Файл: «Невербальные проявления эмоциональных проявлений человека».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гнев. Относится к экспрессивному состоянию человека, способному разрушить психологическое равновесие. Проявляется в виде агрессии, повышенного голоса и физической активности. Человек, под действием злости и гнева способен разрушать, уничтожать, бить и т.д. Если, например, под руку попадется мебель, то под действием гнева она может быть разрушена, как и другие окружающие человека предметы. Зачастую такое поведение сопровождается состояние аффекта, при котором может наблюдаться временная амнезия, помутнение разума или неуравновешенность действий.

Страх. Эмоциональное поведение человека, которое сфокусировано на определенном факторе, который определенным образом влияет на его психологическое равновесие, а так же способствует сердечнососудистым недомоганиям, т.к. страх регламентируется нервной системой и человеческим подсознанием.

Удивление. Значительно короткая, во временном соотношении, эмоция, в отличие от всех предыдущих, которая вызывает своеобразную заторможенность сознания. Проявление эмоции удивления сопровождается резким движением тела человека, расширенными зрачками и сфокусированным вниманием на каком-то определенном объекте.

Стыд. Результативная эмоция человека, что основывается на сознательном восприятии личностного поведения. Вызывает повышенное кровообращение с последующим покраснением лица, физическую пассивность и контрольное пересмотрение своей самооценки, в зависимости от сложившейся ситуации.

Необходимо сказать, что разные люди проявляют эмоции по разному. В этом случае говорят о такой личностной характеристике, как эмоциональность. Чем больше способен человек выражать свои эмоции посредством мимики, жестов, голоса и двигательных реакций, тем больше у него выражена эмоциональность. В то же время, отсутствие внешнего проявления эмоций совсем не говорит об их отсутствии, т.к. человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может привести к длительному психическому напряжению, которое отрицательно повлияет на состояние здоровья.

Люди различаются также и по степени эмоциональной возбудимости: одни способны эмоционально реагировать на самые слабые раздражители, другие — только на очень сильные. Тут можно вспомнить распространенные и не совсем правильные представления о вспыльчивых южанах и невозмутимых жителях северных стран. Кроме того, одни люди склонны частому переживанию положительных эмоций, другие — отрицательных.

Имеются несколько основных признаков, по которым можно определить психофизическое состояние человека, с которым ведется беседа.


Характер голоса. Определенная окраска голоса, так например, повышенная интонация или наоборот, тихая речь выдает эмоциональное состояние человека.

Ритмичность. Физические действия также являются определительным фактором психологического поведения людей. Активная деятельность символизирует позитивные эмоции, а малоподвижный образ жизни выражает негативное восприятие общества.

Мимика. Помимо глаз, которые однозначно рассказывают окружающим эмоциональное состояние человека, психологическое настроение выдает мимика лица, выражающаяся в улыбке, сформированных фигурах бровей и в вариациях сжатия губ.

Рассмотрим подробно способы выражения эмоций человека при помощи невербальных проявлений.

1.2. Способы выражения эмоций человека с помощью невербальных средств

Существуют вербальные и невербальные способы выражения эмоций.

Вербальное выражение эмоции – это выражение эмоции в речи при помощи языковых средств (лексических, грамматических, интонационных). Вербальный способ выражения эмоции представляет собой типовое эмотивное высказывание.

Невербальное выражение эмоции — выражение эмоции с помощью мимики, жестов и пантомимики (движений тела). Невербальный способ выражения эмоции представляет собой соматическое движение или комплекс движений, воспринимаемые как показатели тех или иных эмоций. Приведем примеры.

Невербальный язык появился у человека намного раньше словесного и в отличие от него обладает уникальным свойством — интернациональностью. По мнению В.Г. Зазыкина, все основные эмоции (удовольствие, радость, страх, гнев, горе, удивление, отвращение и др.) у многих народов выражаются и воспринимаются практически одинаково[18]. Подобной точки зрения придерживается и К. С. Лисецкий, утверждающий, что экспрессивные проявления шести основных эмоций – счастья, гнева, печали, удивления, отвращения и страха – универсальны и не зависят от культуры. Все люди одинаково используют мышцы своего лица при переживании указанных основных эмоций[19] .

Невербальные средства выражения эмоций находятся в тесной связи с вербальными единицами, помогая человеку выразить свое настроение, отношение к собеседнику или окружающему миру, поддерживать контакт с собеседником при общении.

Изучением невербальных средств выражения эмоционального состояния человека занимаются такие научные дисциплины, как физиогномика и кинесика. Физиогномика связана с определением типа личности человека и его душевных качеств, исходя из анализа характерных особенностей строения лица и его выражения. Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения человека), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний[20].


1.2.1. «Многоречивая» мимика человека

Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Каждое выражение лица — это сокращения многих лицевых мышц. Таким образом, эмоциональные проявления человека складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций.

Мимику можно анализировать не только по ее произвольным и непроизвольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тонусу, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, т.е. по отдельным зонам — лоб, рот, глаза — и в целом.

Мимическая характеристика личности может складываться из таких параметров как сильная — слабая мимика, неопределенная — красноречивая мимика, беспорядочная — гармоничная мимика, стереотипная — индивидуальная мимика, а также с учетом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы. Перечислим типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных у представителей всех народов и культур)[21].

