Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
1.1 Понятие организационной структуры
1.2 Виды и типы организационных структур
1.3 Ответственность в организации и делегирование полномочий
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «ПРОЕКТ-СЕРВИС»
2.1 Общая характеристика компании
2.2 Структурно-функциональное устройство ООО «Проект-Сервис»
2.3 Совершенствование организационной структуры управления ООО «Проект-Сервис»
Трудности стали возникать в связи с тем, что при такой структуре предъявляются высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные знания и опыт по всем управленческим функциям и видам деятельности предприятия (подразделения), а также перегрузка его информацией, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями.
Поэтому со временем участники Общества решили преобразовать линейную организационную структуру в линейно-штабную как наиболее подходящую для ООО «Проект-Сервис».
Благодаря линейно-штабной организационной структуре предприятия, осуществляется его бесперебойная работа (см. Приложение 1).
В ООО «Проект-Сервис» применяется именно этот тип организационной структуры управления в связи с тем, что функциональным службам предприятия необходимо осуществлять техническую подготовку оказания услуг, подготавливать варианты решения вопросов, связанных с руководством оказания услуг. При этом они освобождают линейных руководителей от планирования, финансовых расчетов, материально-технического обеспечения и других вопросов.
Возглавляет фирму генеральный директор, он осуществляет общее руководство фирмой, принимает глобальные решения по направлению развития фирмы. Совместно с финансовым директором им рассматриваются вопросы по вложению денежных средств, погашение кредитов, и при необходимости взятие кредитов банка.
Решение по неотложным, обязательным платежам, оплаты налогов, выделения денежных средств на заработную плату работникам фирмы принимает финансовый директор. В его подчинении находятся бухгалтерия и планово-экономический отдел.
Бухгалтерия выполняет различного рода финансовые операции:
– оформление платежных документов (счет-фактур, накладных и др.),
– оформление ПТС (паспорт технического средства),
– составление балансов и прочих отчетов,
– производит расчет и оплату налогов и т.д.
Планово-экономический отдел осуществляет краткосрочное и долгосрочное планирование (месяц, квартал, год):
1) составляет планы по номенклатуре, комплектующим и их количеству и в конечном итоге в сумме;
2) составляет калькуляции на изготавливаемую продукцию постоянного и разового характера;
3) рассчитывает рентабельность предприятия в целом и по различным позициям в отдельности и т.д.
Исполнительный директор решает вопросы, связанные непосредственно с производством, так как при выполнении заказов возникают вопросы различного характера, которые требуют вмешательства различных служб фирмы. В его подчинении находятся главный инженер и начальник производства.
Коммерческую службу, в состав которой входят отдел материально-технического обеспечения, отдел маркетинга и отдел продаж возглавляет коммерческий директор.
Работой с поставщиками и непосредственной доставкой материалов, комплектующих изделий в ООО «Проект-Сервис» занимается служба снабжения.
Для наилучшего выбора поставщиков работники этой службы регулярно составляют конкурентный и конъюнктурный листы, что обеспечивает выбор цены и качества закупочного материала. Это очень важно, поскольку при закупке литья, гидроцилиндров или других комплектующих изделий встречается достаточно большое количество конкурирующих фирм.
Соответственно от цены и качества материала зависит привлекательность производимого продукта.
Отдел маркетинга и продаж занимается организацией продаж и привлечением потребителей: рекламной деятельностью, исследованием рынка не только в Татарстане, но и по всей России, прогнозированием спроса (рассылкой всевозможных исследовательских анкет), разработкой потенциала расширения номенклатуры товаров и услуг на будущее.
Директору по персоналу подчиняются отдел кадров, ОТИЗ (отдел труда и заработной платы) и отдел быта.
Основной целью отдела кадров является кадровое обеспечение деятельности организации.
К его задачам относится:
1) комплектование организации кадрами;
2) формирование стабильно работающего трудового коллектива;
3) создание кадрового резерва;
4) учет кадров и оформление кадровой документации;
5) контроль за дисциплиной труда;
6) обеспечение соблюдения трудовых и социальных прав работников.
Функции отдела кадров разработаны в соответствии с задачами:
1. Для решения комплектования организации кадрами:
а) определяет потребность организации в кадрах на основании представленных структурным подразделениям сведений, определяет источники ее удовлетворения;
б) информирует работников организации об имеющихся вакансиях;
в) осуществляет поиск кадров;
г) проводит собеседования с кандидатами на вакантные должности и вакантные рабочие места, осуществляет отбор и расстановку кадров на основании оценки их квалификации, личных и деловых качеств;
д) осуществляет прием и расстановку принятых работников;
е) организует наблюдение за прохождением работниками испытания, обеспечивает адаптацию новых работников;
2. Для решения формирования стабильно работающего коллектива:
а) разрабатывает кадровую политику и кадровую стратегию организации, системы комплексной оценки работников и результатов их деятельности, системы стимулирования труда;
б) совместно с руководителями структурных подразделений осуществляет перестановки работников;
в) организует проведение аттестации, ее методологическое и информационное обеспечение;
г) готовит документы на поощрение работников и награждение за особо выдающиеся результаты труда и заслуги;
д) осуществляет анализ причин текучести кадров, разрабатывает мероприятия по снижению текучести и обеспечивает их реализацию.
3. Для решения задачи по созданию кадрового резерва:
а) осуществляет планирование деловой карьеры работников, зачисленных в резерв;
б) организует подготовку кандидатов на выдвижение на вышестоящие должности;
в) организует обучение работников, зачисленных в кадровый резерв, их стажировку на соответствующих должностях.
