Файл: Способы усыновления и удочерения детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Конституция РФ, принятая в 1993 году, регулирует отношения в сфере гражданства. Существует много способов приобретения гражданства, и один из них это по принципу крови, когда один из родителей является гражданином Российской Федерации. Я углубила данную тему и подняла такой вопрос как усыновление иностранных детей.

Тема данной курсовой работы без условно- актуальна, потому что в РФ все больше происходит случаев усыновления гражданами нашей страны иностранных детей.

Исходя из статистических данных министерства науки и образования число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2017 г. является 50,2 тыс. человек, из них гражданами РФ было усыновлено около 38% российских детей и 19% иностранных детей, а именно в 2016 году областными и равными им судами было окончено 450 дел о международном усыновлении, из них с вынесением решения рассмотрено 433 дела (с удовлетворением требования - 430 дел, с отказом в удовлетворении требования - 3 дела, производство по 6 делам о международном усыновлении было прекращено, а 11 заявлений оставлены без рассмотрения).

При этом следует отметить, что количество дел об усыновлении детей российскими гражданами остается стабильно высоким.

Так, в 2016 году с вынесением решения районными судами рассмотрено 12 844 дела по заявлениям граждан Российской Федерации об усыновлении детей, из которых с удовлетворением требования - 12 725 дел, что в 29,6 раза больше, чем за этот же период рассмотрено с удовлетворением заявления дел о международном усыновлении детей (430 дел).

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов процедуры усыновления иностранных детей, постановка проблем и решение их.

В ходе написания были поставлены следующие задачи:

- дать понятие способам усыновления;

- дать понятие международному усыновленю;

-проанализировать основные этапы процедуры усыновления;

- рассмотреть эти этапы;

- привести практику;

Объект исследования в настоящей курсовой работе - комплекс общественных отношений, возникающих в сфере института усыновления, опеки и попечительства детей.

Предметом исследования, в моей работе, выступают этапы усыновления, а также проблемы их практической реализации.

Глава 1. Способы усыновления и удочерения детей

Семейное законодательство РФ признает три формы семейного устройства детей:


1. усыновление (удочерение),

2. опека (попечительство),

3. приемная семья.

Усыновление.

Родители дают малышу свою фамилию, оформляются все документы, которые подтверждают, что ребенок их родной. Тем самым они берут на себя полую ответственность за дальнейшее воспитание, образование и содержание теперь уже своего малыша. Усыновление устанавливается на основании решения суда. Важно помнить, что здесь никаких временных или пробных вариантов быть не может — это фактически равносильно рождению собственного ребенка.

Опека или попечительство.

В этом случае опекуны имеют все права родителей, то есть занимаются воспитанием, обучением и содержанием ребенка, а также несут за него полную ответственность, пока ему не исполнится 18-лет. При этом в документах указано, что вы опекун, а не родитель. К примеру, опекунами часто становятся ближайшие родственники ребенка, в случае смерти его родителей. Опека устанавливается на основании постановления главы города.

Приемная семья.

Это один из наиболее простых способов воспитания приемного ребенка. При этом семья может воспитывать одного или сразу несколько приемных детей и получает за это денежное вознаграждение. Все обязанности и права приемных родителей и ребенка прописываются в договоре с органами опеки, также определяется срок, в течение которого приемные родители обязуются воспитывать ребенка.

Временное устройство и передача детей в семью.

Этот способ значительно отличается от вышеперечисленных. Суть в том, что детские дома на какое-то время дают другим семьям принимать участие в воспитании детей-сирот. Делается это для того, чтобы помочь ребенку психологически — то есть исключительно для развития в нем нравственных и семейных ценностей. В этом случае ответственности за ребенка меньше, но и прав в отношении него соответственно тоже.

Тут учитываются и пожелания самого ребенка — хочет он проводить время с конкретной семьей или нет. Как правило, временно отдают в семью уже больших детей — возраст, когда ребенок к этому готов, определяют в детдоме. Кроме того, братьев или сестер из одного детдома воспитывают вместе.

