Файл: Социально-психологический портрет современного руководителя (Сущность деятельности современного руководителя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время управление компанией ведется в условиях ускоряющихся темпов развития производства, сжатые сроки и развитие технологий. В современной жизни существует противоречие требованиям перемен и неадекватными действиями руководящих кадров, доминирование устаревшего стиля мышления и деятельности. Давление конкуренции, стремление организаций к росту и внедрению инноваций, в таких условиях особую значимость получает грамотное управление, то есть деятельность руководителя организации.

Руководители подвергаются все воздействию информационных, социальных, психологических и иных факторов, которые создают нагрузки и различного характера. Управленческая деятельность определена необходимостью принимать решения в ситуации временной ограниченности и информационной неопределенности. В связи с тем, что эффективная управленческая деятельность это залог успешной работы организации, а к руководителям предъявляются все новые требования. Поэтому так важно знать, какие социально-психологические качества нужны человеку, для выполнения работы современного руководителя. Качества современного руководителя - это обобщенные, устойчивые характеристики, которые влияют на управленческую деятельность. Это весьма сложные образования, зависящие от множества факторов: характера, темперамента, структуры личности, ее направленности, опыта, способностей.

Талант руководителя определяется многими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности накладывает отпечаток и на личностные характеристики руководителя.

Теоретико-методологической базой курсовой работы стали труды отечественныхисследователей в области психологии человека как субъекта деятельности (Б.Г.Ананьев, А.В.Брушлинский, A.А.Бодалев и др.); общепсихологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, Г.В. Суходольский); в области рассмотрения личности руководителя (С.В.Кошелева, Л.Г.Почебут, А.А.Агапов, B.Д.Шадриков и др.), исследования в области психологии профессиональной деятельности (Е.А.Климов, Н.С.Пряжникови др.); исследования личности и деятельности руководителей, организационных и управленческих структур (А.Л.Журавлев, А.Г.Ковалев, Р.Л. Кричевский).

Целью моей работы– проанализировать основные социально-психологические качества современного руководителя

Объект исследованияруководство организацией.

Предметом нашей курсовой является социально-психологический портрет современного руководителя.


В рамках достижения цели курсовой работы были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты социально-психологического портрета современного руководителя.
  2. Рассмотреть специфику руководства вООО « АllianceTrade».
  3. Подготовить рекомендации для руководства.

В качестве методов исследования использовались:

- изучение литературы;

- тестирование: методика определения стиля руководства трудовым коллективом; методика определение стиля межличностного взаимодействия (С.В. Максимов, Ю.А. Лобейко);

- методы анализа (описание и сравнение данных).

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Глава 1.Теоретические аспекты социально-психологического портрета современного руководителя

1.1Сущность деятельности современного руководителя

Вопрос деятельности руководителя сегодня стал центральным в теории и практике психологии управления. Как руководитель грамотно и четко понимает особенности своей деятельности, зависит успех возглавляемой им организации или структурного подразделения.

Проблема изучения деятельности руководителя имеет междисциплинарный характер и выступает предметом исследования экономистов, социологов, культурологов, психологов и многих других специалистов разных областей, которые изучают ее аспекты. Причем психология играет ведущую роль в изучении деятельности современного руководителя[2].

Обладая статусом общенаучной категории, деятельность в философском аспекте определена как форма существования общественных отношений и говорит о способе включения личности работающего человека в принятую систему разделения труда.

Начиная с двадцатых годов прошлого века в психологии, разрабатывается теория деятельности. В отечественной психологической науке Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, М.Я. Басов, А.Н. Леонтьев занимались данными вопросами. Всесторонне теория деятельности представлена в трудах А.Н. Леонтьева, в его книге «Деятельность. Сознание. Личность». Определяя человеческую жизнь, он пишет, что это совокупность система, меняющихся деятельностей [4].


В.Д. Шадриковопределяет деятельность как форму активного отношения человека к действительности, нацеленного на достижение поставленных целей и связанного с производством общественно важных ценностей и получением общественного опыта [23].

Для изучения категории «деятельность», выделяются следующие признаки:

- виды деятельности;

- структура деятельности;

- характеристики деятельности [12].

Вид деятельности, согласно С.Л. Рубинштейн, совокупность действий, которые приняты, выполнятьнекую общественную функцию.

Структуру деятельности как процесса обуславливает цель деятельности, мотив, а также индивидуально-психологические особенности работающего человека.

Деятельность предполагает наличие двух основных плана характеристики – внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический).

Внешняя характеристика деятельности проходит с помощью понятия субъекта и объекта труда, предмета труда, средств деятельности:

- субъект управленческого труда - руководитель;

- объект труда – все те, на когоили что направлено управленческое воздействие. Объектом труда бывают работник, организация, коллектив, бизнес-процессы, другие процессы и явления;

- предмет труда – сумма вещей, процессов, явлений, сруководитель мысленно или практически оперирует;

- средства труда – орудия (ресурсы), способные усиливать возможности руководителя распознавать предмет труд и воздействовать на него. Для успешного выполнения своих задач руководитель должен иметь широкий спектр средств: финансы и информационные ресурсы, персонал и т. д. Важный управленческий ресурс- власть, ряд полномочий руководителя по принятию решений и постановке задач, обязательных для исполнения;

- условия труда – совокупность социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик работы [11].

Внутренняя характеристика деятельности требует описание процессов и механизмов психической регуляции, структуры и содержания, операционных средств ее достижения.