1. ГНЕВ: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, животная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очеловеченное проявление этого чувства.

2. ПРЕЗРЕНИЕ: бровь приподнята; лицо вытянуто; голова приподнята, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; рот закрыт, уголки губ опущены; глаза тусклые и сужены.

3. СТРАДАНИЕ: брови сведены; глаза тусклы; а внешние углы губ несколько опущены; лицо застывшее.

4. СТРАХ: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщины; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.

5. УДИВЛЕНИЕ: поднятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.

6. РАДОСТЬ: губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот закрыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.


7. СТЫД: желание спрятать лицо, закрыв его руками или обратив его книзу или в сторону, глаза у стыдливого человека устремляются в сторону или подвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда[22].

Весьма выразительны в мимической палитре губы и брови. Только они могут подтвердить или опровергнуть то или иное впечатление от собеседника. О защите в форме гнева или злобной ярости говорят щелеобразно в обе стороны растянутые губы, сжатые и обнаженные зубы, одновременно с этим шипящее дыхание ш-ш-ш. При сильном удивлении рот открывается максимально. Часто сопровождается выпученными глазами, которые, не понимая, смотрят на причину удивления.

Если уголки рта оттянуты вниз с напряжением, то это активная поза отвращения, издевки, зависти, недоброжелательности. Если поджатые губы напряжены, сжаты, то так выражается бессильный гнев. Фиксировано скривленный в одну сторону рот говорит о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению. Наморщивание носа усиливает выражение отвращения, недовольства, неприятного ощущения, противоречивости.

По разному можно интерпретировать смех человека. В смехе может выявиться глупость, пошлость, презрение, ненависть, насмешка, злорадство, смущение, фальшь и т.п. Чем свободнее и непринужденнее кажется улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости. Для выражения различных чувств человек активно использует брови.

Наморщенные брови обычно выражают гнев, напряжение, критику, неудовольствие, бешенство и потрясение. Брови в виде выпуклого полумесяца выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой — радость, удовольствие.

В своем исследовании П. Экман говорит о микровыражениях и микрожестах и о том, что «лицо непосредственно связано с областями мозга, отвечающими за эмоции, а слова — нет. Когда что-то вызывает эмоцию, мышцы лица срабатывают непроизвольно. Люди могут научиться воздействовать на эти выражения и более или менее успешно скрывать их. Но для этого необходимы усилия и постоянная тренировка. Первоначальное выражение лица, появляющееся в момент возникновения эмоции, не выбирается специально»[23]. В работе «Узнай лжеца по выражению лица» П. Экман и У. Фризен исследовали выражения лица, характерные для эмоций радости, печали, удивления, страха, гнева и отвращения, а также 33 различных сочетания этих эмоций. Исследователи условно разделили лицо на три области, способные двигаться независимо от остальных (брови – лоб; глаза — веки и переносица; нижняя часть лица, включая щеки, рот, большую часть носа и подбородок), и на основании сочетаний выражения этих областей составили «Атлас» лица, который с помощью фотографий отображает каждое из универсальных выражений эмоций, причем одной эмоции соответствует большое количество выражений лица. Также авторы дают характеристику микровыражений — выражений лица, которые появляются на лице в динамике, часто в движениях лица при разговоре, непосредственно в момент возникновения эмоции и длятся от 1/5 до 1/25 секунды. В работе представлена методика распознавания как явно демонстрируемых, так и маскируемых эмоций по выражению лица, с упражнениями, которые помогут овладеть данной методикой[24].


О чем говорят позы и жесты

Язык жестов также богат на способы выражения человеком самых разнообразных эмоций и значений, например, оскорбления, враждебности, дружелюбия или одобрения по отношению к другим. Большинство людей используют в процессе общения жесты и язык тела в дополнение к словам.

Многие жесты используются людьми подсознательно. По физической природе жесты делятся на головные и мануальные (ручные).

Мануальные жесты подразделяются на жесты, которые выполняются одной рукой или двумя руками, и жесты, различающиеся по активно используемой части руки (кистевые, локтевые, пальцевые, плечевые, смешанные).

По характеру воздействия на адресата жесты делятся на:

визуальные;

визуально-акустические;

визуально-тактильные;

визуально-акустическитактильные жесты.

Основными являются визуальные жесты, поскольку реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную.

Например, кивок головой в знак согласия значительно опережает словесный утвердительный ответ.19 В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических систем — жесты-знаки и жесты-сигналы.

Жесты-знаки — это преднамеренно воспроизводимые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо восприятие и предназначенные для передачи информации.

Жесты-сигналы непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хотя и имеют значение для опытного наблюдателя).

Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дактилологические и конвенционные.

Натуральные жесты (естественные и потенциально естественные) употребляются в обыденном общении совместно с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специального обучения.

Конвенционные жесты (условные, символические) относительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и требуют специального обучения. К таким жестам относятся, например, тайный язык жестов кочевых народов, язык жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы профессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортивных судей, дирижеров, водолазов, строителей, военных и т.д.).

Дактилологические жесты — своеобразная форма речевого общения, воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку.

Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии.