Файл: Методологические основы качественного исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

введение

Актуальность темы. В последние десятилетия психологическая и педагогическая наука переживает значительные общеметодологические изменения.

Одним из хорошо различимых измерений неклассического вектора в психологии является развитие качественных исследований, которые в настоящее время рассматриваются как линия разработки в психологии гуманитарного познания.

Область качественных исследований в психологии и социальных науках переживает сегодня своеобразный бум. В последние десятилетия опубликовано значительное количество работ, посвященных методологии качественных исследований. Отметим, что исследования, основанные на применении качественных методов сбора и анализа данных, отнюдь не являются изобретением последнего времени: они составляют важную часть традиции психологической науки.

Особенность современной ситуации состоит в том, что качественные исследования входят в методологическую фазу своего развития, характерными чертами которой являются философско-методологическая рефлексия оснований данного вида исследовательской практики, выраженный междисциплинарный характер проектов, широкое обращение психологии к методологическим поискам и достижениям таких дисциплин, как социология, культурная антропология, теория дискурса, социолингвистика и др., целенаправленная разработка и систематизация специфических методических процедур и развитие на этой основе университетских образовательных программ непосредственно по качественной методологии.

Вместе с тем, необходимо констатировать значимый парадокс: наряду с явно выраженным интересом психологии к качественным методам, реальные эмпирические исследования, которые основываются преимущественно на их применении, по-прежнему выпадают из общего потока психологических исследований, занимая весьма шаткое маргинальное положение. В академическом психологическом сообществе нет единого представления о научности качественных исследований: мнения варьируют от радикальных взглядов на качественную методологию как ненаучную или, по крайней мере, несамостоятельную, уместную лишь на начальных, пилотажных этапах исследовательскую практику до признания ее высокого научного потенциала и необходимости разрабатывать конкретные приемы ее использования в психологических исследованиях.

Объект исследования - качественные исследования в психологии и педагогике.

Предмет исследования - методологические основания качественных


Цель исследования - дать анализ методологических оснований качественных исследований в психологии и педагогике.

Задачи исследования:

1) дать определение качественных исследований как специфической области исследовательской практики;

2) провести анализ места качественных исследований в системе методов и методологических традиций психологии; раскрыть значение качественных исследований как междисциплинарного проекта для области психологических исследований.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

глава 1. Качественные методы исследования: сущность, характеристики и методологические основания

1.1.Сущность и характеристики качественных методов исследования

Современная психологическая наука все больше внимания уделяет уникальности личности, исследованию смыслов и устремлений отдельного человека. Многие авторы обращаются к исследованию ценностных и смысловых ориентаций человека (F. Baumeister, L. Kristin, S. Sommer,), жизненного пути личности (Н. А. Логинова), автобиографической памяти (В. В. Нуркова), различных сторон общения (Р. Ebersole, С. Ryff, В. Singer), возрастных и социальных аспектов развития (G. Fitchett, D. Guthrie, R. Hunter, G. Marcel, D. Soelle), контекстуально обусловленных поведенческих паттернов (S. Crites, L. Klages, D. McAdams, Н. Thomae), религиозных, гендерных и этнических установок (А. М. Улановский, L. Barrios, A. Bodroghkozy, J. Lave) и т. д.[1]

Такого рода предметные области психологии трудно поддаются изучению в связи с их уникальностью, контекстуальной насыщенностью, необходимостью установления доверительного контакта с исследуемым. Именно поэтому такое пристальное внимание уделяется обоснованию и применению качественных методов исследования в психологической науке и практике.

Под качественным исследованием в психологии понимают «любой вид исследования, в котором данные получаются нестатистическими или неколичественными способами»[2].


«Это особый способ сбора, обработки, анализа и представления данных: данные, полученные путем наблюдения, интервью, использования проективных методов и др., анализируются не математически, а путем применения различных техник аналитической интерпретации заложенного в них смысла; стиль представления результатов достаточно свободный, жанр — интерпретация, размышление или теоретизирование об определенном психологическом феномене»[3]

Цель качественного исследования — раскрытие структуры того или иного переживания и смысла, который имеет для человека определенный предмет, ситуация, событие или какой-то аспект собственной жизнедеятельности.

Характеристики качественного исследования, определяющие взаимодействие исследователя и исследуемого, основаны на принципах открытости (отсутствие априорных представлений о предмете исследования), коммуникативности (понимание научного знания как результата коммуникации), процессуальности (понимание нестабильности, изменчивости предмета исследования) и тщательном анализе взаимодействия исследователя и исследуемого, рефлексивности (интерпретация данных и значений с учетом контекста), эксплицированности (осмысление субъективного знания исследователя, его ожиданий и представлений о научный результат), гибкости, требующей использовать названные принципы, следуя специфике исследовательского предмета.[4]

Качественные исследования, в отличие от количественных, связаны с гораздо более открытым характером исследования (особенно на начальном этапе) и предполагают формулировку проблемы и первоначальных гипотез лишь в очень общем виде с последующей их конкретизацией в процессе исследования.

В качественном исследовании отсутствует четкое разграничение этапов исследования, сбор данных и анализ происходят одновременно, при этом анализ носит циклический (или спиралевидный) характер: для теоретических построений исследователь постоянно возвращается к исходным эмпирическим данным, делает обобщения и вновь проверяет свои гипотезы путем обращения к исходному материалу.

