Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
глава 1. Качественные методы исследования: сущность, характеристики и методологические основания
1.1.Сущность и характеристики качественных методов исследования
1.2. Методологические основы качественного исследования
Глава 2. Характеристика отдельных методов качественного исследования в психологии и педагогике
Таблица 2. -Методические материалы для проведения методики «График жизни»
Материалы |
Бланк со шкалой от +5 вверх до -5 вниз, простой карандаш. |
Испытуемые |
Ограничение по возрасту (начиная с подросткового). |
Инструкция (этапы) |
а потом продолжите ее в будущее.
|
Результаты (показатели) |
|
Общее количество событий |
Подсчитывается общее количество событий, отмеченных испытуемым. |
Количество событий прошлого/будущего |
Подсчитывается количество событий до настоящего, которое просят отметить точкой. Если настоящее отражено отрезком с некоторым количеством событий, их также подсчитывают. Можно уточнить, происходит ли сейчас какое-то событие, которое Вы отметили бы на линии. Потом подсчитываются события прошлого и будущего. |
Количество положительных / отрицательных / конфликтных / нейтральных событий (на всей линии) |
Положительными считаются события, находящиеся выше нуля по шкале. Отрицательными считаются события, находящиеся ниже нуля по шкале. Конфликтные события определяются исходя из рассказа респондента и могут выделяться из нейтральных. Нейтральные события встречаются крайне редко, располагаются на нуле (согласовав их с вербальной оценкой, можно отнести к конфликтным). |
Прошлое (положительные / отрицательные / конфликтные / нейтральные) |
На каждом временном интервале отмечается количество положительных, отрицательных, конфликтных и нейтральных событий. |
Будущее (положительные / отрицательные / конфликтные / нейтральные) |
На каждом временном интервале отмечается количество положительных, отрицательных, конфликтных и нейтральных событий. |
Отношение линии к нулевым оценкам (середина листа) |
Можно отметить преобладание нахождения линии в целом выше или ниже нулевой отметки или каждого временного интервала (более точный показатель — заряд линии). |
Общий заряд линии |
Подсчитывается общая сумма баллов событий (положительные минус отрицательные). Заряд может быть положительным или отрицательным. |
Заряд прошлого / будущего |
Соответственно, как в предыдущем, но для каждого временного интервала. |
Определение субъектности |
Отмечаются события, на которые
|
Сферы (кол-во, цвет, оценка по линии, вербальная оценка) |
|
1) семья родительская |
В результате изучения рассказа исследуемого и рисунка делаются выводы:
или отрицательных событий (можно выделить проблемную или ресурсную сферу). |
2) семья собственная |
|
3) учеба |
|
4) профессиональная деятельность |
|
5) здоровье |
|
6) общение |
|
7) увлечения |
|
8) социальные процессы |
|
9) экзистенциальные проблемы (смерть, рождение и пр.) |
|
10) отступления (отступления от социальных норм) |
-
Ильин, Г.Л. История психологии: Учебник для бакалавров / Г.Л. Ильин. - М.: Юрайт, 2013. С.32 ↑
-
Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования. М., 2001. С. 16. ↑
-
Бусыгина Н. П. Методологические основания качественных исследований в психологии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 33 с. ↑
-
Ильин, Г.Л. История психологии: Учебник для бакалавров / Г.Л. Ильин. - М.: Юрайт, 2013. С.32 ↑
-
Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, А.В. Юревич. - М.: Трикста, Акад. Проект, 2011. С.65 ↑
-
Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, А.В. Юревич. - М.: Трикста, Акад. Проект, 2011.С.76 ↑
-
Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2008.С.77 ↑
-
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.; СПб., 1998. 160 с. ↑
-
Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2008.С.98 ↑
-
Polkinghorne D. Changing Conversations about Human Science // Issues of Validity in Qualitative Research. Lund: Studentlitteratur, 1993. P. 13-45. ↑
-
Пузырей А. А. Манипулирование и майевтика: две парадигмы психотехники // Вопросы методологии. 1997. № 3-4. С. 148-164. ↑
-
Первушина О. Н. Модернизм и постмодернизм в психологии // Мо¬ернизм в психологии: сб. матер. всероссийской конференции. 14-15 мая 2004 г. Новосибирск, 2005. С. 11. ↑
-
Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2008.С.122 ↑
-
Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н. П. Бусыгина. — М. : НИЦ Инфра-М, 2013. ↑
-
Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. 256 с. ↑
-
Polkinghorne D. Methodology for the Human Sciences. Albany, N.-Y., 1983. ↑
-
Бахтин М. М. К.философии поступка.. URL: http://www.hrono.info/libris/lib_b/baht_postup.html (дата обращения: 28.09.2017). ↑
-
Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н. П. Бусыгина. — М. : НИЦ Инфра-М, 2013.С.87 ↑
-
Квале, С. Исследовательское интервью / С. Квале. — М. : Смысл, 2003. —С.44 ↑
-
Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н. П. Бусыгина. — М. : НИЦ Инфра-М, 2013.С.98 ↑
-
Лысенко, О. Ю. Качественные методы социально-психологических исследований : учеб. пособие / О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001.С.88 ↑
-
Лысенко, О. Ю. Качественные методы социально-психологических исследований : учеб. пособие / О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001.С.87 ↑
-
Лысенко, О. Ю. Качественные методы социально-психологических исследований : учеб. пособие / О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001.С.65 ↑
-
Лысенко, О. Ю. Качественные методы социально-психологических исследований : учеб. пособие / О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001.С.12 ↑
-
Лысенко, О. Ю. Качественные методы социально-психологических исследований : учеб. пособие / О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001.С.98 ↑
-
Белинская Е. П., Давыдова И. С. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 28-37. ↑
-
Лысенко, О. Ю. Качественные методы социально-психологических исследований : учеб. пособие / О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001.С.98 ↑
-
Флиберг, Б. О недоразумениях, связанных с кейс-стади / Б. Флиберг // Социс. — 2005. — № 4. — С. 110-119. ↑
-
Улановский, А. М. Феноменологическая психология. Качественные исследования и работа с переживаниями / А. М. Улановский. — М. : Смысл, 2012.С.87 ↑