Файл: «Невербальные проявления эмоциональных проявлений человека».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 1.

Перечень вопросов стандартизированного интервью.

1

How do you feel today? Как вы себя чувствуете сегодня?

2

How is your appetite? Какой у вас аппетит?

3

Did you have a good sleep last night? Хорошо ли вы спали сегодня ночью?

4

Did you see any dreams last night? Видели вы сны сегодня ночью?

5

How was it dreams like? Что это были за сны?

6

Do you have any body paints? Есть ли у вас сейчас телесные боли?

7

Do you feel tired? Чувствуете ли вы усталость?

8

How is your mood today? Какое у вас настроение?

9

Are you in the mood to do your job today? Есть ли у вас настроение работать?

10

How good is you concentration right now? Хорошая ли у вас концентрация внимания в данный момент?

11

Are you anxious about anything right now? Беспокоит ли вас что-либо прямо сейчас?

12

Are you drowsy now? Испытываете ли вы сонливость?

13

How do you feel about this session today? Что вы чувствуете по поводу сессии сегодня?

На основании психологической литературы по невербальным признакам эмоциональных состояний[29], была разработана схема анализа эмоционального и функционального состояния испытателей. Схема была построена на основании признаков эмоциональных реакций, признаков скрываемой информации и скрываемых эмоциональных состояний[30]. Был подобран ряд признаков, возможных для фиксации при заданном ракурсе съемки и качестве видеозаписывающей аппаратуры. Так, И.П. Пономаревой, Е.Н. Павловой, Ю.М. Жуковым использовались мимические признаки (признаки эмоциональных состояний, улыбки по типу смущения, асимметричность и несвоевременность выражения эмоций на лице, длительность выражения эмоций), паралингвистические и экстралингвистические признаки (учет пауз, речевых ошибок, тона и громкости голоса, скорости речи, междометий, вздохов, кашля); жестикуляция и телодвижения (учет напряженности, количества иллюстрирующих жестов, рассогласований между левой и правой половиной тела, наличие точки фиксации, эмблематических оговорок и манипуляций) и некоторое другое. Фиксация признаков по каждому минутному интервью занимала 15-20 минут. Протокол наблюдения приведен в Таблице 2. В пустых графах бланка рядом с тем или иным признаком наблюдатели-эксперты фиксировали номер вопроса стандартного интервью, при котором была проявлена данная реакция и, при необходимости, кратко фиксировали свои примечания.


В ходе анализа серии интервью и усреднения количества признаков эмоций при ответе на различные вопросы, было выявлено, что каждый человек отличается своим собственным профилем эмоциональных реакций. Само по себе это отличие еще не о чем не говорит: естественно, что разные вещи обладают для разных людей разной значимостью. Однако, если имеем много проб одного и того же испытателя, ситуация значительно упрощается. Если важно определить день, когда состояние человека было значимо отлично от его типичного (среднего) состояния, нам важно уловить любое отличие от среднего профиля. В нетипичный день испытуемый, например, может быть сильно уставшим, невыспавшимся, расстроенным или чрезмерно возбужденным.

Важно даже не столько зафиксировать дополнительные эмоциональные реакции, сколько отметить отклонение от типичного эмоционального профиля. Если человек всегда оживленно реагирует на вопросы о сновидениях, а в какой то день не проявил такой реакции, это может быть само по себе достаточным основанием, чтобы отметить такой день, как нетипичный.

Это особенно важно в связи с тем, что в экстремальных условиях при высокой социальной желательности ответов, люди склонны больше контролировать свои отрицательные эмоции, чем положительные. Однако, даже если испытатель сознательно скрывает свои отрицательные эмоции или плохое самочувствие, то его «выдает» отсутствие типичных для него позитивных реакций. В качестве критерия нетипичности эмоционального состояния испытателя, И.П. Пономаревой, Е.Н. Павловой, Ю.М. Жуковым использовали отсутствие значимой корреляции между количеством признаков, проявленных при ответе на вопросы интервью в данный день со средним для этого испытуемого профилем эмоциональных реакций. Таким образом, по невербальному поведению при использовании видеозаписи можно выделить нетипичные для каждого испытателя дни.

2.2. Результаты эксперимента и апробации методики

Итак, в ходе анализа невербального поведения были выявлены типичные эмоциональные реакции для каждого испытателя (см. Рисунок 1). При ответе на каждый вопрос испытатель демонстрировал комплекс реакций, с течением времени ставший довольно привычным. Например, Испытатель 2 при ответе на вопросы о виденных им снах (№4,5) обычно улыбался (причем зачастую это были асимметричные улыбки и улыбки по типу смущения), у него появлялась асимметрия жестов рук (одна из рук сжималась в кулак при свободной другой руке), либо появлялась «точка фиксации» — сжатые в замок руки. При ответах же на вопросы о телесных болях и усталости (№6,7) этот испытатель практически не демонстрировал никакого эмоционального отклика.


