Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя (Сущность деятельности современного руководителя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производство располагает всеми мощностями, необходимыми для выработки конкурентоспособной продукции.

Заказывая пластиковые и алюминиевые окна, двери, витражи, можноподобрать форму, цвет и свойства, соответствующие зданию или жилого дома, а также заказчик дополнительно получает полный спектр услуг, начиная от бесплатного выезда мастера для замеров и изготовления в кратчайшие сроки, до полной сдачи объекта «под ключ». Замеры, изготовление и установку пластиковых и алюминиевых окон, дверей и витражей выполняют квалифицированные специалисты.

Предприятие гарантирует хорошее качество, приемлемую цену,  кратчайшие сроки изготовления, квалифицированный сервис и гарантию на продукцию.

На предприятие работает 160 человек. Административно-управленческий персонал 25 человек, он включают руководителей, их заместителей, начальников подразделений, а также специалистов и другой обслуживающий персонал. Администрация предприятия - исполнительно-распорядительный орган, ведущий управление компанией в пределах предоставленныхей прав. Деятельность администрации осуществляется согласно с Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности, а также других соответствующих законодательных и нормативными актами.

 В пределах предприятия его руководитель готовит приказы и дает указания, обязательные для всех сотрудников предприятия. Решения руководителей структурных единиц и подразделений, мастеров и бригадиров обязательны для всех подчиненных им работников.

Руководитель предприятия организует деятельность компании. Он действует от имени предприятия, являясь представителем компании на всех уровнях управления, он распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры.

На АУП возложены обязанности по деятельности организации и нормирования труда, бесперебойному снабжению работников материалами, инструментом и запасными частями, обеспечению исправного состояния оборудования, созданию условий для роста производительности труда, повышения квалификации рабочих и служащих. В его обязанности также входят укрепление дисциплины, соблюдение законов и правил охраны труда и окружающей природной среды, осуществление мероприятий по технике безопасности и производств, санитарии, выдача заработной платы работникам предприятия, улучшение условий работы рабочих и служащих.


2.1 Социально-психологические портрет руководства ООО « АllianceTrade»

Исследования, проводимые психологами, показали, что характерологическими чертами личности менеджера, руководителя, являются общительность, то есть готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, уживчивость; эмоциональная стабильность; высокий самоконтроль развитые волевые качества, чувство долга; развитое самосознание осознание своих устремлений и действий, осознание своих достоинств и недостатков.

Для руководителя, несомненно, существует некий оптимум в развитии его способностей и интеллекта. Мы проведем исследование стиля руководства и стиля межличностного взаимодействия по следующим методикам.

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом[6].

Данная методика разработана В. П. Захаровым на базе опросника А. Л. Журавлева. Базовая методика включает 27 групп утверждений, которые отражают различные аспекты взаимоотношений руководства и сотрудников.

Методика направлена на оценку и описание стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования предлагается в инструкции. Опросник содержит 16 групп утверждений, которые характеризуют деловые качества руководителя. Все группы состоят из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Следует внимательно прочитать все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени характеризует Ваше мнение о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой.

Когда оцениваются одновременно два руководителя или более, нужно сравнить их между собой по соответствующим трем утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя, и отметьте Ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: 0; +; –.

Директивный компонент – Д. Ориентация на высокое централизованное руководство, единоначалие в принятии решений, полный контроль над подчиненными. Интересы и желания работников во внимание не принимаются. В общении с ними преоблада­ет ясный язык, жесткий тон, резкость, прямота и да­же грубость. Основа этого компонента соединение всей власти и ответственности в руках одного руководителя, что предоставляет ему преимущество в разработке целей и подборе средств их достижения.

Попустительский компонент (пассивного невмешательства) - П. Характеризуется как минимальное участие руководителя в управлении. Работники сами предоставлены себе, их деятельность почти не контролируется. Все проблемы внутригрупповой жизни решаются самим коллективом, и его мнение принимается как закон, ему подчиняются рядовые сотрудники группы, и руководитель в том числе.


Взаимоотношения с подчиненными строится на конфиденциальной основе, на сотрудников воздействуют уговорами и налаживанием личных контактов. Снисходительность к работникам, нет требовательности и строгой дисциплины, контроля, склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент – К. Определяется стремлением руководителя к постановлению решений, разделением полномочий и ответственности между руководителем и сотрудниками. При этом компоненте обговариваются с подчиненными наиболее значимые производственные вопросы, опираясь на обсуждение принимаемого решения. Более того, он всячески стимулирует инициативу со стороны сотрудников. Постоянно и своевременно доводит до коллектива важные для него вопросы. Общение с сотрудниками проходит доброжелательно и вежливо. При данном компоненте в коллективе создается бла­гоприятный эмоционально-психологический климат. Он отмечен высоким уровнем децентрализации полномочий, интенсивным участием работниками в принятии и реализации решений, созданием условий, в ко­торых исполнение служебных обязанностей становится желательным, а достижение результата является для них вознаграждением.

Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в батарее тестов, особенно эффективно использование его вместе с тестами на социально-психологический климат в коллективе.

Определение стиля межличностного взаимодействия (С.В. Максимов, Ю.А. Лобейко) [20]. Эта методика предназначена не только для определения общеизвестных стилей взаимодействия и руководства, а еще для определения уровня активности-пассивности в межличностном взаимодействии. Следует внимательно прочитать каждое утверждение, и оцените по пятибалльной системе частоту проявления определенного действия в вашем каждодневном взаимодействии с другими людьми. Желательно сравнить самооценочные характеристики с оценками работников и коллег. Как раз на основе подобной оценки возможна сознательная коррекция своего индивидуального стиля деятельности.

