Файл: «Невербальные проявления эмоциональных проявлений человека».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
Выбор жеста (из принятых в определенной национальной культуре) обусловливается не только конкретной коммуникативной ситуацией, отношениями между коммуникантами (случайные, официальные, интимные, дружеские и др.), но и личностью исполнителя. Жесты могут многое рассказать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к логическому или художественному типу и т.д.
Таким образом, каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она характеризуется формально-динамическими особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполнения, количество жестов) и содержанием (индивидуальный жестовый тезаурус личности, включающий типичные жесты человека). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут меняться при изменении эмоционального состояния человека.
Любого человека выдают жесты, и очень многие эмоции при неподвижном лице выдают руки. Раскрытые руки ладонями вверх означают искренность, открытость, расстегнутый пиджак — открытость, дружеское расположение.
Руки спрятаны (за спину, в карманы) — чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации. Руки скрещены на груди — защита, оборона. Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-то предмет до побеления суставов) — защита, оборона. Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена вперед или набок, опирается на руку — заинтересованность, внимательное слушание. Человек опирается подбородком на ладонь с согнутыми пальцами, при этом указательный палец вытянут вдоль щеки — критическая оценка. Почесывание подбородка, прищуривание глаз — обдумывание решения. Человек медленно снимает очки, протирает стекла — желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению. Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания — обман. Человек прикрывает рот рукой во время слушания — сомнение, недоверие к говорящему. Человек избегает на вас смотреть — скрытность, утаивание своей позиции. Взгляд в сторону от вас — подозрение, сомнение. Говорящий касается носа или века (чаще указательным пальцем) — обман. Слушающий слегка касается века, носа или уха — недоверие к говорящему. При рукопожатии человек держит свою руку сверху — превосходство, уверенность, признак доминирования. При рукопожатии человек держит свою руку снизу — подчинение. Ноги или все тело человека обращены к выходу — желание уйти. Рука человека находится в кармане, большой палец снаружи — превосходство, уверенность. Пиджак застегнут на все пуговицы — официальность, подчеркивание дистанции.
Человек сидит верхом на стуле — агрессивность. Зрачки расширены — заинтересованность или возбуждение. Зрачки сузились — скрытность, утаивание позиции. Пальцы рук сложены домиком — этот жест имеет одно-единственное толкование — уверенность. Мужчины чаще располагают такой домик на столе, женщины — на коленях.
Если человек прячет руки в карманы, значит, он что-то скрывает, а если сжимает их в кулак, значит, чувствует угрозу, чего-то боится. Классический признак лжи — рука, мелькающая надо ртом или рядом с ним. О неуверенности или страхе говорят такие жесты, как почесывание лба или скрещивание рук за спиной. Вообще, привычка держать руки за спиной говорит о том, что человек отсидел. Привычка держать вытянутыми указательный и безымянный пальцы выдает вора-щипача. Так же выдает криминальное прошлое так называемая «поза орла». Если вы видите, что люди сидят на корточках в «позе орла» и курят, это либо тюремный, либо больничный вариант. В местах заключения и в больницах, особенно психиатрических, курить разрешается только в туалете. Сидеть там не на чем, стоять некомфортно. В результате привычка курить, сидя на корточках, остается на всю жизнь. Невербальные сигналы выдают в толпе маньяков и террористов, если уметь считывать невербальную поведенческую информацию. Так, если человек готовится совершить неадекватный или опасный поступок, это обязательно проявится в его поведении. Выделяют два типа поведения: первый — тоннелизированное поведение. Человек словно идет по тоннелю и ничего не замечает вокруг. Взгляд направлен в одну точку, он не реагирует на толчки и обращения к нему, на вопросы не отвечает или отвечает невпопад. Он явно напряжен и погружен в свои мысли. Второй тип — это нервозное поведение. Блуждающий взгляд, постоянно оглядывается, смотрит себе под ноги. Иногда террористов можно вычислить по несогласованности реакций разных частей тела. Мимику лица можно натренировать и сделать неподвижной, но руки и ноги при этом “живут” своей жизнью. Вот он сидит неподвижно, но авторучка в его руках ломается, ноги себе места не находят. По ногам нервозное поведение можно выявить быстрее всего, так как движение ног труднее всего поддается контролю.