Яркой отличительной особенностью Испытателя 1 было наличие сильной эмоциональной реакции при ответе на вопрос №13 (Каково ваше отношение к сегодняшней сессии?). При ответе на этот вопрос у испытателя появлялись паузы в речи, эмблематические оговорки (пожимание плечами или подбородком), повышался голос по отношению к другим ответам, учащались улыбки (в том числе по типу смущения) и также проявлялось прямое уклонение от ответа («Пожалуйста, не спрашивайте»). Вопросы о сновидениях, столь значимые для Испытателя 2, у Испытателя 1 не вызывали сильного эмоционального отклика.

Таблица 2.

Протокол наблюдения.

Дата_________________________ Оцениваемый _______________________

Визуальное невербальное поведение: мимика.

1. Не объясняемый смех, улыбки по типу смущения, мимическое выражение смущения.

2. Асимметричное выражение эмоций на левой и правой стороне лица.

3. Несвоевременность появления эмоции, слишком внезапное появление или исчезновение мимического выражения эмоции.

4. Длительность, общая протяженность мимического выражения.

Выражение спонтанной эмоции слишком длительно, фиксировано более 5 секунд (особенно около 10 секунд). Исключение – радость.

5. Фальшивая улыбка. Улыбка асимметрична, не сопровождается движением мышц, расположенных вокруг глаз.

Паралингвистика, экстралингвистика

1. Паузы в речи (продолжительные или частые).

2. Речевые ошибки (большое количество междометий, лишние слоги, повторы).

3. Голос в целом выше, чем при ответе на фоновые вопросы.

4. Чрезмерно громкая и быстрая речь.

5. Чрезмерно тихая и медленная речь.

Визуальное невербальное поведение: жестикуляция и телодвижения.

1. Зажатость, общая напряженность. Мало иллюстрирующих жестов, телодвижений, кивков головой, движений ногами.

2. Рассогласование между левой и правой половинами тела. Неравномерное распределение напряжений в теле и несоответствие движений и микродвижений правой и левой половин тела человека. Рассогласование проявляется, например, если в ходе разговора, правая рука человека сжата в кулак и лежит на колене, а левой рукой он активно жестикулирует.

3. Точка фиксации. «Замок» на руках или на ногах.

4. Эмблематическая оговорка. (Жест, противоречащий сообщению, но проявленный во фрагментированной или не привычной позиции – кулаки, выставленные пальцы, пожимание плечами, губами, подбородком).

5. Манипуляции (поправление волос, почесывания, потирание, чесание, прочищение уха и другие подобные действия со своим телом).

Вербальные признаки

1. Рассогласования внутри текста. Рассогласование происходит, если одни слова сообщения противоречат другим. Текст логически противоречив, непоследователен.

2. Оговорки, тирады.

3. Уклонения от прямого ответа на вопрос, оправдания, увертки.

4. Неконкретность сообщения. Отсутствие деталей и подробностей, в случае если постановка вопроса их предполагает. Ответы на вопросы короткие и односложные (при возможности дать развернутый ответ).

5. Просьбы повторить вопрос.

Эксперт ____________


Рис. 1. Сравнение эмоциональных реакций при ответе двух испытателей на вопросы стандартизированного интервью.

В соответствии с описанной выше методикой, для каждого испытателя были выявлены дни, когда их реакция на вопросы отличалась от профиля типичных эмоциональных реакций. Например, для Испытателя 1 такими днями были 12 и 26 января (соответственно 6 и 8 неделя эксперимента). Для Испытателя 2 ярко выраженным нетипичным днем было 14 февраля (11 неделя эксперимента).

В типичном случае при сравнении количества эмоциональных реакций при ответах на вопросы интервью в данный день и среднего количества реакций присутствует высокая положительная корреляция. В нетипичные дни такой корреляции нет. Так для Испытателя 1 корреляция количества эмоциональных признаков со средним 12 января была равна –0,03, а 26 января 0,01. Для испытателя 2 корреляция со средним 14 февраля была равна 0,14. Такое отклонение характеризовалось отсутствием привычного позитивного оживления при ответе на значимые вопросы или присутствием неординарных реакций при ответе на нейтральные ранее вопросы.

Таким образом, И.П. Пономаревой, Е.Н. Павловой, Ю.М. Жуковым удалось зафиксировать нетипичные с точки зрения эмоционального и функционального состояния испытателей дни эксперимента. Верификация методики проводилась по двум направлениям.

С одной стороны, осуществлялось сопоставление данных результатов с данными, полученными по другим психологическим методикам, а также с неформальными самоотчетами испытателей о своем состоянии по ходу эксперимента. В целом было выявлено высокая согласованность, тем более значимая, что анализ по разным методикам проводился разными экспертами.

