Файл: Способы усыновления и удочерения детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить, что целые регионы с 2014 г. полностью отказались от иностранного усыновления: Белгородская, Брянская, Ивановская, Костромская, Курганская, Курская, Магаданская, Мурманская, Оренбургская, Пензенская, Псковская, Самарская, Сахалинская, Тюменская, Ульяновская области, Краснодарский край, Мордовия, Алтай, Хакасия, Тыва.

Учреждения Иркутской области, из которых иностранные граждане усыновляют детей-сирот, осуществляют свою работу в направлении международного усыновления только с аккредитованными агентами. Такими, как: Представительство Союза «Эльтерн-Кинд-Брюкке Е.Ф.» в Российской Федерации Берит Беате Хаас (Германия). Представительство Ассоциации Института семьи Тена (Испания) в Российской Федерации Мария де лас Мерседес Арройо Альварес. ААА Ассоциация по усыновлениям Алфабето Онлус» (Италия) в Российской Федерации Mauro Moskoni. Представительство ассоциации «Анфанс Авенир» (Франция) в Российской Федерации. Представительство Ассоциации «Ло Скоиаттоло.

Одним из возможных методов изучения проблем и перспектив развития международного усыновления в Российской Федерации, может стать метод SWOT-анализа. SWOT-анализ проблем и перспектив развития международного усыновления в Российской Федерации

Сильные стороны:

1. Высокая степень социальной значимости результатов международного усыновления.

2. Международное усыновление является широко распространенным способом защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, во всем мире.

3.Международное усыновление (удочерение) производится только в интересах ребенка и при соблюдении его основных прав, признанным международным правом.

4. При отсутствии российских усыновителей или родственников, желающих усыновить ребенка, у него есть возможность обрести семью зарубежом.

5. Взаимодействие с общественными организациями, центрами волонтеров, организациями, оказывающими помощь в вопросах международного усыновления

Слабые стороны:

1. У большей части населения существует стойкая негативная установка на предоставление возможности иностранным усыновителям принимать в свои семьи российских детей.

2. Международное усыновление проигрывает российскому потому, что при таком усыновлении ребенок воспитывается родителями совершенно незнакомого этнического и культурного фонда.

3. Имеются случаи жестокого обращения с детьми, усыновленными иностранными гражданами.

4. Несовершенство законодательной базы

Внешние возможности:


1. Возможность передачи ребенка на усыновление иностранцам в случае, если для него не могут быть найдены российские усыновители в пределах предусмотренного срока. 2. Реализовать право ребенка жить и воспитываться в семье, а иногда даже и спасти ему жизнь без функционирования института международного усыновления не представляется возможным.

3. Высокая заинтересованность российскими детьми у иностранных усыновителей.

4. Отмена усыновления с иностранным элементом невозможна с правовой точки зрения, поскольку Россия является участницей ряда международных договоров, также это будет противоречить российскому законодательству, и интересам детей в частности

Возможные угрозы:

1. Недостаточный уровень информационной освещенности о вопросах международного усыновления;

2. Нет действенных мер, направленных на осуществление надзора в отношении усыновленных детей иностранными гражданами

3. Значительное число международных двусторонних договоров по вопросам международного усыновления не содействует четкой регламентации процесса усыновления с иностранным элементом

По результатам, полученным с помощью SWOT-анализа, необходимо сделать следующие выводы. Не смотря на протестные мнения общественности в Российской Федерации институт международного усыновления будет развиваться, поскольку Россия является участницей ряда международных договоров, а отмена усыновлений будет противоречить российскому законодательству, и в частности интересам детей. Существует, по моему мнению, больше внутренних сильных сторон и внешних возможностей у развития института международного усыновления в России, нежели внутренних слабых сторон и внешних угроз. Высокая степень социальной значимости результатов международного усыновления проявляется в том, что порой у детей нет возможности реализовать свое право ребенка жить и воспитываться в семье в России, функционирование института международного усыновления в ряде случаев решает эту проблему.

Также, для изучения темы применим метод вторичного анализа данных. Данные для анализа были взяты с официального сайта Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). «ВЦИОМ представляет данные об отношении россиян к усыновлению детей-сирот иностранными гражданами, полученные в рамках исследования «Отношение российского общества к проблемам детской беспризорности и безнадзорности, детей-сирот: актуальность и основные направления их решения»6. Данный опрос был проведен впервые в 2005 г., далее в 2010 и 2013 гг. Проведем сравнительный анализ общественного мнения, как оно изменялось на протяжении 8 лет, учитывая, что за это время произошли ряд событий, которые напрямую или косвенно повлияли на мнение респондентов (закон Магнитского, закон Димы Яковлева, широко освещенные в СМИ случаи жестокого обращения с приемными детьми из России и т. д.). Всероссийские опросы ВЦИОМ проведены трижды. «Опрошено, соответственно от 1 592 до 1 600 чел. в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %».


Приведенные данные опросов показывают противоречивую ситуацию, которая сложилась вокруг международного усыновления. Получается, что большинство российских граждан не желают принимать в свою семью приемных детей, хотя знают, что количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приняло угрожающие масштабы. Общественное мнение изобилует негативными установками к международному усыновлению, апеллируя к тому, что его надо запретить по разным причинам, начиная от того, что генофонд нации ослабеет (хотя количество усыновленных иностранными гражданами детей такое мизерное) до причин боязни, что наших детей усыновляют «на органы», избивают, насилуют, убивают и др. Хотя количество пострадавших детей от рук приемных родителей в России в сотни раз выше! Импонирует тот факт, что все-таки есть граждане, которые положительно относятся к международному усыновлению, отмечая, что если ребенка не берут российские приемные семьи, то почему нельзя позволить взять его приемной семье из-за рубежа? И вообще не имеет значение кто усыновляет ребенка, главное, чтобы ребенок-сирота обрел семью, а в ряде случаев международное усыновление спасает ему жизнь, так как приемные родители заботятся о его здоровье и тратят огромные деньги на лечение. Безусловно, иностранное усыновление как любая другая форма устройства ребенка на воспитание требует совершенствования, в том числе мер ответственности и контроля на международном и национальном уровнях. Необходимо:

— принятие мер по улучшению работы органов опеки и попечительства;

— повышению требований к лицам и организациям, участвующим в процессе усыновления;

— тщательному отбору кандидатов в усыновители, проведению их психологического тестирования, полной информированности кандидатов в усыновители о состоянии здоровья и психике усыновляемого ребенка;

— неукоснительному соблюдению при усыновлении детей российского законодательства.