Основные аспекты качественного исследования представлены в работе С. Квале «Исследовательское интервью» (2003).

  1. Стремление к богатству и холизму описания. Описание личностью различных аспектов своего жизненного мира и отношения к ним.
  2. Выявление смыслов и их интерпретация (что и как?).
  3. Опора на контекстуальный анализ.
  4. Получение качественных знаний, выраженных обыденным языком.
  5. Внимание к языку как к предмету и средству анализа.
  6. Специфичность. Получение описаний специфических ситуаций, а не обобщенного мнения. Интерес к единичным случаям. Индуктивный подход к данным.
  7. Гибкость и отсутствие жесткой стандартизации.
  8. Рефлексивность, открытость исследователя новому, вместо опоры на готовые категории и схемы интерпретации.
  9. Фокусированность на определенных темах (нет жесткой структурированности и нет абсолютной недирективности).
  10. Изменения личности в ходе проведения исследования, появление новых смыслов. Обогащающий опыт (новое понимание своей ситуации).
  11. Важность межличностных отношений.
  12. Предпочтение полевой формы работы.[5]

Качественные методы позволяют преодолеть субъект- объектную дихотомию естественно-научной парадигмы исследования, используя как субъективное, так и объективное познание; преодолеть дискретность информации, получаемой количественными методами, т. е. достичь целостности в описании и понимании изучаемого явления; получить информацию, соответствующую категориальному аппарату, используемому личностью при восприятии и оценке информации; достичь углубленного понимания исследуемых явлений, не ориентируясь на массовый сбор данных; представлять результаты и давать практические рекомендации в доступной, понятной заказчику форме, что особенно важно в практической психологии, в частности в консультационной практике.

Среди основных особенностей качественных методов исследования в сравнении с количественными методами выделяются следующие.

Во-первых, качественные методы, в отличие от количественных, опирающихся на статистические процедуры, носят нестандартизованный характер. Они направлены на широкое изучение всего спектра проявлений объекта и не прослеживают его количественные закономерности, ориентируясь на раскрытие причинно-следственных связей и анализ самого процесса изменения и взаимодействия изученного объекта как внутри себя, так и с окружающей его реальностью. Качественные методы не имеют жесткой формализованной схемы сбора данных и не представляют результаты в виде статистических математических выкладок, давая тем самым возможность для более глубокого и полного понимания психологических явлений.[6]

Во-вторых, смысл вопросов, предлагаемых любыми формализованными опросниками, может не совпадать с имеющимися в сознании респондента категориями. Возможность высказаться совершенно свободно предоставляется респонденту лишь в качественных неформализованных методах исследования.

В-третьих, апелляция к активности исследуемого, в результате чего создаются условия для наблюдения за смыслами, которые он придает реальности.

К качественным методам исследования относятся наблюдение, неструктурированное интервью, в том числе и феноменологическое интервью; исследование индивидуального случая (кейс- стади); биографическое исследование, в том числе анализ истории жизни; метод фокус-групп, метод Дельфи (метод экспертных оценок); исследование действием; контент-анализ (который одновременно может быть отнесен и к количественным методам исследования), проективные методики (рисунок, коллаж, метафора, незаконченное предложение); семантический дифференциал.[7]


1.2. Методологические основы качественного исследования

В последние десятилетия психологическая наука переживает значительные общеметодологические изменения. В ней совершен поворот от классической к неклассической и постнеклассической картине мира, осмысляются новые идеалы научности, психология входит во все более тесную связь с широким контекстом современных достижений в области философии науки и методологии гуманитарных наук[8]. Отмеченный методологический поворот реализован в ряде фундаментальных методологических проектов и программ «неклассической психологии», среди которых историко-эволюционный подход к пониманию личности (А. Г. Асмо- лов), психотехнический подход (А. А. Пузырей, Ф. Е. Василюк), гуманитарная психология (А. Джорджи, Б. С. Братусь, Л. И. Воробьева), органическая психология (В. П. Зинченко), конструктивистская парадигма (К. Герген, В. Ф. Петренко), антропологический подход (В. И. Слободчиков), дискурсивная психология (Дж. Поттер, М. Уезерелл, Р. Харре), феноменологический подход (А. Джорджи, К. Мустакас, А. М. Улановский) и др. Одним из хорошо различимых измерений неклассического вектора в психологии является развитие качественных исследований (Д. А. Леонтьев, 2005), которые в настоящее время рассматриваются как линия разработки в психологии гуманитарного познания (А. М. Улановский, 2005).

Отмечается, что исследования, основанные на применении качественных методов сбора и анализа данных, отнюдь не являются изобретением последнего времени: они составляют важную часть традиции психологической науки (Н. П. Бусыгина, 2013). Особенность современной ситуации состоит в том, что качественные исследования входят в методологическую фазу своего развития, характерными чертами которой являются философско-методологическая рефлексия оснований данного вида исследовательской практики, выраженный междисциплинарный характер проектов, широкое обращение психологии к методологическим поискам и достижениям таких дисциплин, как социология, культурная антропология, теория дискурса, социолингвистика и др., целенаправленная разработка и систематизация специфических методических процедур и развитие на этой основе образовательных программ.[9]