Существует несколько признаков, по которым можно выявить человека в неадекватном состоянии:
1) он старательно избегает визуального контакта, отводит глаза;
2) у него наблюдается внезапное покраснение или побледнение, а также потоотделение, не соответствующее окружающей обстановке; 3) он поминутно прячет руки в карманы, потом вытаскивает их, поправляет одежду, головной убор без видимых причин. В жестикуляции преобладают закрытые позиции, он практически не показывает открытые ладони окружающим; 4) его ноги находятся в постоянном беспрерывном движении. Он притоптывает, шаркает, непрерывно переминается с ноги на ногу; 5) осанка: он горбится, сутулится, старается сделать свою фигуру незаметной, преодолеть открытые места не в одиночку, а смешавшись с какой-нибудь группой; 6) проксемика: нормальная личная зона (45—120 см) у него неадекватно увеличивается, он ото всех шарахается, близко не подпускает никого. И напротив, якобы супруги отчужденно стоят на расстоянии полутора метров друг от друга и не сближаются. Если женщина смущается и постоянно одергивает свою мини-юбку, а ее руки подсознательно пытаются поправить несуществующий платок на голове, вы понимаете, что ее переодели в одежду, которую она не привыкла носить.
Невербалика помогает определить мошенника в толпе. Первым, кто описал типы внешности потенциального преступника, был знаменитый итальянский психиатр XIX в. Ч. Ломброзо. Он является родоначальником антропологического направления в криминологии и уголовном праве. Определить мошенника или жулика в толпе возможно по внешнему виду: у мошенников всегда сверхправильный вид. Для обычного человека они кажутся открытыми, располагающими к себе людьми. А опытный профессионал всегда обратит внимание на то, что они слишком безукоризненны в своей одежде. И эта безупречность должна насторожить. Любой VIP, будь то министр или президент, допускает некоторую небрежность: теребит галстук, почешет нос и т.п., а мошенник — никогда, он всегда начеку.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НЕТИПИЧНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ АНАЛИЗЕ ЕГО НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1. Эксперимент как наиболее эффективный метод исследования невербальных проявлений эмоциональных состояний человека
Наиболее эффективными методами исследования невербальных проявлений эмоциональных состояний являются наблюдение и эксперимент, а также их модификации и дополнения, в зависимости от целей исследования. Наблюдение является самым распространенным и зачастую не требующим сложных технических средств методом. Главной целью наблюдения является описание основных компонентов и взаимосвязи отдельных подсистем невербального поведения. Эксперимент является наиболее сложным, но в то же время плодотворным методом исследования. Отличительной чертой эксперимента является активное участие исследователя, его вовлеченность в процесс, возможность контролировать и даже, при необходимости, изменять условия по ходу эксперимента.
Основными трудностями, с которыми может столкнуться исследователь, являются:
– реактивность испытуемых. Эта проблема связана с тем, что человек не может чувствовать себя естественно, зная, что за ним наблюдают и его изучают.
Реактивность можно снизить проведением незаметных измерений. Это любые измерения поведения, прямые или косвенные, при условии, что субъекты не знают об их проведении. Прямые незаметные измерения включают скрытую видео- или аудиозапись, а также фиксирование событий и их результатов скрытым наблюдателем. Косвенные незаметные измерения направлены на события и их последствия, предположительно вызванные определенным поведением, которое само по себе не наблюдается[25];
– сбор материала. При исследовании речи исследователь может столкнуться со сложностью записи и точности передачи всех особенностей спонтанной речи (фальстарты, самоисправления говорящих, сбои в употреблении грамматических форм и порядка слов, множество «оборванных» отдельных слов, фраз, повторы и т. д.)[26];
– получение чистой эмоции. Крайне редко человек испытывает только одну эмоцию. Чаще всего каждая переживаемая нами эмоция сопровождается какой-то другой (или несколькими), возможно, менее интенсивной эмоцией, но их сочетание может помешать исследователю получить данные по конкретному изучаемому явлению;
– индивидуальные черты коммуникантов. Нельзя делать вывод на основе только одного параметра поведения, так как поведение людей разнообразно и эмоциональные проявления одного будут достаточно сильно отличаться от проявления этой же эмоции другим человеком.