4. Для учета кадров и оформления кадровой документации:
а) оформляет прием, перевод и увольнение работников, поощрение и применение дисциплинарных взысканий, предоставление отпусков;
б) осуществляет учет кадров, оформляет и обеспечивает хранение личных дел, личных карточек работников;
в) выдает справки работникам, копии запрашиваемых работниками документов;
г) заполняет трудовые книжки, обеспечивает их хранение, готовит копии и выписки из трудовых книжек;
д) составляет график отпусков и обеспечивает его выполнение;
е) составляет отчетность по учету кадров и работе с кадрами.
5. Для контроля за дисциплиной труда:
а) осуществляет контроль за соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных нормативных актов;
б) участвует в оформлении или самостоятельно оформляет обнаруженные дисциплинарные проступки;
в) ведет учет нарушений, анализирует причины нарушений дисциплины труда и потерь рабочего времени, разрабатывает мероприятия по их устранению и обеспечивает их выполнение.
6. Для обеспечения соблюдения трудовых и социальных прав работников:
а) рассматривает жалобы и заявления работников по вопросам нарушения трудового законодательства руководителями структурных подразделений, принимает меры к урегулированию споров;
б) контролирует исполнение руководителями структурных подразделений трудового законодательства, локальных нормативных актов организации по вопросам кадровой политики, обеспечивает правильность использования работников в подразделениях организации;
в) обеспечивает предоставление социальных трудовых гарантий работникам организации, предусмотренных трудовым законодательством и локальными нормативными актами организации;
г) осуществляет подготовку документов по пенсионному страхованию, документов, необходимых для назначения пенсий работникам и их семьям, а также представление их в орган социального обеспечения;
Отдела труда и заработной платы (ОТИЗ) выполняет функции:
– соблюдение требований по охране труда и окружающей среды;
– обеспечение военизированной охраной организации;
– разработка систем оплаты труда;
– разработка форм поощрения или наказания персонала и многое др.
Отдел быта выполняет функции:
– организация общественного питания;
– обеспечение здоровья и отдыха;
– организация продажи продуктов питания;
– организация социального страхования.
Принцип структурного деления, лежащий в основе структурно-функционального устройства, адекватен условиям данного предприятия, так как для стабильной работы ООО «Проект-Сервис» необходимо обладать разветвленным аппаратом. Такой принцип деления позволяет оперативно реагировать на изменения внешней среды, так как генеральному директору в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений и планов помогает специализированный аппарат управления.
Существующее структурно-функциональное устройство ООО «Проект-Сервис» в полной мере адекватно применяемым здесь технологическим процессам в связи с тем, что на предприятии прослеживается единство и четкость распоряжений, повышенная ответственность руководителя за результаты возглавляемого им подразделения, оперативность в принятии решений.
Набор реализуемых на предприятии функций не в полной мере обеспечен соответствующим организационным устройством, так как недостатком такой структуры является вопрос о координации деятельности функциональных служб или создании крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными кадрами, имеющими в своем распоряжении компьютерную технику.
Все это приводит к дублированию функций отделом кадров, ОТИЗ и отделом быта:
– между отделом кадров и отделом быта – в части организации социального страхования, обеспечения здоровья и отдыха;
– между отделом кадров и ОТИЗ – в части дисциплинарных проступков работников и наказания за них.
С точки зрения экономичности не целесообразно отделы ОТИЗ и быта разделять на два самостоятельных подразделения, так как объем функций у этих отделов небольшой, а у работников этих отделов значительная часть времени остается не занятой. В сложившихся экономических условиях в настоящее время, когда многие предприятия сокращают своих работников, загруженных в полной мере, функционирование двух дублирующих друг друга подразделений неприемлемо.
В ООО «Проект-Сервис» должностные инструкции разработаны и подписаны не для всех работников предприятия. Некоторые инструкции не отвечают возложенным на отделы функциям. Практически все должностные инструкции в ООО «Проект-Сервис» имеют общий смысл, прямо вытекающий из гражданского и трудового законодательства. В них не прописаны специфические требования, которые предъявляются к конкретной должности.
Должностные инструкции отдела труда и заработной платы, а также отдела быта в ООО «Проект-Сервис» не разработаны. Сотрудники этих отделов работают согласно положениям о соответствующих отделах. В связи с этим возникают вопросы разграничения полномочий и ответственности между сотрудниками этих отделов, что негативно сказывается на работе коллектива.
2.3 Совершенствование организационной структуры управления ООО «Проект-Сервис»
Организационную структуру ООО «Проект-Сервис» следует рассматривать как один из формирующих элементов системы управления, который находится в развитии и постоянно нуждается в качественном совершенствовании, адекватном изменяющимся социально-экономическим условиям, рыночной ситуации, политической обстановке, обновленным бизнес-стратегиям и перспективам производственно-рыночной деятельности.
Основным принципом, определяющим специфику общества с ограниченной ответственностью «Проект-Сервис», является принцип адаптивности предприятия к динамичным условиям рыночной среды во всем многообразии их проявлений.
Реализация данного принципа предусматривает адаптивность организационной структуры к соответствующим целям и задачам, системы управления.
Организационная структура ООО «Проект-Сервис» нуждается в некоторой корректировке.
В настоящее время у предприятия появилась необходимость управления переходными процессами с помощью стратегического планирования. Руководству предприятия следует избрать метод адаптивных изменений (организационной адаптации). Данный метод представляет собой постепенные незначительные перемены, которые длительное время оказывают влияние на основные критерии организации, в данном случае – структуру ООО «Проект-Сервис». Этот метод протекает путем проб и ошибок и является реакцией на происходящие организационные изменения.