Строение деятельности руководителя является иерархически сложным, состоит из нескольких уровней:

- уровень особенных деятельностей;

- уровень действий;

- уровень операций;

- уровень психофизиологических функций [20].

Действие – главная единица исследования деятельности, представляющая собой процесс, нацеленный на достижение некой цели. Цель рассматривается как образ задуманного результата, который должен реализоваться в действии, и является первичной в отношении к нему.


Определяя понятие «действие», Ю.Б. Гиппенрейтер выделил его существенные компоненты:

1) акт в форме постановки и удержания цели, он не замкнут в себе, а «раскрывается» в действии;

2) действие – это так же и акт поведения – внешние движения рассматриваются в единстве с сознанием;

3) через действие утверждается принцип активности, определяемый исходной чертой анализа деятельности – во внешней среде или внутри организма (субъекта). Для человека типичны действия, подчиненные не логике внешних воздействий, а логике его цели. Действие – это не просто реакция на стимулы, а акция, нацеленная на достижение цели согласно с внешними условиями;

4) в понятие действия включена деятельность человека в предметный и социальный мир [5].

Соответственно, понятие действия позволяет подойти с научным анализом к жизни человека со стороны ее человеческой специфики.

Деятельность современного руководителя это последовательность целенаправленных действий, переводящих организационную систему из текущего состояния в требуемое состояние.

Лучший руководитель тот, у кого есть чутьё, чтобы выбрать хорошего исполнителя, чтобы уже не вмешиваться в его работу.

Деятельность руководителя – этосвязь со всеми аспектами работы организации, она проходит сквозь коллектив, объединяет воедино, создает системный характер труда. Психологическая специфичность управленческой деятельности состоит в том, что она одновременно и индивидуальная и совместная деятельность [16].

Индивидуально-совместная (синтез индивидуальной и совместной) деятельность современного руководителя это групповая форма взаимодействия со многими участниками процесса при продвижению к результату и персональная ответственность руководителя за результат.

Эту особенность раскрыл в своих мемуарах Ли Якокка (1991), отмечая свою работу на посту CEO компании «Крайслер». Так, он пишет о своем взаимодействии с командой топ-менеджеров. Если возникала задача, которая требовала всестороннего анализа, понимания, поиска разных вариантов решения, он собирал их и проводил что-то похожее на «мозговой штурм». После высказываний всех менеджеров, он подводил итог: «Хорошо, ребята, я вас выслушал, а теперь послушайте, что мы с вами будем делать». Собрав информации у подчиненных, он сам принимал решение, за которое и нес полную ответственность [21].

Еще одна особенность управленческой деятельности опосредованная связь руководителя с итогами работы возглавляемого им подразделения. Работа управленца состоит в организации работы своих сотрудников – он не участвует в создании конечного результата. Хотя не случайно говорят, что руководитель должен быть «ленивым» и он не должен делать ничего, что сделают его подчиненные. Именно этим работа руководителя отличается от исполнительской работы, правда есть здесь определенный кризисный момент, который может переживаться молодым руководителем на этапе профессионального развития.


Руководитель не может полностью отойти от решения исполнительских задач по причине их специфичности (конфиденциальность, безопасность и т. д.). Но чем выше он проходит по карьерной лестнице, тем соотношение управленческих и исполнительских задач в его деятельности должно изменяться в сторону уменьшения исполнительских задач [9].

Деятельность руководителя можно охарактеризовать как метадеятельность – организационную деятельность высокого порядка, или деятельность по организации деятельности.

Задача руководителя заключается в том, чтобы заниматься разработкой стратегии развития предприятия, находить новые интересные направления движения бизнеса. Когда система продумана и отлажена, руководитель вмешивается в работу только для того, чтобы немного подправить или переправить ее исходя из задач, которые он поставил перед организацией. К сожалению, это бонус немногих руководителей, тех, которые хорошо и вовремя выстроил управленческую структуру, создалкачественно работающую систему мотивации для персонала.

Специфичность управленческой деятельности состоит и в ее объекте. В отличие от исполнительской деятельности объект, на который нацелено действие руководителя - другие люди, и это особенный уровень сложности. Согласно мнению А.В. Карпова, в управленческой деятельности субъект и объект труда я не просто идентичные по сложности организации, но и тождественные по основаниям, то есть психологическим особенностям. Более того, руководитель взаимодействует одновременно сбольшим количеством субъектов, между которыми формируются социально-психологические отношения. Последние важный фактор управления и входящий в предмет деятельности руководителя, обуславливаю дополнительную специфику. Поэтому управленческая деятельность относят субъекта субъектному классу, сложному дажесложнее класса субъекта объектной деятельности [14].

Другим объектом управленческой деятельности выступают социально-психологические процессы и явления, которые протекают в коллективе. Симпатии и антипатии, территориальная борьба – материальная и психологическая, слухи, сплетни и другие социально-психологические феномены присутствуют там, где работают много людей. Подобными групповыми динамическими процессами и явлениями жизни в организации нужно управлять. Руководитель должен держать персонал в заданных границах, не позволять им менять распоряжения начальника, устраивать кризисные формы срыва работы. Для этого руководитель должен иметь максимально полную информацию о том, что происходит в организации, держать руку на «пульсе». Постоянное общение с персоналом позволяет руководителю получить обратную связь, которая помогает откалибровать негативные изменения, проанализировать ситуацию и принять меры или необходимое управленческое решение [10].