Временная семья имеет права забирать ребенка на определенные часы или дни (график определяют в детдоме), выезжать с ним на отдых по путевке, гулять, водить в театр, кино и т.д. При этом дети всегда должны держать связь с воспитателями из детдома, также запрещено вывозить детей за границу и оставлять с другими людьми. Все остальные условия оговариваются индивидуально.


Основное отличие между этими формами состоит в том, что по своему правовому статусу усыновленный ребенок приравнивается к родственнику по рождению, поэтому с момента усыновления он перестает считаться ребенком-сиротой или ребенком, лишенным родительского попечения.

А после передачи под опеку или в приемную семью ребенок сохраняет свой статус, а также органы опеки имеют право осуществлять контроль за условиями его воспитания, у ребенка сохраняется право социальных выплат и льгот, полагающихся детям-сиротам (включая льготы и выплаты по достижении 18 лет).

Между опекой и приемной семьей много общего (приемной семьей становятся опекуны, которые заключают договор о приемной семье, подробнее об оформлении опеки/попечительства и приемной семьи).

Будущие замещающие родители часто отмечают разницу в объеме социальной поддержки опекунам и приемным родителям (вторые получают дополнительно вознаграждение за свой труд) и в количестве детей, которые могут быть приняты под опеку или в приемную семью. При этом все остальные права и обязанности опекунов и приемных родителей совершенно идентичны.

Дело в том, что изначально приемная семья задумывалась, как профессиональная – т.е. подготовленная к воспитанию детей с непростыми потребностями и особенностями. Поэтому и предполагалось дополнительное вознаграждение за труд приемного родителя и возможность принять большее количество детей. Однако, на практике приемные родители специальной подготовки и поддержки так и не получили. Поэтому по большинству признаков приемная семья полностью идентична опеке (попечительству), кроме двух пунктов, упомянутых выше.

Временная передача ребенка на воспитание в семью («гостевой режим») не является формой семейного устройства. Это способ дать возможность кандидатам и ребенку-сироте школьного возраста пообщаться вне организации для детей-сирот. Также это «окно в мир» и возможность социализации для тех детей-сирот старшего возраста, кого замещающие родители готовы принять на время каникул или выходных, но не постоянно.

Принять ребенка на гостевой режим можно либо по «полноценному» заключению о возможности быть усыновителем (опекуном, приемным родителем), либо по специальному заключению о возможности именно временной передачи, которое выдается на основании справки об отсутствии судимости и медицинского заключения. Решение о временной передаче ребенка в конкретную семью принимает не суд и не органы опеки и попечительства, а руководитель организации для детей-сирот.


Помимо чисто семейных, существуют и семейно-профессиональные формы воспитания детей-сирот – например, патронатная семья или детский дом семейного типа. Поскольку эти формы предполагают более высокий уровень профессиональной подготовки замещающих родителей, общее количество принимаемых детей обычно больше, чем при опеке или в классической приемной семье.

Требования к приемным родителям и опекунам.

Любая семья, которая решилась взять на себя ответственность усыновить или воспитать приемного ребенка, если это не его близкие родственники, должна пройти специальную подготовку. Это своего рода курсы для родителей, где с взрослыми беседуют психологи и педагоги. По окончанию «школы» выдают документ. Это условие обязательно для всех, независимо от способа воспитания приемного ребенка.

Обязательным также является жилплощадь и наличие всех условий в доме или квартире, для проживания ребенка, что проверяет комиссия. Кроме того учитываются нравственные и личные качества опекунов — могут ли они подать ребенку положительный пример. Органы опеки обращают внимание и на то, какие отношения складываются между членами семьи, куда хотят принять ребенка.

Ситуации, в которых запрещается усыновлять или брать на воспитание ребенка.

Приемными родителями не могут стать те, кто уже был лишен родительских прав или брал на воспитание ребенка, но с обязанностями не справился. Детей не отдают хроническим алкоголикам/наркоманам, судимым за тяжкие преступления, и за любые преступления против детей. Кроме того, в России запрещено воспитывать приемных детей в однополых семьях. Также поводом для отказа в усыновлении или опеке может стать физическое состояние, например инвалидность и психическое расстройство или тяжелое заболевание, такое как рак и туберкулез.

