Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя (Сущность деятельности современного руководителя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме социально-психологических процессов, объектом деятельности современного руководителя стали бизнес-процессы. Труд руководителя стал носить технологический характер, который связан с обеспечением деловых процессов.

Управленческая деятельность особенная из-за условий среды, в которой она ведется. Условия бывают внутренние и внешние. Внешние условияопределены нестабильностью, изменчивостью, динамичностью, дефицитом ресурсов, жесткими ограничениями; внутренние условия – много задач, решаемых в единицу времени; сложностью коммуникативных каналов и информационных потоков; изменение организационной структуры и др [19].

1.2 Социально-психологический портрет современного руководителя

Научные представления сегодня, базирующиеся на исследованиях зарубежных и отечественных ученых-психологов, в социально-психологический портрет руководителя включают:

- биографические характеристики;

- способности;

- личностные черты [1].

Биографические характеристики.

Одним из наиважнейших биографических показателей считается высокий уровень образования руководителя. К примеру, обычный менеджер в Японии имеет, часто, университетский диплом по инженерной специальности или по социальным наукам, а порой два диплома по различным направлениям. Многие российские управленцы нацелены также на получение инженерного и гуманитарного (социально-экономического, юридического) образования [3].

Отечественные ученые, которые занимаются психобиографическими исследованиями руководителей, используют понятие «психологический возраст». Исследования возрастных особенностей менеджеров, осуществляемые зарубежными учеными, раскрыли некоторые закономерности, которые помогают характеризовать возраст не просто как природно-биологическое явление, но и как социальное. Так, в Японии средний возраст руководителя компаний составляет 63,5 года; а в Америке - 59 лет. Частые сроки вступления на должность менеджера - от 30 до 50 лет. Широко известный в мире топ менеджерЛи Якокка в 36 лет стал вице-президентом, а далее и президентом автомобильной компании Генри Форда, а 25 лет спустя предотвратил крах корпорации «Крайслер». Сам он считал неправильным установление возрастного потолка для менеджеров в 65 лет. В своей книге «Карьера менеджера» он отмечал: «Я считал необъективной практику, при которой человека, достигшего 65 лет, мы должны независимо от его физического состояния тут же отправить в отставку. Мы должны опираться на старших менеджеров. Они имеют большой опыт, обладают мудростью».


Способности. Под способностями понимаются устойчивые свойства и характеристики людей, которые влияют на успехи, достигнутые ими в разных видах деятельности. Человеческие способности обладают биосоциальной природой. Это говорит о том, что складываются они на базе анатомо-физиологических задатков человека, и окончательно формируются в процессе жизни под воздействием разных социальных факторов (обучения и воспитания). Способности отличны от задатков [4].

Задатки - это качества, которые заданы человеку от рождения или появляются благодаря естественному развитию организма как биологической системы. Через задатки у человека могут хорошо сформироваться и развиваться способности в процессе обучения. Задатки (как и способности) бывают общими и специфическими (специальными). Общие задатки относятся к строению и функционированию организма человека в целом и его отдельных систем (нервной, мышечной, эндокринной и т. д.). Специальные задатки соединены с работой коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, двигательного и др.) и мотивационного (специфика эмоциональных процессов и потребностей организма) отдела. Способности и задатки у всех людей разные [6].

Неравенство людей в отношении задатков и способностей объясняется их наследственностью, однако точными данными о генетических основах индивидуальных различий людей в данном случае пока наука не имеет. Следовательно, действительное неравенство людей по способностям можно обосновать тем, что некоторые люди для развития своих способностей прилагают много усилий. И когда усилия, труд затрачены для других людей, то они вознаграждаются. Поэтому люди, которые имеют высшую квалификацию, образование, должны иметь больше привилегий, лучшие условия жизни, заработную плату, иметь работу, требующую общественной отдачи.

К уникальным случаям развития задатков и способностей относят одаренность, талант и гениальность. Одаренные люди обладают особыми природными задатками для развития различных способностей. Талантливый человек по причине развития у себя некоторых способностей достигает весомых успехов в избранной им области деятельности. Гениальный человек посредством своих способностей добивается выдающихся и значительных успехов в определенных видах деятельности [11].

Для изучения способностей человека применяются личностные тесты: тесты интеллекта; тесты оценки познавательных процессов; тесты индивидуальных свойств, которые влияют на межличностные отношения; тесты на музыкальные способности; художественно-изобразительные и технические способности.


Способности современного руководителя делятся на общие (интеллект) и специфические (знания, умения, информированность и другие). В исследованиях, проведенных американскими учеными, было выяснено, что наиболее эффективными руководителями становятся те, у которых средние показатели интеллекта. Выявлена закономерность: не все те, кто учился отлично, будет эффективным руководителем.

Специфические способности руководителя отражаются на его конкретной деятельности. Исследования, проведенные зарубежными учеными, позволили говорить о том, что работа руководителя имеет интенсивный характер. Так, мастер производственного участка промышленного предприятия совершает в ходе рабочего дня около 200-270 действий. Они разнообразные, непродолжительные по времени, относятся к различным направлениям деятельности и имеют фрагментарный характер [20].

