 33 с.

  4. Ильин, Г.Л. История психологии: Учебник для бакалавров / Г.Л. Ильин. - М.: Юрайт, 2013. С.32

  5. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, А.В. Юревич. - М.: Трикста, Акад. Проект, 2011. С.65

  6. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, А.В. Юревич. - М.: Трикста, Акад. Проект, 2011.С.76

  7. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2008.С.77

  8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998. 160 с.

  9. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2008.С.98

  10. Polkinghorne D. Changing Conversations about Human Science // Issues of Validity in Qualitative Research. Lund: Studentlitteratur, 1993. P. 13-45.

  11. Пузырей А. А. Манипулирование и майевтика: две парадигмы пси­хотехники // Вопросы методологии. 1997. № 3-4. С. 148-164.

  12. Первушина О. Н. Модернизм и постмодернизм в психологии // Мо¬ернизм в психологии: сб. матер. всероссийской конференции. 14-15 мая 2004 г. Новосибирск, 2005. С. 11.

  13. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2008.С.122

  14. Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н. П. Бусыгина. — М. : НИЦ Инфра-М, 2013.

  15. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. 256 с.

  16. Polkinghorne D. Methodology for the Human Sciences. Albany, N.-Y., 1983.

  17. Бахтин М. М. К.философии поступка.. URL: http://www.hrono.info/libris/lib_b/baht_postup.html (дата обращения: 28.09.2017).

  18. Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н. П. Бусыгина. — М. : НИЦ Инфра-М, 2013.С.87

  19. Квале, С. Исследовательское интервью / С. Квале. — М. : Смысл, 2003. —С.44

  20. Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н. П. Бусыгина. — М. : НИЦ Инфра-М, 2013.С.98

  21. Лысенко, О. Ю. Качественные методы социально-психологических исследований : учеб. пособие / О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001.С.88

  22. Лысенко, О. Ю. Качественные методы социально-психологических исследований : учеб. пособие / О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001.С.87

  23. Лысенко, О. Ю. Качественные методы социально-психологических исследований : учеб. пособие / О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001.С.65

  24. Лысенко, О. Ю. Качественные методы социально-психологических исследований : учеб. пособие / О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001.С.12

  25. Лысенко, О. Ю. Качественные методы социально-психологических исследований : учеб. пособие / О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001.С.98

  26. Белинская Е. П., Давыдова И. С. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 28-37.

  27. Лысенко, О. Ю. Качественные методы социально-психологических исследований : учеб. пособие / О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001.С.98

  28. Флиберг, Б. О недоразумениях, связанных с кейс-стади / Б. Флиберг // Социс. — 2005. — № 4. — С. 110-119.

  29. Улановский, А. М. Феноменологическая психология. Качественные исследования и работа с переживаниями / А. М. Улановский. — М. : Смысл, 2012.С.87