1.1. Международное усыновление

Изучение проблемы проводилось с учетом таких законодательных актов и нормативных документов, как: Семейный кодекс Российской Федерации от 29 де-кабря1995 г. № 223-ФЗ, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ, Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Изучая литературные источники и статистические данные, я пришла к выводу, что лидерами по международному усыновлению российских детей являются страны: Франция, Испания, Италия. Мною были проанализированы данные начиная с 1999 г., которые включают в себя общее количество детей, усыновленных российскими и иностранными гражданами в течение 21 года. Из проанализированных данных можно увидеть отрицательную динамику по усыновлениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как российскими, так и иностранными усыновителями. Начиная с отчетного периода, прослеживается достаточно высокий показатель: свыше 14 тыс. усыновленных детей российскими гражданами и свыше 2 тыс. иностранными гражданами.


Усыновление иностранными гражданами росло с 1993 по 2004 г., однако затем пошло резкое снижение данного показателя и в 2014 г. усыновлено иностранцами всего 1 038 детей, причем более половины этих детей — 576 приемным родителями из Италии.

В Иркутской области в региональном банке данных о детях на 1 января 2016 г. содержатся сведения о 3 579 детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей (далее — дети-сироты). По сравнению с 2015 г. численность детей-сирот в региональном банке данных о детях сократилось в 1,3 раза (25,6 %). Основной причиной сокращения является увеличение числа детей, переданных на воспитание в семьи. Необходимо отметить тот факт, что благодаря комплексной работе социальных учреждений Иркутской области уровень социального сиротства и отказов от новорожденных детей по области постепенно снижается.

Из анализа сведений, содержащихся в государственном банке данных о детях, следует, что из 3 579 детей, подлежащих устройству на воспитание в семьи, 499 детей могут быть устроены только под опеку (попечительство) (12,5 %), из них 122 ребенка, родители, которых находятся в местах лишения свободы на длительные сроки и написавшие заявления о невозможности передачи детей в семьи посторонних граждан, преимущественно это дети до 13 лет.

Итальянская система усыновления и семейного устройства одна из лучших в мире. Лучше американской. Итальянцы — хорошие родители, как правило. У них хорошие традиции, трепетное отношение к детям».

Кроме дороговизны, международное усыновление в Италии еще и очень длительный и хлопотный процесс. Иногда ожидание ребенка может затянуться и на несколько лет. Еще один важный момент усыновления по-итальянски — это желание приемных родителей не делать тайны из усыновления, готовность не только рассказать детям об их происхождении, но и поехать вместе с ними на поиски их биологических родителей. Пока дети подрастают, многие родители стимулируют их интерес к изучению культуры и языка родной страны, а позднее, уже с подростками, отправляются на поиски корней.

Французские усыновители русских детей считают, что самое главное — не отрывать усыновленного ребенка от его национальных корней, поэтому французы начинают говорить на русском языке, читают русские сказки и изучают, как надо праздновать православное Рождество. Французы обосновывают выбор детей из России разными обстоятельствами. У одних французских усыновителей он связан с культом России, с ее великой культурой, с тягой к славянскому миру, к славянской душе, у других выбор обоснован тем, что между Францией и Россией исторически развивались дружеские отношения, способствовавшие лучшему взаимопониманию и, наконец, часто это обусловлено тем, что российский закон до недавнего времени не препятствовал усыновлению детей одинокими женщинами. (В июле 2013 г. российское законодательство изменило закон, касающийся иностранных усыновителей, и одинокие родители больше не имеют право усыновлять детей). Во Франции юридически это также возможно, но по факту усыновление французскими одинокими женщинами французского ребенка — редкость, так как количество французских семей, желающих усыновить ребенка, сильно превышает количество французских детей, подлежащих усыновлению (с 2002 по 2012 г. 3 600 русских детей были усыновлены во Франции), соответственно, приоритет отдается полноценным семьям. Подача анкеты на усыновление российского ребенка часто делается при помощи общественной французской ассоциации. Цели ее не только сопровождать юридически, административно и психологически будущих родителей в составлении анкеты, в общении с разными административными органами России и Франции, с детскими домами, в организационных вопросах после усыновления, связанных с выездом из России родителей с ребенком; но также и помогать советами, основанными на опыте уже усыновивших родителей, по адаптации ребенка к новой семье, к французской среде, школе.