Файл: Методологические основы качественного исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виктория имеет высшее историческое образование, официально не работает. Имеет хобби — занимается оформлением фотоальбомов. Это ее первый брак и первый ребенок. Виктория не отдает Игната в детский сад, занимается с ним дома сама, периодически посещая различные детские студии. Объясняет это тем, что ребенок часто болеет. Виктория контактна, разговорчива, внимательна и доброжелательна. Вместе с тем ее тревожит факт обращения в полицию по поводу неадекватного поведения супруга, и она рассматривает возможность расторжения брака.[30]

Условия конфликта

В целом отношения Виталия и Виктории в браке можно охарактеризовать как ситуацию позитивной взаимозависимости людей — кооперативную ситуацию. Вместе с тем у них имеются противоречия в интересах и целях. В представлении Виталия семья должна быть патриархальной, в которой добытчиком является муж, а ребенок и дом относятся к сфере интересов жены. Виталий много работает, устает, испытывает стресс, справляться с которым ему помогает алкоголь. Вмешиваться в его дела, бизнес и все, что с ним связано, жена не должна. Она должна хранить очаг и заниматься ребенком.

Виктория имеет иной взгляд на отношения в семье. Она не спорит, что основным добытчиком в семье является муж, не планирует вмешиваться в его рабочие дела. Однако считает, что в их семье растет мальчик. И хотя ему только 4 года, общение с отцом необходимо, т. к. после 3 лет начинается процесс идентификации мужской роли. А Игнат отца при его занятости почти не видит. Виктория открыто высказывает мужу свою точку зрения, чем вызывает его раздражение.

Предмет конфликта

Предметом конфликтной ситуации является несоответствие представлений супругов об участии в воспитании ребенка.

С точки зрения Виталия, основная роль отца в семье — это материальное обеспечение, которое должно сопровождаться одобрением со стороны супруги. Жена не должна требовать от мужа обязательного участия в воспитании ребенка. А также не должна упрекать его за проявление слабости к алкоголю.

Виктория считает, что, несмотря на трудную работу, роль отца заключается не только в том, чтобы зарабатывать деньги, но и в том, чтобы регулярно общаться с ребенком и быть примером для него. Ребенок не должен видеть отца нетрезвым и агрессивным.

Действия участников конфликта (конфликтное взаимодействие)

Действия Виталия

  1. Несмотря на неоднократные обращения Виктории, Виталий продолжает вести себя прежним образом, не меняет образ жизни.
  2. Появившись в очередной раз в нетрезвом виде и услышав упреки, наносит Виктории побои.
  3. Придя в себя после алкоголизации, приносит извинения супруге, покупает ей дорогой подарок.
  4. Спустя некоторое время соглашается вместе с супругой прийти на консультацию к психологу, которой удается убедить Виталия в необходимости личного общения с сыном.
  5. Виталий и Виктория планируют совместный отдых с ребенком, учитывая его интересы (едут в детско-родительский палаточный лагерь).

Действия Виктории.

  1. Виктория недовольна поведением Виталия, который приходит домой в состоянии алкогольного опьянения и зачастую ведет себя агрессивно.
  2. В последний раз, когда Виталий пришел домой нетрезвым, она не выдержала и пыталась выставить его за дверь, за что потерпела побои.
  3. В этот же день Виктория обратилась в больницу для фиксации побоев и написала заявление в полицию.
  4. На следующий день после обращения в полицию Виктория консультировалась у адвоката по семейным делам, которая, ответив на все ее вопросы, касающиеся расторжения брака, раздела имущества, взыскания алиментов, определения места жительства ребенка и порядка общения с родителем, проживающим отдельно, порекомендовала ей обратиться к психологу, чтобы понять, насколько возможно в данной ситуации разрешение конфликта путем переговоров.
  5. Виктория принимает извинения и подарок от Виталия. Супруги вместе идут к психологу.
  6. Психолог предлагает Виктории попробовать иначе реагировать на поздние возвращения Виталия домой в состоянии опьянения, не провоцировать его агрессию, а относиться как к больному человеку, которому нужна помощь, поддержка и понимание. В трезвом состоянии больше разговаривать с ним в позитивном ключе, в том числе о сыне, чтобы возбудить его отцовский интерес.
  7. Виктория изучает предложения по отдыху с детьми на выходные и находит вариант трехдневной поездки в детско-родительский палаточный лагерь.

Исход конфликта

Супруги сохраняют отношения. Виктория с пониманием относится к издержкам автомобильного бизнеса и особенностям своего супруга. Виталий старается по возможности регулярно уделять внимание сыну.

Выводы:

Проведенная систематизация технологии качественных исследований может служить «методологическим каркасом», следование которому позволяет контролировать искажения исследовательского процесса. «Методологический каркас» представляет собой систему методологических правил и включает в себя следующие процедуры: 1) выбор «дизайна» и проверка его на адекватность исследовательским вопросам; 2) применение «открытых» гипотез, уточняемых и модифицируемых ходом самого исследования; 3) использование т.н. «целевых» (а не «случайных») выборок; 4) использование «аналитических» (а не «статистических») обобщений; 5) применение специфических интерпретативных приемов работы с эмпирическими данными.


Заключение

Для определения качественных исследований недостаточно методического критерия. В соответствии с методологическим критерием качественные исследования представляют собой вариант «мягкой» методологии, характерными чертами которой являются: 1) направленность на «плотное» описание случаев; 2) предпочтение естественной обстановки исследования; 3) индуктивный характер исследования и применение «аналитических обобщений»; 4) гибкость исследовательских процедур и внимание к повседневному языку и контексту; 5) преимущественное использование качественных методов сбора и анализа данных.

Качественные методы сбора и анализа данных являются неотъемлемой частью исторически сложившейся в психологии исследовательской традиции. Качественные исследования как специфическая методология представляют собой современный междисциплинарный проект, возникший и получивший развитие преимущественно вне психологии. Значение качественных исследований как междисциплинарного проекта для психологии состоит в том, что качественные исследования: 1) легитимируют самостоятельный научный статус описательных исследований в психологии и предлагают арсенал технологических приемов и методов подобных исследований; 2) развивают индуктивный подход, дополняющий логику гипотетико-дедуктивного экспериментирования, предлагают обоснованную методологию построения и генерирования теорий, «заземленных» в данных («методология открытия»); 3) дают возможность систематического развития герменевтического компонента психологических исследований за счет разработки техник текстуального анализа («методология понимания»).

3. Радикальные подходы к оценке качества качественных исследований

(создание специфических критериев, ориентация на вненаучные критерии и т.п.), должны быть признаны неудовлетворительными. Наиболее тконструктивным является путь валидизации, основанный на принципах критической рациональности, применяемых с учетом специфики исследований текстуального типа.

4. Проведенная систематизация технологии качественных исследований может служить «методологическим каркасом», следование которому позволяет контролировать искажения исследовательского процесса. «Методологический каркас» представляет собой систему методологических правил и включает в себя следующие процедуры: 1) выбор «дизайна» и проверка его на адекватность исследовательским вопросам; 2) применение «открытых» гипотез, уточняемых и модифицируемых ходом самого исследования; 3) использование т.н. «целевых» (а не «случайных») выборок; 4) использование «аналитических» (а не «статистических») обобщений; 5) применение специфических интерпретативных приемов работы с эмпирическими данными.


5. Качественные исследования являются формой реализации в практике психологических исследований принципов постнеклассической науки. Они привносят в методологию психологии возможность сочетания принципов критичности, открытости, методологического плюрализма и рефлексии ценностных оснований.

Библиография:

  1. Белановский, С. А. Свободное интервью как метод социологического исследования / С. А. Белановский // Социология. -1991. — № 2.
  2. Белинская, Е. П. Графический тест Коттла : специфика показателей временной перспективы / Е. П. Белинская, И. С. Давыдова // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 5.-С. 28-37.
  3. Бусыгина Н. П. Методологические основания качественных исследований в психологии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. 33 с.
  4. Ильин, Г.Л. История психологии: Учебник для бакалавров / Г.Л. Ильин. - М.: Юрайт, 2013. - 389 c.
  5. Квале, С. Исследовательское интервью / С. Квале. — М. : Смысл, 2003. — 301 с.
  6. Лысенко, О. Ю. Качественные методы социально-психологических исследований : учеб. пособие / О. Ю. Лысенко, И. М. Марковская. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001. — 106 с.
  7. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для вузов / Т.Д. Марцинковская, А.В. Юревич. - М.: Трикста, Акад. Проект, 2011. - 521 c.
  8. Марцинковская, Т.Д. История психологии: Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2008. - 544 c.
  9. Масалков, И. К. Стратегия кейс стади : методология исследования и преподавания / И. К. Масалков, М. В. Семина. — М. : Академический проект, 2011. — 443 с.
  10. Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н. П. Бусыгина. — М. : НИЦ Инфра-М, 2013.
  11. Нуркова, В. В. Совершенное продолжается : Психология автобиографической памяти личности / В. В. Нуркова. — М. : Изд-во УРАО, 2000. — 320 с.
  12. Помогайбин, В.Н. История психологии: Эволюция основ / В.Н. Помогайбин. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. - 520 c.
  13. Страусс, А. Основы качественного исследования / А. Страусс, Дж. Корбин. — М. : Эдиториал УРСС, 2001. — 256 с.
  14. Улановский, А. М. Феноменологическая психология. Качественные исследования и работа с
  15. Улановский, А. М. Феноменологическая психология. Качественные исследования и работа с переживаниями / А. М. Улановский. — М. : Смысл, 2012. — 256 с.
  16. Флиберг, Б. О недоразумениях, связанных с кейс-стади / Б. Флиберг // Социс. — 2005. — № 4. — С. 110-119.

Приложения

Таблица 1 .-Интерпретационная схема интервью


Вопрос

Смысловые единицы

Гипотеза

1. В честь кого Вас назвали?

  • Осознание субъективного значения собственного имени.
  • Эмоциональное отношение к этому значению.

Успешный человек способен найти привлекательный для себя смысл своего имени.

Вопрос

Смысловые единицы

Гипотеза

2. Расскажите о Вашей семье: какой был образ жизни, уклад в Вашей семье? Что пытались развить в Вас родители? Что Вы взяли от близких людей в детстве?

  • Какие качества, ценности, смыслы (содержание).
  • Насколько это было усвоено (соответствует восприятию человеком себя) — сопоставление с вопросами 10-11 и остальным интервью.

Успешный человек с уважением относится к преемственности ценностей от родительской семьи, однако не ограничивается родительскими наставлениями, способен «создавать себя сам» в соответствии со своими жизненными замыслами.

3. Какая была любимая фраза (пословица, поговорка) у Ваших родителей?

  • Смысл сценарного послания родителей.
  • Принятие-непринятие.

4. Какая у Вас была любимая сказка? Любимый персонаж?

Идентификация с традиционными для культуры сказочными персонажами.

Успешный человек идентифицирует себя со сказочными персонажами, демонстрирующими принятые в культуре образцы успешности.

5. Какой урок Вы вынесли для жизни из детства?

  • Собственная трактовка сценарного послания.
  • Эмоциональное отношение к этому посланию.

Успешный человек способен увидеть ресурсы, которые дала ему родительская семья, преломить под себя и свои ценности сценарные послания родителей.

Вопрос

Смысловые единицы

Гипотеза

6. Назовите 3-5 событий, оказавших наибольшее влияние на Вашу жизнь?

  • Содержание события.
  • Авторство события — «я», ситуация, случай.

Жизнь успешного человека событийно наполнена, причем он сам выступает автором (или хотя бы со-автором) ключевых жизненных событий.

7. На что вы можете опираться в жизни:

  • сильные качества личности,
  • благоприятно сложившиеся жизненные обстоятельства,
  • жизненные успехи.
  • Уровень знания себя, сильных и слабых свойств.
  • Интернальность — экстернальность (соотношение роли собственных усилий

и внешних обстоятельств).

  • Соотношение количества и значимости достижений и неудач.

Успешный человек обладает хорошим пониманием себя, высоким уровнем осознанности своих возможностей и ограничений; осознает наличие в жизни внешних обстоятельств, влияющих на его жизнь, однако понимает и возможность управления этими обстоятельствами для реализации значимых желаний и целей, склонен акцентировать большее внимание на собственных достижениях, нежели на неудачах.

8. Что может Вам в жизни мешать?

  • слабые качества личности,
  • неблагоприятно сложившиеся жизненные обстоятельства,
  • жизненные неудачи.

Вопрос

Смысловые единицы

Гипотеза

9. Кто оказал наибольшее влияние на Вашу жизнь? Какие люди?