Проведенные в США наблюдения за работой высокопоставленных менеджеров показали, что около половины дел, которые менеджеры осуществляли в ходе деятельности, продолжались 9 мин и менее, и только одна десятая их часть длилась около часа. Тем не менее, в целом время выполнения дел занимало от 34 до 60% рабочего времени руководителя. Основное же время (от 66 до 40%) отводилось на общение за рамками собственной организации (контакты с другими руководителями, менеджерами других организаций, представителями делового партнерства и т. п.). Хронометраж, осуществляемый в исследовании, показал, что работа руководителей имеет в основном словесный характер (80% времени занимают разговоры, переговоры).

Таким образом, для эффективного общения руководителю необходимы высокие коммуникативные способности, отличная память, внимание, развитый и гибкий ум, поставленная речь и другие особые качества и умения.

Личностные черты. К базовым чертам личности руководителя можно отнести:

1) умение влиять на подчиненных;

2) уверенность в себе;

3) уравновешенность;

4) устойчивость к стрессам;

5) стремление к победе;

6) креативность (творческое решение задач);

7) ответственность;

8) предприимчивость;

9) независимость;

10) надежность;

11) общительность [15].

Черты личности руководителя важно отличать от понятия черты характера личности человека. Не все черты личности это черты характера. Характер - это набор устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и в общении. Черты характера - это устойчивые особенности поведения человека, ставшие его свойствами. В характере отражены типичные, существенные особенности человека, которые наблюдаются постоянно. Их можно предвидеть, ждать, планировать заранее как определенную реакцию человека на ситуации, события и другие проявления внешней среды [13].


Структуру характера составляют четыре группы черт, выражающих отношение личности человека к деятельности:

1) отношение к труду (трудолюбие, ответственность, организованность, инициативность, добросовестность, склонность к творчеству; или противоположные - лень, безответственность, неорганизованность, недобросовестность в работе, склонность к рутине);

2) отношение к другим людям, коллективу, обществу (общительность, доброта, чуткость, уважение к людям, альтруизм, вежливость, правдивость; противоположные черты характера являются: индивидуализм, жесткость, безразличие, презрение, грубость);

3) отношение к самому себе (чувство собственного достоинства, степень требовательности, скромность, адекватная гордость и связанные с ними самокритичность, самооценка. Противоположные данным черты характера являются: самомнение (тщеславие), заносчивость, эгоцентризм, эгоизм, обидчивость);

4) отношение к вещам и деньгам (аккуратность, экономия, щедрость, с другой стороны, скупость, расточительство и т. п.)[2].

Морально-волевые качества личности являются основой характера. Человек с сильным характером и твердой волей отличается самостоятельностью, решительностью, настойчивостью в реализации поставленных им целей. Слабохарактерные люди отличаютсябезволием. Они не могут реализовать своих возможностей даже при хороших способностях и глубине знаний.

Понятия «сильный» и «слабый» характер отличаются от понятий «тяжелый» и «легкий» характер. «Тяжелый» характер это склонность к упрямству, инертность поведения, раздражительность, несдержанность, злопамятство, большие сомнения. «Легким» считается приветливый, отзывчивый, гибкий, общительный характер. Однако, люди с «легким» характером бывают легкомысленными, бес принципов, беспечными и т. д. Это подчеркивает то, что некоторые черты характера при их сильном развитии могут менять характер и сделать его акцентуированным [19].

Вывод по первой главе.

Вопрос деятельности руководителя сегодня стал центральным в теории и практике психологии управления. Как руководитель грамотно и четко понимает особенности своей деятельности, зависит успех возглавляемой им организации или структурного подразделения.

Проблема изучения деятельности руководителя имеет междисциплинарный характер и выступает предметом исследования экономистов, социологов, культурологов, психологов и многих других специалистов разных областей, которые изучают ее аспекты. Причем психология играет ведущую роль в изучении деятельности современного руководителя.


Деятельность руководителя – это связь со всеми аспектами работы организации, она проходит сквозь коллектив, объединяет воедино, создает системный характер труда. Психологическая специфичность управленческой деятельности состоит в том, что она одновременно и индивидуальная и совместная деятельность.

Управленческая деятельность особенная из-за условий среды, в которой она ведется. Условия бывают внутренние и внешние. Внешние условия определены нестабильностью, изменчивостью, динамичностью, дефицитом ресурсов, жесткими ограничениями; внутренние условия – много задач, решаемых в единицу времени; сложностью коммуникативных каналов и информационных потоков; изменение организационной структуры и др.

Научные представления сегодня, базирующиеся на исследованиях зарубежных и отечественных ученых-психологов, в социально-психологический портрет руководителя включают: биографические характеристики, способности и личностные черты. Для эффективного общения руководителю необходимы высокие коммуникативные способности, отличная память, внимание, развитый и гибкий ум, поставленная речь и другие особые качества и умения.

Глава 2.Изучение социально-психологического портрета современного руководителя на примере ООО « AllianceTrade»

2.1 Краткое описание организации

Предприятие ООО « AllianceTrade» занимает лидирующие позиции на рынке по производству изготовления окон и дверей  из различных системных профилей - Ekopen, Alutex, Alsys. Организация предлагает высококачественную продукцию и работаем исключительно с проверенными поставщиками материалов для производства пластиковых и алюминиевых конструкций. Основным направлением деятельности предприятия является - производство и установка окон, дверей и витражей алюминиевые и ПВХ.

Базовой специализацией выступает изготовление и монтаж любых видов конструкций из алюминиевого и ПВХ профиля (витражных, дверных, оконных профилей) разных цветов и конфигураций.