Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ниже описанные процессуальные нормы рассматриваются вместе с нормами материального права, процессуальными формами, на исполнении которых они являются. Такой маневр[52] придает изучению приватизационного законодательства большую стройность. Изложение[53] строится на Федеральном законе о приватизации 2001 г. в сравнении, с другими нормативными правовыми актами.

Нормы права о процессе приватизации по традиции, сформировавшийся в юридической науке и практике, желательно собрать в две группы. В первую, общую часть входят нормы, выражавшие статику процесса приватизации, и во вторую, особенную часть - выражавшие его динамику[54].

Общая часть включает четыре блока норм права, служащих предпосылкой перевода процесса приватизации в действующую плоскость.

Первый блок охватывает основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества, указанные в ст. 2 Федерального закона о приватизации 2001 г. Приватизация составляется на признании равенства покупателей имущества. Этот принцип должен послужить конечному истреблению встречавшихся случаев, когда преимущество отдавалось одним лицам, как другие от участия в приватизации оттеснялись.

В звание принципа возведено правило об открытости приватизационной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

"Теневая" приватизация нанесла в прошлом солидный ущерб интересам общества, государства и муниципальных образований, опорочила саму идею передачи публичной собственности в частные руки.

Имущество теперь может отчуждаться за плату либо с помощью передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал[55] которых вносится государственное или муниципальное имущество.

В виде принципа внесена ясность в обсуждения о воздействии органов государственной власти на приватизацию муниципального имущества: последняя совершается органами местного самоуправления[56] самостоятельно в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом.

Второй блок определяет правовой статус субъектов, которым от имени государства и муниципальных образований доверено совершать приватизацию соответственно государственной и муниципальной собственности.

Сначала предполагалась возможность разного рода злоупотреблений в ходе реализации приватизационного законодательства. Это одна из причин включения естественно в процесс приватизации двух государственных органов, один из которых входил в систему исполнительной власти, а второй представлял власть законодательную. Участие в приватизации поделено между ними таким образом, что орган законодательной власти, будучи субъектом процесса приватизации на его заключительных стадиях, мог, выполнять другие функции, проверять законность действий органа исполнительной власти, совершенных на начальных стадиях процесса.


Третий блок приватизационных норм права определяет лиц - покупателей государственного и муниципального имущества. Ими могут быть любые физические и юридические лица.[57]

Четвертый блок норм относится к классификации объектов имущества[58] по возможности их приватизации.

Стадией, завершающей работу по подготовке государственного и муниципального имущества к продаже, является принятие решения об условиях его приватизации. В отношении федерального имущества решение принимает Правительство РФ. В нем концентрированно излагаются итоги предыдущих стадий: указываются сведения о наименовании и составе имущества, способе приватизации и нормативной цене и иная необходимая для приватизации информация.

Порядок принятия решения об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления определяют самостоятельно.

После прохождения вышеназванных стадий, можно назвать их подготовительными, наступает одна из последних - организация продажи имущества. Главное здесь - гласность[59], обеспечение потенциальных покупателей объективной, достоверной и доступной информацией о продаваемом имуществе.

В границах приватизированного процесса имеет место реорганизация государственного или муниципального предприятия с помощью его преобразования,[60] т. е. смены организационно-правовой формы. Из-за этого не вразумительно звучит положение о том, что преобразование юридических лиц может быть в границах одной формы собственности. Данная статья Гражданского кодекса не дает право для такого утверждения.

Реорганизация юридического лица — самостоятельный период процесса приватизации, из-за этого она осуществляется по собственным правилам.

Покупатель государственного и муниципального предприятия становится универсальным правопреемником имущественных и неимущественных прав и обязанностей в зависимости с условиями заключенного договора и законодательством.[61]

На завершающей стадии [62]процесса приватизации между продавцом государственного и муниципального имущества и покупателем заключается договор купли-продажи, регулируемый нормами ГК РФ и Федерального закона о приватизации 2001 г.

Особенность приватизационного договора по сравнению с другими договорами купли-продажи - многочисленность установленных указанным Федеральным законом обязательных условий: сведения о сторонах договора; наименование, место нахождения, состав и цена государственного и муниципального имущества; количество акций открытого акционерного общества, их категория и стоимость; и др.


Итак, итог данного процесса получение денег, от продажи имущества или передачи в собственность акций открытых акционерных обществ.

Выгода в том, что таким образом можно избавиться от неприбыльного предприятия по завышенной цене, чтобы как-то перебороть кризисный период. Передачи могут быть: государственные, муниципальные, унитарные, ваучерные[63], казенные. За все это время сроки приватизации продлевались уже трижды, такая приватизация называется бессрочной. Возможно для того, чтобы создать условия для привлечения в полноценный хозяйственный оборот государственного или муниципального имущества. Но, к сожалению проблемы, продлением не решить.

