Файл: «Невербальные проявления эмоциональных проявлений человека».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В центре внимания многих наук сейчас находится проблема межличностной коммуникации, которая рассматривается под разными углами зрения. Одной из важных составляющих процесса коммуникации является умение понять друг друга – понять не только на смысловом, но и на эмоциональном уровне. Основой этого служит универсальность эмоций, т. е. тот факт, что основные эмоции являются врожденными и всеобщими. Однако способность распознать чужую эмоцию не является врожденной, а развивается в процессе формирования личности. Пониманию эмоций других людей надо учиться в течение жизни, что делает данную область столь привлекательной для теоретического и практического исследования, а результаты исследования – ценными не только для специалистов, но и для любого человека, которому важно понимать других и себя.

Человека, зачастую, можно понять по его невербальному поведению – это мимика, жесты, поза и т.д. В процессе общения, люди основное свое внимание обращают на невербальные проявления собеседника, именно они выступают показателем индивидно-личностных эмоций человека.

Альбертом Мейерабианом было установлено, что на долю вербальных средств участвующих в передачи эмоций, приходится только 7% от их общего объема, на звуковые средства (тон голоса, интонация звука) – 38%, и на невербальные средства порядка 55%[1]. То есть, невербальные выражения не мене важны, чем вербальные

Объект. Эмоциональные проявления человека.

Предмет. Проявление эмоций человека с помощью невербальных средств выражения.

Цель. Изучение невербального проявления эмоциональных состояний человека.

Задачи:

1. Выполнить теоретический анализ невербальных средств коммуникации.

2. Охарактеризовать эмоциональные проявления человека с помощью невербальных средств.

3. Привести результаты эксперимента по определению эмоционального состояния человека при анализе его невербального поведения.

Методологическая основа исследования складывается из совокупного применения общенаучных и частных методов познания. К первым из них относятся следующие: диалектический метод, метод системно-структурного анализа, формально-логический метод, сравнительный метод, дедукция, индукция, аналогия. К частным методам исследования, применяемым в данной работе, относятся: формальный, сравнительный и т.д.


Применение всех этих методов позволило не только чисто механически аккумулировать обобщенные знания, но и систематизировать их, придать им стройную форму, прийти к определенным выводам.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, посвященных рассмотрению невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, заключения и списка литературы.

1. Эмоции и их выражение

1.1. Эмоции и их виды

Эмоции как явления человеческой психики обычно выступают как объект психологических исследований, различные способы и средства их выражения рассматриваются лингвистами, обучение выражению эмоций средствами изучаемого иностранного языка разрабатывается методистами. В данном параграфе эмоции будут рассмотрены как психические явления, будут выявлены их основные виды.

Ш. Балли писал: «Живая речь во всех своих проявлениях обнаруживает рассудочную сторону и эмоциональную сторону, представленные в очень различных пропорциях в зависимости от душевного состояния говорящего, конкретной ситуации и социальной среды»[2], при этом русской речи, как указывает А. Вежбицкая, присуща высокая степень эмоциональности, ярко выраженный акцент на чувствах и на их свободном изъявлении, высокий эмоциональный накал, богатство языковых средств для выражения эмоций и эмоциональных оттенков[3].

В работах психологов отмечается, что понятие «эмоция» не имеет однозначного определения. Действительно, в психологической литературе эмоции определяются как:

- переживание чувства, отношения человека к окружающему миру[4];

- реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний[5];

- психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида[6].


Опираясь на работы психологов, выделим основные характеристики эмоции как психического явления. Прежде всего, отметим, что необходимо отличать эмоции от настроений и чувств. Так, А.Н. Леонтьев отмечал, что эмоции характеризуются как ситуативные, кратковременные, преходящие переживания, а чувства — как устойчивые эмоциональные образования, «эмоциональные константы»[7]. В.О. Леонтьев уточнил это положение: «…эмоциональные явления весьма различны. Есть слабые легко меняющиеся переживания, которые могут возникнуть по самым незначительным поводам, это настроения. Есть длительные, устойчивые сложные состояния, включающие множество компонент: различного рода знаний, эмоций, намерений. Это чувства, такие как любовь, дружба, ревность, счастье. Есть и собственно эмоции, осознанные состояния, возникающие в результате оценки человеком некоторого события или явления относительно возможности применения этого явления в каких-то своих целях или удовлетворения своих потребностей»[8].

Эти определения указывают на тесную связь эмоций с оценкой поступающей вербальной и невербальной информации, что неоднократно отмечалось и другими учеными[9]. Например, по мнению А. Н. Леонтьева, специфика эмоций как психического явления состоит в том, что в них не отражаются сами явления или предметы объективной действительности, эмоции выражают «оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и к своим проявлениям в них»[10]. Суть этого отношения состоит в выявлении соответствия или несоответствия оцениваемых предметов и явлений потребностям человека.

