Файл: Налог на добавленную стоимость: особенности определения налоговой базы банками (Особенности отражения НДС на счетах бюджетного учета)СТЬ НА СЧЕТАХ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета, в порядке, предусмотренном НК РФ, отражается по кредиту счета

0 210 01 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» и дебету счета

0 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»;

— списание сумм НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг) в порядке, предусмотренном НК РФ, отражается по

кредиту счета 0 210 01 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг)(0 109 60 221 — 0 109 60 226, 0 109 60 290). [Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - Финансы, №1-2008. – 65-92с].

К документам, подтверждающим правомерность применения положений подп. 4.1 п. 2ст. 146 НК РФ бюджетным учреждением, относятся:

— государственное (муниципальное) задание, составленное по соответствующей форме;

— соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии (для федеральных бюджетных учреждений является обязательным);

— выписка из лицевого счета бюджетного учреждения.

Так как выполнение работ (оказание услуг) в рамках государственного (муниципального) задания за счет бюджетных субсидий не образует у бюджетного учреждения объекта налогообложения, то при их оказании (выполнении) НДС не начисляется, а «входной» НДС по приобретенным бюджетным учреждением ресурсам учитывается в их стоимости на основании п. 2 ст. 170 НК РФ.

При исчислении НДС нужно не только разбираться в составе объектов обложения НДС, но и ориентироваться в ст. 149 НК РФ, которая по праву считается основной «льготной» статьей по указанному налогу, поскольку все установленные статьей льготы по НДС разделены законом на обязательные и добровольные. Обязательные льготы приведены в пп. 1 и 2 с. 149 НК РФ, и от их применения бюджетное учреждение отказаться не вправе.

В частности, в обязательном льготном режиме оказываются некоторые виды медицинских услуг, что характерно для медицинских учреждений, образовательные услуги, услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемые архивными учреждениями и т.д. [Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - Финансы, №1-2008. – 65-92с].


Информация по льготам, применяемым добровольно, содержится в п. 3 ст. 149 НК РФ, и при желании бюджетное учреждение вправе отказаться от льготного режима, подав в свою налоговуюинспекцию соответствующее заявление. При этом отказаться от использования добровольных льгот можно как в отношении операций, предусмотренных одним подпунктом п. 3 ст. 149 НК РФ, так и в отношении льгот, предусмотренных несколькими подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ. Согласно п. 5 ст. 149 НК РФ заявление на отказ от льготы, применяемой по умолчанию, нужно подать в свою налоговую инспекцию не позднее 1-го числа налогового периода, с которого бюджетное учреждение намерено отказаться от льготы или приостановить ее использование.

Минимальный срок отказа от действия льготы или приостановления ее действия составляет 1 год, а максимальный — сроками не ограничен.

1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В НАЛОГ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ.

НДС является одним из относительно новых, масштабных и довольно сложных в исчислении и администрировании косвенных налогов. Он обеспечивает поступление значительной доли налоговых доходов консолидированного бюджета России, и, особенно, его федерального уровня, куда полностью зачисляется согласно бюджетному и налоговому законодательству страны. Являясь косвенным налогом, НДС концентрирует в себе как позитивное, так и негативное воздействие на поведение и выбор потребителя и всех остальных структур рыночного хозяйства. [Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - Финансы, №1-2008. – 65-92с].

Положительное воздействие на потребителя он оказывает посредством теоретически возможной нейтральности по отношению к цене. Однако даже авторы известной работы «Современный НДС», научные сотрудники Международного валютного фонда, достигшие значительных успехов в исследовании и популяризации данного налога в мировом экономическом пространстве, признали, что «несмотря на название, НДС по своей сути не является налогом на добавленную стоимость; это скорее налог на потребление».

Этот вывод подтверждается практикой использования данного налога в мировом экономическом пространстве и, особенно, в российской налоговой системе. В процессе своего функционирования НДС трансформируется из налога на добавленную стоимость в налог на конечного потребителя, т.е. он становится оборотным налогом и, как таковой, повышает цену товаров и услуг конечного потребления. Это положение воздействует на сокращение индивидуального и совокупного объема спроса, а, стало быть, и на снижение темпов экономического роста в целом. [Кучеров И.И. Теория налогов и сборов. – М., 2009].


Теоретические основы НДС исследованы налоговедческой наукой, но выводы ученых, специалистов неоднозначны, при высокой степени подмены его экономической природы юридическими нормами и законами. Проведенный нами анализ данного налога свидетельствует, что при таком подходе превалирует генерирование определенных сложностей, проблем, противоречий, которые устранить только дополнениями, изменениями, уточнениями действующего налогового законодательства невозможно.

В практике российского законодательства по НДС ежегодно принимается множество поправок, изменений, которые по своему количеству превосходят в этом отношении все другие налоги. Однако зачастую в своей основе они сводятся к повышению функций администрирования и налоговой ответственности, т.е. использованию в возрастающей степени фактора насилия в процессе получения бюджетных доходов от данного налога. [Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - Финансы, №1-2008. – 65-92с].

Такой подход не относится к разряду экономически эффективных. Согласно проведенным исследованиям, интегральный показатель доходности НДС – VRR (VAT RevenueRatio) в России за 2003-2011 гг. составляет 0,53.

Учитывая сокращение налоговых поступлений НДС в 2013 году по сравнению с 2012 годом, а также незначительный темп прироста ВВП при неизменных налоговых ставках в этот период, в настоящее время данный показатель находится на уровне 0,51-0,52.

