Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению экономистов и политиков, это ведет к образованию "коллективной", а не индивидуальной собственности (что является понятным недоразумением, именно единственным, частным собственником соответствующего имущества и в этом случае становится такое юридическое лицо, а не "трудовой коллектив" и не его отдельные члены). В таком понимании " денационализация" по существу является одним из вариантов приватизации.

Другой вариацией приватизации является коммерциализация[27] государственных и муниципальных предприятий.

Под ней обычно понимается выделение из состава таких предприятий или их объединений имущества их структурных разделов в качестве базы для образования новых юридических лиц - самостоятельных хозяйственных организаций, в том числе созданных работниками этих классов.

Коммерциализация, т.е. создание коммерческих организаций - хозяйственных обществ на базе имущества торгов, комбинатов и иных считавшихся "государственными предприятиями" управленческих структур, наиболее широко использовалась в сфере торговли и бытового обслуживания еще до принятия специального законодательства о приватизации. Она стала основной формой "малой приватизации", т.е. приватизации мелких и некоторых средних предприятий.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что приватизация – это один из самых дискуссионных вариантов проводимой в стране реформы. Она является временной переходной мерой в развитии рынка и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота. Для снабжения рыночной системы нужно было только создать условия для свободы образования новых индивидуальных предприятий, а не давать возможность массовой приватизации.

Наиболее известные способы приватизации, денационализация и коммерциализация. Их отличия друг от друга в том, что денационализация-это выход имущества, часто по заниженной цене (сбыт), а коммерциализация – это выход имущества по завышенной цене.

Объекты приватизации.

Закон о приватизации 1997 г[28] говорит о приватизации государственного имущества. Но имущество может быть движимым и недвижимым.[29] Известно что, основная часть является недвижимое имущество, главным образом унитарные предприятия как имущественные комплексы.[30]

В роли недвижимых объектов приватизации могут быть:

  1. предприятия и иные имущественные комплексы;
  2. здания, сооружения, безлюдные помещения, не завершенные строительством объекты;
  3. земельные участки;
  4. жилые помещения;[31]

К ряду движимого имущества относятся первым делом акции ОАО[32], образованных из унитарных предприятий, вдобавок фиксированные за государством части в обществах с ограниченной ответственностью. Все объекты приватизации программой приватизации классифицированы по следующим рубрикам:

1. Имущество, приватизация которого запрещена (недра, месторождения минеральных вод и лечебных грязей, лесной фонд, водные объекты, объекты животного и растительного мира, предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных ценных бумаг, военное или другое имущество, находящееся в управлении Вооруженных сил РФ, железные дороги, метрополитен и др.).

2. Имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления (предприятия и объекты гидрологической службы, службы управления за состоянием природной среды и охраны природы, и др.).[33]

3. Имущество, с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов РФ,[34] имеющих в качестве участников или иностранных физических и юридических лиц (государственные унитарные предприятия по добыче и переработке радиоактивных элементов, государственные унитарные предприятия, занимающиеся разработкой и производством боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, и др)

4. Имущество, которое приватизируется только на основании постановления Правительства РФ (информационные агентства, предприятия по производству специальных неядерных материалов, предприятия и организации, подвластные Комитету РФ по патентам и товарным знакам и др.)

5. Имущество, которое приватизируется на основании постановления федерального органа по управлению государственным имуществом по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия по регулированию деятельности в соответствующих разделах экономики.

Не считая этого подразделяющего критерия, программа приватизации включает в себя прогнозный список конкретных государственных унитарных предприятий, которые подлежат реконструкции в открытые акционерные общества,[35] а также прогнозный список конкретных открытых акционерных обществ, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, предлагается продать с обоснованием выбора таких предприятий и открытых акционерных обществ, предполагаемые способы и сроки приватизации и др.[36]


Вместе с тем есть и общие требования для включения в программу государственных предприятий и открытых акционерных обществ. Обязательно, чтобы их балансовая стоимость[37] на дату включения в программу была выше 5 миллионов МРОТ.

Не считая названных предприятий и ОАО, в программный каталог включаются ОАО, созданные в развитии приватизации и производящие продукцию, обладающие стратегическим значением для обеспечения национальной безопасности.

В группу могут входить и такие ОАО, акции[38], которых, находящиеся в федеральной собственности, могут быть отчуждены владельцам государственных ценных бумаг, имеющие право на приобретения этих акций. Правительство РФ,[39] органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут вынести постановление о выпуске ценных бумаг, дающие право на приобретения находящихся в государственной или муниципальной собственности акции созданных в процессе приватизации ОАО.

В качестве субъектов приватизации выступают, с одной стороны собственники государственного и муниципального имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой – лица, являющиеся приобретателями имущества. Собственниками приватизируемого имущества являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

Для реализации[40] своих прав указанные публичные образования создают уполномоченные органы, управляющие соответствующим имуществом.

Осуществлением единой государственной политики в области приватизации государственного имущества занимается Мингосимущество РФ[41].