Таким образом, первой характеристикой эмоции является ее связь с оценкой (оценочность). Эмоция невозможна без оценки ситуации, однако оценка может быть не эмоциональной, а рациональной (интеллектуальной). При этом некоторые ученые указывают, что даже сквозь безэмоционально выраженную оценку пробиваются эмоции[11]. В нейтральных (с точки зрения эмоций) оценочных высказываниях (1) Он подлец и (2) Она умница можно представить себе возмущение или презрение в (1), восхищение — в (2). Радость или огорчение, сопровождающие безоценочные сами по себе высказывания Дождь идет; Саша приехал, обнаруживают положительное или отрицательное отношение говорящего к названному факту, ситуации.


Второй характеристикой эмоции является ее экспрессивность. В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» дается следующее определение: «Экспрессивность (от лат. expressio — выражение) — совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи»[12].

Экспрессия речи усиливает выразительность, увеличивает воздействие сказанного на собеседника, делает речь более яркой. Она достигается путем отбора имеющихся в языке готовых экспрессивных средств (синтаксическая конструкция, порядок слов, особая лексика и др.) либо путем «экспрессивизации» (преимущественно интонационно-звуковой) нейтральных языковых средств. Например, нейтральное высказывание Я очень по тебе соскучился и его экспрессивный вариант — с экспрессивным подчеркиванием каждого элемента и с замедлением темпа речи: Я о/чень по тебе/ соску/чился[13]. Эмоции многообразны (страх, гнев, радость, удивление, возмущение, презрение и т.д.), экспрессия же имеет однозначную интерпретацию — усиление. Эмоция входит в высказывание как новое дополнительное содержание, обогащая, таким образом, общий информативный объем высказывания, воздействует на слушающего своим собственным содержанием. Экспрессия же, как правило, лишь усиливает уже заданный высказыванием смысл.

Третьей характеристикой эмоции является ее субъективность (принадлежность субъекту). Разные люди по-разному могут отреагировать на одну и ту же ситуацию (факт, событие, явление). Человек оценивает окружающую действительность в соответствии с собственными взглядами на жизнь, оценками, не всегда его оценка окружающей действительности совпадает с оценкой собеседника. Как отмечает О.А. Филимонова, со стороны воспринимающего собеседника может быть не только заражение чувством, которое внушается, но и равнодушие к эмоциональному воздействию, а также возникновение другой эмоции, не внушаемой инициатором речи, речевого акта[14]. Реакция человека зависит и от личного отношения к объекту оценки.

Итак, анализ психологической литературы позволяет сформулировать следующее определение эмоции: эмоция — это субъективная реакция человека на взволновавшую его ситуацию (вербальную или невербальную информацию), обусловленная ее оценкой, выражающаяся в виде переживания и во многих случаях обладающая экспрессивностью[15].


В области изучения эмоций существуют некоторые общепринятые положения, например, выделение двух классов эмоций — положительных и отрицательных. Кроме того, многие психологи пользуются списком эмоций, предложенным К. Э. Изардом. В нем выделяются следующие виды эмоций: удовольствие / радость, страх / ужас, гнев / ярость, удивление, интерес / возбуждение, печаль, отвращение / омерзение, счастье, горе / страдание, презрение / пренебрежение, стыд / застенчивость, волнение, досада, обида, смущение, жалость, одобрение, вина / раскаяние, любопытство[16]. В этом перечне использование двух слов для обозначения конкретных эмоций показывает степень интенсивности эмоции (страх — средняя интенсивность, ужас – высокая интенсивность). Такие же виды эмоций выделяют и другие психологи[17].

Эмоции выражаются с помощью определенных способов и средств. Перейдем к их рассмотрению.

В повседневной жизни каждому человеку приходится сталкиваться с различными ситуациями, которые, так или иначе, отражаются на его психологическом состоянии, иногда способствуя образованию депрессии или аффекту сознания. В качестве своеобразной защиты психики человека выступают невербальные проявления эмоций, с помощью которых он способен объяснить обществу свое настроение и дает возможность понять, как с ним необходимо общаться.

Экспертами-исследователями психологии было выделено шесть основных вариаций эмоционального состояния человека, которые классифицируются на позитивные и негативные, исходя из личностного восприятия окружающего мира.

Охарактеризуем их подробно.

Радость. Психофизическое состояние человека, в процессе которого можно наблюдать повышенную энергичность, заинтересованность в чем-либо, а также индивидуальное совершенствование, что выражается в физическом и духовно-нравственном направлении. Психологическими исследованиями доказано, что проявление радости способствует достижению успеха в трудовой и семейной деятельности человека, а поэтому психологами рекомендуется не сдерживать радостные эмоции, а искренне радоваться любому приятному событию.

Печаль. В отличие от предыдущей эмоции — радости, печаль приводит к проявлениям пассивности, негативному восприятию жизни, и даже способна толкнуть на суицидальную склонность. Удерживать в себе такие проявления эмоций категорически запрещено, т.к. грустное настроение способно привести к физическим недомоганиям (головная боль, расстройство желудочно-кишечного тракта и т.д.).