Исходя из целей и условий проведения эксперимента к модели эмоциональных состояний предъявляются следующие требования, согласно которым она должна:
1. Быть легко воспроизводима в смысле возможности получения достаточно большого количества звукозаписей на достаточно большом количестве испытуемых.
2. Позволять получать от испытуемых речевые реакции, необходимые экспериментатору.
3. Позволять получать эмоции широкого спектра.
4. Допускать текущую оценку (или контроль) состояния информанта[27].
Экспериментальное исследование эмоциональных проявлений имеет свои специфические черты, так как объектом исследования являются люди. Для экспериментов в данной области исследования характерно неизмеримо большее количество факторов, влияющих на ситуацию. Сложность определения основных факторов, влияющих на ту или иную ситуацию, является наибольшей трудностью. Это требует от экспериментатора четкого знания факторов, влияющих на тот или иной коммуникативный акт. Это необходимо для внесения необходимых поправок при интерпретации результатов эксперимента.
Несмотря на то, что проявления эмоций в речи изучаются не так давно, в данной области получены определенные результаты, которые можно использовать как базу для дальнейших исследований. Однако все еще существуют определенные малоизученные вопросы, которые вызывают интерес в научных кругах. Например, большую научную и практическую ценность представляет исследование речевых средств маскировки / имитации эмоциональных состояний. Результаты таких исследований могут быть интересны лингвистам, психологам, социологам, юристам, педагогам, дипломатам, политикам и многим другим специалистам, работающим с людьми.
2.2. Методика определения нетипичного эмоционального состояния человека по невербальному поведению
Пребывание человека в составе малой группы в условиях замкнутого ограниченного пространства и социальной изоляции в течение продолжительного времени сопряжено с целым рядом изменений поведения, отражающих специфику индивидуальной и групповой адаптации к измененным условиям жизнедеятельности. При проведении экспериментов, особенно в экстремальных условиях, важными задачами являются обеспечение безопасности испытателей и контроль за их профессиональной и психологической адаптацией к факторам стресса. Важное место занимают сбор и оценка оперативной информации о медико-психологическом состоянии в процессе деятельности членов экипажа. Поэтому в любых экстремальных условиях представляет интерес подбор и отслеживание в динамике наиболее информативных показателей внешнего выражения медико-психологического состояния человека. Особое значение в оценке психического статуса имеет определение внешних выразительных признаков эмоционального и соматического состояния испытателя.
И.П. Пономаревой, Е.Н. Павловой, Ю.М. Жуковым с декабря 1999 года по март 2000 года был проведен эксперимент, в условиях моделирующих изоляции космоса, по выявления нетипичного эмоционального и функционального состояния человека по невербальному поведению с использованием видеозаписывающей аппаратуры[28].
И.П. Пономаревой, Е.Н. Павловой, Ю.М. Жуковым была реализована следующая схема анализа невербального поведения. В ходе регулярных вербальных интервью испытателям задавался ряд вопросов относительно их самочувствия, аппетита, сна, сновидений, беспокойства, сонливости и телесных болей в настоящий момент, усталости, настроения, рабочего состояния и отношения к последующей работе (см. Таблицу 1). Интервью требовало односложных ответов и занимало обычно около полутора минут. Контакт с испытателями осуществлялся через переговорное устройство (сами испытатели находились в условиях изоляции), но все их невербальное поведение фиксировалось посредством видеозаписи, при этом был выбран ракурс видеосъемки в полный рост, позволяющий фиксировать как мимику, так и пантомимику испытателей. С каждым испытателем был проведен целый ряд интервью.