Принимая во внимание то, что подробные самоотчеты испытателей можно получить только по выходу их из условий изоляции, а анализ видеоизображения, передаваемого непосредственно по ходу записи через компьютерную сеть, доступен практически сразу (необходимо лишь время для передачи сигнала и 15-20 минут для обработки результата экспертом) можно отметить высокую практическую значимость методики определения нетипичного эмоционального и функционального состояния испытателей по невербальному поведению.

Итак, анализ результатов применения методики позволило продемонстрировать ее эффективность. При этом, метод не является громоздким и сложным, как это могло показаться из его краткого описания. Изначально определив профиль типичных эмоциональных реакций для конкретного человека (для чего достаточно 5-7 проб), в дальнейшем можно определить эмоциональные отклонения, не прибегая к громоздкой схеме анализа. Достаточно осуществить первичную диагностику – зафиксировать наличие или отсутствие реакций по нескольким ключевым для этого человека вопросам и перейти к подробному анализу видеозаписи или дополнительным расспросам только в том случае, когда для этого выявлена необходимость.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ситуации общения человек во многом полагается на слова, что во многом связано с чувством контроля. С одной стороны, для речи характерны спонтанность и неподготовленность, однако мы получаем обратную связь относительно смысла и звучания речи, что позволяет продумать, подобрать слова, при необходимости изменить интонацию, темп речи, громкость и высоту голоса и другие речевые параметры, которые поддаются контролю. Контроль же над мимикой и пластикой не всегда возможен.

Невербальные проявления регулируют и во многом определяют взаимопонимание между людьми. Среди других невербальных средств мимика человека занимает особое место, поскольку изменение лицевых мышц практически всегда несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего.

Известно, что помимо спонтанных выражений эмоций (например, внезапный испуг, ярость и другие проявления) человек может управлять своими эмоциональными реакциями, сознательно передавая их окружающим. В этом случае эмоциональные проявления выполняют коммуникативную функцию, выступая в качестве средств невербальной коммуникации.

При всех возможных индивидуальных различиях человек обладает ограниченным репертуаром мимических выражений, которые он может использовать для передачи своего эмоционального состояния. Многочисленные межкультурные эксперименты убедительно доказывают существование шести универсальных эмоциональных проявлений на лице (гнев, отвращение, страх, радость, грусть и удивление), самые последние исследования добавили к ним седьмое - презрение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аббасалиева Р.З. О вербальных и невербальных средствах выражения эмоций // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. -2013. - Т. 26. - №2. - С. 380-385.
  2. Галунов В. И. О возможности определения эмоционального состояния говорящего по речи // Речевые технологии. – 2008. – № 1 – С. 60–66.
  3. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 558 с.
  4. Жабин Д. В. Признаки речи в ситуации стресса: монография. – Воронеж: Издат.-полиграф. центр Воронеж. гос. ун-та, 2008. – 158 с.
  5. Ермакова С. О.Язык эмоций. Как научиться контролировать себя и других. – М., 2006. – 191 с.
  6. Зазыкин В. Г. Психология проницательности. Изд-во: РАГС, 2009. – 117 с.
  7. Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб. «Питер», 1999 – 464 с.
  8. Коврижкина Д.Г. Обучение иностранных студентов выражению эмоций средствами русского языка: продвинутый этап : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. – СПб., 2015. - 23 с.
  9. Козубовский В.М. Общая психология: личность. – Минск, 2008. – 448 с.
  10. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познания. Ростов-на-Дону. «Феникс», 1999. – 608 с.
  11. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971. – 40 с.
  12. Леонтьев В. О.Классификация эмоций. – Одесса: Инновационно-ипотечный центр, 2002. – 84 с
  13. Лисецкий К. С. Психокосметология: теория и практика: на веселом и умном лице красота сохраняется дольше. – Самара: Универс-групп, 2008. – 135 с.
  14. Лютова Д.А. Особенности выражения эмоционального состояния говорящего в процессе коммуникации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. -2011. - № 619. - С. 136-146.
  15. Невербальное поведение и его значение в определении нетипичного эмоционального и функционального состояния человека / И.П. Пономарева, Е.Н. Павлова, Ю.М. Жуков и др. // Модельный эксперимент с длительной изоляцией: проблемы и достижения: Сборник статей / Ред. В.М. Баранова. — М.: Слово, 2011. - C. 180-188.
  16. Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. – М.: ПЕРСЭ: Логос, 2014. – 319 с.
  17. Шишкина Т.С., Вагина В.О. Особенности вербального выражения мимики и жестов // Современные тенденции развития науки и технологий. -2015. -№ 8-5. -С. 83-85
  18. Экман П. Психология лжи. — СПб. «Питер», 1999. – 272 с.
  19. Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с.