Выборку составили 20 сотрудников АУП организации. В результате анализа методики «Определение стиля руководства трудовым коллективом» выявлено, что стиль руководства – директивный (6-3-4).

Далее мы проанализируем особенности стилей управления руководителей членами трудовых коллективов в каждой из исследуемых групп.

Результаты по тесту С.В. Максимова, Ю.А. Лобейко представлены в таблице 1.


Таблица 1

Сравнительный анализ стилей управления руководителей двух групп по тесту С.В. Максимова, Ю.А. Лобейко

Стиль управления

Сотрудники АУП

Директивный

23

Коллегиальный

7

Деловой

10

Невмешательство

10

Активность / пассивность

50/0

Также мы можем проанализировать особенности направленности активности руководителя: активен ли он, нацелен на взаимодействие с подчиненными, или пассивен, минимизирует это взаимодействие.Так, по результатам можно отметить, что руководители демонстрируют активность в отношении подчиненных.

Таким образом, мы определили, что стиль руководства, превалирующий в данной организации директивный - ориентация на высокое централизованное руководство, единоначалие в принятии решений, полный контроль над подчиненными. Интересы и желания работников во внимание принимаются частично. В общении с ними преоблада­ет ясный язык, прямота. Соединение всей власти и ответственности в руках руководства, что предоставляет ему преимущество в разработке целей и подборе средств их достижения.

Тем не менее, руководство активно нацелено на взаимодействие с подчиненными.

Для улучшения эффективности стиля руководства мы предлагаем провести тренинг для руководителей. Тренинг - систематическая тренировка или развитие определенных навыков и поведения участников тренинга.

Впервые разработал и применил технику тренинга Курт Левин. Им и его учениками были организованы первые тренинговые группы, получившие впоследствии название «Т-группы». Они открывались на принципах добровольности, постоянности, взаимной активности и заинтересованности в последующем применении полученных знаний и умений. В центре внимания находились сущность и специфика отношений, которые возникали между участниками Т-группы [7].

А в России впервые социально-психологический тренинг проводился в 1978г на факультете психологии МГУ польским психотерапевтом Павлом Босхом для работников факультета. Из участников, которые потом продолжили эту работу можно назвать Ларису Андреевну Петровскую, Владимира Столина, Адольфа Хараша.

Тренинг используется в целях развития общей компетентности, специфических коммуникативных навыков у представителей профессий, для которых коммуникативная готовность является непременной составляющей профессионализма. В тренинге реализовывается возможность мгновенного соотнесения полученной информации и деятельности, что дает возможность соединить теоретические знания и практические навыки в систему профессионального знания. Эмоциональное проигрывание новых моделей поведения и получение прямой обратной позволяют осознать возможные дефициты умений или навыков, недостатки в теоретических знаниях, не объективность установок, стереотипов и выработать более успешную стратегию профессиональной деятельности [14].


Тренинг для руководителей относят к группе тренингов специальных умений, куда включают также тренинги эффективных коммуникаций, преодоления конфликтов, проведение переговоров, и т. д. и они по своей природе определяются как бихевиоральные тренинги.

Основными задачами тренинга, согласно С.Л. Боднер являются следующие:

1. Выявление сложных узлов. Наиболее часто встречаются трудности связанные с человеческим фактором, и, следовательно, во время тренинга люди оцениваются вне рабочей ситуации, какие их личностные черты отражаются на межличностных отношениях и на эффективности выполнения работы.

2. Развитие системы коммуникации между персоналом организации. Несмотря на необходимость общения в работе, ему не всегда уделяется достаточное внимание в действительной рабочей ситуации. Тренинг строится так, чтобы становилось понятно: если участники не будут находить пути эффективного общения, результативно взаимодействовать друг с другом, их обеспечена неудача, следовательно, нужно овладеть умениями и навыками эффективного общения.

3. Формирование навыков групповой и индивидуальной рефлексии. В процессе тренинга после каждого упражнения ведущий предлагает участникам обсудить, что произошло, что удалось сделать и как. Рефлексия предоставляет возможность использовать свой прошлый опыт и переносить знания и навыки в новые области деятельности. Так постепенно члены группы начинают накапливать свои навыки и знания в обще групповое знание решения задач и преодоление сложностей.

4. Создание позитивного социального окружения. Человек работает в группе, и все время вступает во взаимодействие с другими ее членами, получая помощь, поддержку и одобрение.

Тренинг предназначен: для руководителей и менеджеров высшего и среднего звена:

опытных руководителей – чтобы эффективно систематизировать управленческие знания и навыки;

начинающих – как хорошая основа для накопления управленческого опыта;

бывших специалистов – для успешной работы, как с техническими проблемами, так и с людьми;

развивающих новые направления – чтобы эффективно и экономично решать больший спектр задач.

Продолжительность тренинга: 16 часов (2 дня).

Данный тренинг предоставляет возможность получить ответы на следующие вопросы:

Что такое руководство? Чем руководство отличается от менеджмента?

Что такое - стиль руководства? Какие стили руководства существуют?

Есть ли единственный правильный универсальный стиль руководства эффективный всегда? Или нет единственно правильного стиля, и его необходимо выбирать в каждой конкретной ситуации?