1.2. Усыновление иностранных детей гражданами РФ. Этапы процедуры усыновления

Требования к кандидатам, которые изъявили желание усыновить иностранного ребенка.

Первым и основным моментом на пути принятия ребенка в свою семью становится убеждение в том, что лицо соответствует всем требованиям, которые предъявляются к кандидату. Если говорить о процессе международного усыновления, то в данной ситуации гражданин РФ должен подходить под все параметры, которые указаны в национальном законодательстве.


В соответствии с нормативно – правовыми актами к кандидатам на международное усыновление устанавливаются следующие требования:

-пара должна оформить брак не позднее чем за три года до подачи заявления на усыновление;

-люди, которые состоят в браке менее трех лет, но при этом проживали вместе как семья общей продолжительностью необходимого срока имеют право на усыновление детей;

-семейная пара должна проживать совместно;

-кандидаты в усыновители в обязательном порядке должны иметь все моральные качества и материальные средства для воспитания и содержания ребенка.

Если говорить о возрастных категориях, то нормативно – правовыми актами имеются определенные ограничения по данному критерию. Так, сегодня необходимо соблюдать разницу в возрасте между ребенком и кандидатом в его родители. Она должна превышать восемнадцать лет, но не быть более сорока пяти лет в том случае, когда принимает в семью один человек и пятьдесят пять – если пара состоит из двух супругов.

То есть, согласно данному принципу, лицо, которому исполнилось 20 лет имеет право на усыновление ребенка до двухгодовалого возраста.

Но из данного правила есть исключение. Так, законодательством разрешается не соблюдать такие возрастные ограничения в том случае, когда в семью принимаются братья и сестры, или же у кандидата имеется свой или приемный ребенок, который не достиг совершеннолетия.

Такие ограничения предпринимаются для того, чтобы государство было уверенно в том, что для детей будут созданы естественные условия развития, такие, какие бывают в привычных семьях с собственными биологическими малышами. Кроме того, это обеспечивает уверенность в том, что приемные родители смогут воспитать детей, поскольку их возраст и развитие позволяет быть уверенным в таком факте.

Для того, чтобы получить возможность воспитывать иностранного ребенка на правах родителей, кандидатам придется пройти довольно сложный путь. Сегодня всю процедуру усыновления можно поделить на несколько шагов:

-подать специальное заявление, которое свидетельствует о готовности пары взять на себя ответственность по воспитанию приемного ребенка с другого государства;

-пройти проверку социальных инстанций на пригодность кандидатов и соответствие их кандидатур необходимым требованиям; получить документ, который свидетельствует о пригодности будущих родителей;


-организовать поиски и встречу с ребенком;

-оформить все необходимые документы.

Прежде всего кандидаты на роль приемных родителей должны подать заявление об изъявлении желания на усыновление ребенка. Стоит понимать, что такой документ подается в государство, гражданином которой является ребенок. Поэтому, если речь идет о ребенке из другой страны, то придется ехать заграницу и проводить первый этап усыновления там.

Подача заявления осуществляется в специальные органы, которые занимаются делами усыновления. В каждом отдельном государстве – своя система по отношению к данному вопросу. Поэтому, лучше всего заранее узнать, какая именно инстанция занимается вопросами данного характера. Проще всего это сделать в посольстве страны в РФ. При всем этом действует принцип территориальности. То есть, среди всей совокупности органов социальной защиты детей, лишенных родительского попечительства нужно будет выбрать именно тот, который обслуживает местность, где проживает ребенок.

Если говорить о форме заявления, то тут стоит заметить, что она у каждого государства тоже своя. Поэтому для того, чтобы составить данный документ нужно будет заранее обратиться в соответствующие инстанции или же найти все необходимое на электронных ресурсах исполнительных органов государства.

Кроме заявления нужно будет подать еще несколько документов. Их перечень тоже зависит напрямую от государства, в котором оформляется усыновление.

Следующим этапом становится проверка кандидатов на соответствие будущему статусу. Это очень важный шаг и от него зависит практически половина успеха всего дела.

В данной ситуации речь идет о том, что социальные службы определенного государства проводят глубокий анализ как моральной готовности кандидатов, так и финансовых и материальных основ для воспитания.

В каждой стране такая процедура проводится по-разному. В некоторых государствах это определенная беседа с уполномоченным лицом. В ряде государств нужно будет пообщаться с несколькими людьми, например, психологом, судьей, который занимается разбирательством по данному делу и т.д.

Вне зависимости от того, сколько кабинетов нужно будет пройти – каждое уполномоченное лицо составляет специальный акт, где указывает уровень готовности кандидатов к принятию в свою семью ребенка.

Как правило, такой этап проводится на протяжении от 1 до 6 месяцев после подачи заявления. Социальные службы или другие уполномоченные лица могут потребовать предоставления дополнительных документальных доказательств. Об этом они ранее предупреждают, поэтому проблемы, как правило, по такому поводу не возникают.