  • Наличие-отсутствие учителей.
  • Какие смыслы человек перенял от этих людей?

Успешный человек способен находить важные для себя смыслы в общении со значимыми людьми, которые помогают трансформировать (дополнить) сценарные послания или выработать собственную ценностную траекторию.

10. Кто Ваши самые близкие люди в настоящее время?

В чем для Вас значимость отношений именно с этими людьми?

  • Какие люди — семья, проф. окружение, друзья и т. п.
  • Что именно значимо в отношениях с ними?

Успешный способен поддерживать близкие отношения со значимыми людьми, осознает их ценность (не изолирован).

11. Представьте, что у вас есть возможность разговора с человеком из любой страны и эпохи. Кто бы стал этим человеком? Какой вопрос Вы бы ему задали?

  • Направленность в вопросе — каких знаний, информации человеку не хватает?
  • Общая эрудированность.

«Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что не знаю» — успешный человек осознает относительную ограниченность собственных познаний и устремлен к развитию.

12. Кто для Вас самый неприятный человек в мире (кто

Спектр неприемлемых качеств (ценностей) для данного человека.

Успешный человек обладает четким «ценностным фильтром», осознавая

Вопрос

Смысловые единицы

Гипотеза

Ваш антигерой)?

неприемлемость определенных проявлений.

13. Как к Вам относятся люди? Как Вы это переживаете?

  • Направленность отношений других.
  • Собственное к этому отношение.
  • Степень значимости отношения других.

Успешный человек вызывает неоднозначные и часто полярные реакции на себя, но понимает это и не стремится к всеобщему принятию.

14. Были ли в Вашей жизни ситуации, которые Вы не могли изменить? Как Вы справлялись с такими ситуациями? Какой смысл был в проживании этих ситуаций?

  • Что считается «предельными» ситуациями?
  • Собственная направленность в этой ситуации.
  • Содержание вынесенного из ситуации смысла.

Успешный человек способен «раздвигать» границы внешних обстоятельств и выносить собственный смысл даже из ситуаций, изначально предопределенных обстоятельствами.

15. Самое худшее, во что бы Вы не хотели превратить свою жизнь?

Измерения жизни:

Физическое

Социальное

Психологическое

Духовное

Отсутствует навязчивый страх какого-либо конкретного негативного события.

Способность многовариантного планирования.

16. Что является источником Вашей жизненной энергии? Необходимо ли что-то для по-

Успешный человек имеет источники на разных уровнях и знает, как можно их восполнить.

Вопрос

Смысловые единицы

Гипотеза

полнения этого источника(источников)?

17. Что для Вас сейчас самое главное в жизни?

Уровни проявления успешности:

Для себя Для близких Для общества Для человечества

Среди смыслов как ориентированные на себя (подлинность), так и на близких и общество (успешность как вклад в культуру).

18. Каков Ваш

жизненный

девиз?

  • Мотивирующая сила девиза (какой призыв несет).
  • Действенность.
  • Связь со сценарным посланием родителей.

Мировоззренческая основа (ее наличие). Девиз успешного человека способствует достижению им его целей, согласуется с его жизненными желаниями и смыслами.

19.Назовите три Ваших главных желания в настоящее время?

Уровни проявления успешности:

Для себя Для близких Для общества Для человечества

Среди желаний как ориентированные на себя (подлинность), так и на близких и общество (успешность как вклад в культуру).

20. Что Вы ожидаете от будущего?

  • Детальность — размытость образа будущего.
  • Временной диапазон субъективного будущего.
  • Эмоциональная окраска.
  • Степень активности самого человека в сценарии будущего.

Будущее успешного человека осознанно, многовариантно и предполагает активную роль самого человека в реализации желаемых для него событий.

Вопрос

Смысловые единицы

Гипотеза

21. Когда Вам будет 70-80 лет, Вы сможете сказать, что жизнь состоялась, если..? Что может быть Вами сделано, чтобы считать, что жизнь удалась?

  • Содержание — что позволяет считать жизнь состоявшейся?
  • Это уже сделано

или предстоит сделать?

  • Степень осознанности собственных устремлений.

Успешный человек понимает (или стремится понять) свою миссию и предназначение в масштабе всего жизненного пути.