Для выполнения этой задачи оно снабжается некоторыми полномочиями: регулирует деятельность определенных федеральных органов в области управления федеральной собственностью, издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие процесс приватизации государственного имущества.

Также может, разъяснять применение законодательства РФ о приватизации, совместно с соответствующими федеральными органами и предоставляет Правительству проект программы приватизации, организует и контролирует ее реализацию, принимает решения о приватизации федерального имущества и передает объекты приватизации специальным учреждениям для их дальнейшей продажи.

Мингосимущество РФ осуществляет от имени РФ права акционера хозяйственных обществ, акции в уставном капитале которые находятся в федеральной собственности, а так же ведет реестр учета государственного имущества.[42]


Правовое положение Мингосимущества РФ неоднозначно. Это орган исполнительной власти, его руководитель является членом Правительства РФ и по должности министром РФ.

Но Мингосимущество РФ находится на бюджетном финансировании, средства выделяются ему по утвержденному документу.

Кроме средств, непосредственно выделенных по бюджету[43], Мингосимущество РФ получает некоторый процент от средств, вырученных от приватизации (в виде регистрационных сборов, прочих поступлений).

В программе будет установлен разумный норматив отчислений на возмещение расходов по предпродажной подготовке объектов приватизации, финансирование организации продаж государственного имущества и т.п., так как большая масса денежных средств от приватизации в соответствии с Законом о приватизации является обязательными платежами и должна перечисляться соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты.

Данный орган власти выступает в гражданском обороте в качестве учреждения. Тем не менее, Мингосимуществу РФ не дает право осуществлять приносящую доходы[44] деятельность.

В этом смысле его положение существенного отличается от статуса большинства учреждений – некоммерческих организаций.[45]

Итак, объекты это государственное и муниципальное имущество. В данном варианте это недвижимость (предприятия, комплексы, сооружения и т д.), однако так же объектом приватизации может быть и движимое имущество (ценные бумаги, акции). Субъекты приватизации - это продавцы, покупатели государственного муниципального имущества. Те, кто владеет определенным бизнесом, должны сами грамотно поставить для себя цель вопроса о приватизации, нарисовать картину, что является объектом, а что субъектом, а так же изучить программу приватизации и рубрики. Сама грамотность людей, даст меньше времени и хлопот на сбор документов и разжевывании информации, что и как требуется сделать и какие документы собрать.

1.2 Правовое регулирование процесса приватизации

Приватизированный процесс – это понятие многозначное. С внешней стороны процесса невозможна никакая управленческая деятельность. В применении к управлению общественными отношениями процесс определяет организацию дела, когда результат зафиксированной цели являются связкой прохождением определенных стадий.[46] По условию в движении процесса невозможны трещины и перепрыгивание через одну или другую стадию. Следующая стадия должна логически и фактически появляться из предыдущей, исходившей из нее.


Процесс[47] есть неотъемлемое качество правового регулирования - любая юридическая норма реализуется в более или менее сложных процессуальных формах, закрепленных в соответствующих правовых актах. Ответственейшую роль процесс играет в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления по применению материального права. Уголовно-процессуальный кодекс РФ регулирует деятельность прокурорско-следственных органов и судов общей юрисдикции по поводу совершенных преступлений, Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ - рассмотрение в судах общей юрисдикции и арбитражных судах гражданских, административных дел и др. Тремя названными законодательными актами[48], к сожалению, и ограничивается кодификация процессуальных норм права. Регулирующие деятельность исполнительных органов власти, помещены в тех же актах, что и материальные. Не исключают процессуальные нормы приватизации государственной и муниципальной собственности, последние закреплены в федеральных законах о приватизации 1991, 1997 и 2001 гг., указах Президента РФ и т. д.

Нормы права о процессе приватизации за прошедшие годы не оставались неизменными.

Они были, когда была первичная ускоренная массовая приватизация, и несколько другими стали сейчас, когда первичная приватизация осуществляется индивидуально, без спешки или речь идет о ранее уже приватизированных объектах. Государство или муниципальные образования еще сохранили обязательственные права в виде, находящегося в их собственности некоторого числа акций, но эти акции они также готовы приватизировать.

На практике процесс приватизации в Российской Федерации прошел пять этапов:

• спонтанная (1987 — 1991 гг.);

• массовая (1992 — 1994 гг.);

• денежная (1994 — 1997 гг.);

• залоговые аукционы (1995 — 1996 гг.);

• точечная (2001 г. — по настоящее время)

Первые четыре этапа приватизации начались раньше принятия основных законодательных актов, необходимых для процесса разгосударствления[49].[50] Такие нормативные правовые акты, как Федеральный закон «Об акционерных обществах» (1995 г.), Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996 г.), Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (1999 г.) и др., были приняты уже после окончания залоговых аукционов[51]. В итоге, многие предприятия стали частной собственностью еще в 1992 г., то есть до официального старта приватизации.