2. Порядок приватизации

В процессе приватизации государственного и муниципального имущества можно выделить несколько ступеней. Все они описаны в Федеральном законе «О приватизации …».[64]

1. Выступление в проведении приватизации. Инициатором[65] проведения приватизации имущества являются Правительство РФ, Минимущество России, соответствующие федеральные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица. Инициатива проявляется в подаче заявки. Заявка определенного образца подается в компетентный орган государственной власти или орган местного самоуправления. 

2. Принятие решения о приватизации. Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируемого объекта. Так же предусмотрен отказ в приватизации. Письменный отказ в приватизации с объяснением такого решения направляется заявителю. 

3. Создание комиссии по приватизации. В случае принятия положительного решения органы по приватизации имущества создают комиссию по приватизации и утверждают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не превышает шесть месяцев со дня принятия решения о приватизации и может быть продлен органом по управлению имуществом не более одного года. В состав комиссии входят представители соответствующих органов по управлению имуществом, финансовых органов, других федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, другие лица. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские,  консультационные, оценочные организации. В плане приватизации устанавливается способ продажи объекта, сроки и условия продажи, начальная цена[66].


План приватизации устанавливает соответствующие органы по управлению имуществом. 

4. Приватизация объекта в соответствии с установленным планом.

Порядок осуществления этого этапа зависит от выбранного способа приватизации. 

Можно разобрать один из них. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе. На нем продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов высокую цену за такое имущество. Аукцион является открытым по составу участников. Имеется две формы подачи предложений о цене государственного и муниципального имущества,  которые определяться решением об условиях приватизации. Первая форма подачи - закрытая: предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах. Вторая форма – открытая: цены объявляются ими открыто в ходе проведения торгов[67]. Аукцион, где принял участие только один участник, объявляется несостоявшимся. При равенстве двух и более заявок о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем становится участник, чья заявка[68] (См. приложение 1)подана раньше остальных предложений. Длительность приема должна быть не меньше двадцати пяти дней. При проведении аукциона, если применяется открытая форма подачи заявок о цене государственного или муниципального имущества, в информационном письме кроме сведений, указанных в статье 15 Закона о приватизации[69].

Наименование[70] государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации имущества, реквизиты указанного решения; наименование имущества и характеристика имущества; способ приватизации; начальная цена; форма заявки о цене; сроки платежа, реквизиты счетов; устанавливается размер повышения начальной цены и т. д.

Задаток для участия в аукционе указывается в размере 20 процентов начальной цены, установленной в информационном письме о приватизации государственного или муниципального имущества, но не больше чем 4,5 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров труда. [71]


При закрытой форме подачи заявки о цене государственного или муниципального имущества они подаются в день подведения итогов, аукциона.

Претендент не принимается к участию в аукционе по следующим пунктам: 

1) предъявленные документы не доказывают право претендента быть покупателем согласно законодательству Российской Федерации; 

2) предъявлены не все документы согласно со списком, указанным в информационном письме, или оформление указанных документов не совпадает с законодательством Российской Федерации; 

3) предложение подано лицом, не поверенным претендентом на осуществление таких действий; 

Список оснований отказа в участии в аукционе является исчерпывающим.[72] До объявления претендента участником аукциона он имеет право в письменной форме снять зарегистрированную заявку.

В случае снятия претендентом[73] в указанном порядке заявки до даты окончания приема поступивший от претендента задаток подлежит возврату не позднее пяти дней со дня поступления уведомления о снятии заявки.

Одно лицо подает только одно предложение.

Оповещение о победе на аукционе дается победителю или его полномочному представителю под расписку или посылается по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня подведения итогов аукциона.

При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается, он теряет право на заключение указанного договора. Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, кроме его победителя, в течение пяти дней со дня подведения итогов аукциона. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него проводится согласно с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее тридцати дней после дня оплаты[74] имущества. Не уладившиеся Федеральным законом и связанные с проведением аукциона отношения улаживаются Правительством Российской Федерации.

Нужно запомнить, что без четко намеченного процесса, высокого терпения ничего сделать не получится. Особый момент этого процесса, то, что муниципальные объекты не разрешают приватизировать, если их стоимость очень высока, и они как-то интересны государству. Ну, а зачем, если такое предприятие приносит доход в казну города. Но любое другое предприятие все-таки можно приватизировать и продать через специальный аукцион.[75] На специальном сайте аукциона, можно прочитать все правила, а так же изменения торгов и связаться с организаторами торгов. Все создано для удобства пользователей.