В России эффективность использования НДС, рассчитанная нами на основе показателя добавленной стоимости, находится на уровне 0,5%, что свидетельствует о низкой приблизительно 50-ти процентной собираемости доходов от этого налога. Показатель VRR в России за анализируемый период был значительно ниже, чем, например, в КНР, и более того, в таких странах «бывших союзных республик», как Беларусь – 0,81, Азербайджан – 0,69 и даже в Украине – 0,62.

Прямые связи между производителем и потребителем составляют незначительную часть внутреннего товарооборота. Каждая производящая структура использует посредников как связывающее звено в цепочке движения товара до конечной фазы воспроизводственного цикла – потребления.

В современной российской экономике посредничество в обмене достигает значительных размеров. В результате растут издержки в сфере торгового оборота, что в конечном итоге способствует росту цен. Через ценовой механизм конечный потребитель оплачивает посреднику его издержки и прибыль, а это можно рассматривать как определённый косвенный налог, который посредник посредством ценового механизма изымает у потребителя, так как у последнего иного выбора нет. [Кучеров И.И. Теория налогов и сборов. – М., 2009].


Повсеместно развитая посредническая деятельность не только снижает платежеспособность потребителя, но и приводит к различного рода действиям, не соответствующим налоговому законодательству. [Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - Финансы, №1-2008. – 65-92с].

Экономические принципы налогообложения в условиях рыночной экономики реально реализуются, если достигается единство интересов налогоплательщика и налогополучателя, когда для них уплата налога приносит определённую выгоду. Такое положение наступает тогда, когда налог понимается не как безвозмездно присваемая государством часть доходов, а когда посредством полученных доходов государство удовлетворяет те потребности налогоплательщиков, которые он самостоятельно удовлетворить не сможет, т.е. налог является возмездным платежом.

Только в этом случае платить налоги станет выгодным. Вторым теоретическим положением, способствующим исключению в налоговой практике различного рода недостатков, является проблема источника налога. На ранней стадии становления рыночной экономики обосновывал выгодность налоговых платежей и определил их источники. К последним он относил доходы.

Если исходить из этих принципиальных положений, то налогообложению подлежат доходы, получаемые как субъектами хозяйственной деятельности, так и домашними хозяйствами. Поэтому любой вид налога должен уплачиваться из суммы полученных доходов. [Кучеров И.И. Теория налогов и сборов. – М., 2009].

Налогооблагаемая база НДС – добавленная стоимость. Исчисление этого налога методом частичных платежей, как свидетельствует практика налогообложения в России, да и в странах с развитой рыночной экономикой, в которых используется этот метод, даёт основания для вывода, что он обладает значительными недостатками.

Однако в зарубежных странах данный механизм совершенствовался в течение довольно продолжительного периода времени, кроме этого, государство обеспечивает выполнение своих обязательств перед налогоплательщиками, следовательно, отрицательные последствия исчисления НДС минимизированы и не приводят к крупномасштабным потерям налоговых доходов. В России же сложилась ситуация иная. [Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - Финансы, №1-2008. – 65-92с].

Принимаемые государством меры по устранению отрицательных последствий при расчёте НДС к разряду эффективных не относятся, в связи с этим возникает объективная необходимость принципиальных изменений в методологии исчисления НДС. Альтернативой используемому методу определения налоговых обязательств по НДС является более простой и прозрачный метод, который в экономической литературе назван прямым аддитивным или балансовым методом. Он позволяет обеспечить получение налоговых доходов непосредственно с добавленной стоимости.


Налоговое законодательство Российской Федерации, по нашему мнению, далеко не полностью использует стимулирующую функцию НДС. Ставки, по которым он исчисляется, относятся к разряду жёстко дифференцированных. Поэтому производители, создающие добавленную стоимость в значительных размерах за счёт создания наукоёмкой, высококачественной продукции, и те хозяйствующие субъекты, которые не идут по этому пути, НДС платят по единой ставке. Такое положение отрицательно сказывается на решении проблем экономического роста в стране.

Поэтому назрела необходимость дифференцированного подхода в системе налогообложения. Для косвенных налогов дифференциация ставок должна быть обратной, по сравнению с прямым налогообложением. Например, если достигается опережающий рост добавленной стоимости по сравнению с налоговыми доходами, то почему не использовать понижающие ставки по отношению к данному росту? [Кучеров И.И. Теория налогов и сборов. – М., 2009].

Ведь это будет выгодно бизнесу, домашним хозяйствам и государству. Бизнесу – потому, что приращение стоимости подлежит льготному налогообложению, домашним хозяйствам – за счёт определённого сокращения НДС в ценах на товары, а государству – потому, что это обеспечит совокупный рост поступлений от данного вида налога. С другой стороны, при уплате НДС на основе предлагаемого метода достигается ценовая нейтральность данного налога.

ВЫВОД

Цена товара или услуги включает в себя приращённую, т.е. добавленную стоимость, а от того, как она будет делиться между производителем и государством её размер не изменится. В этом случае добавленная стоимость будет присваиваться как хозяйствующим субъектом в виде дохода, так и налогополучателем в виде налога без переложения налоговых доходов на потребителя.

НДС – привлекательный налог для формирования доходной части бюджета, но его негативное влияние на экономическую систему таково, что он является тормозящим фактором её эффективности и стабильности роста.

Поэтому и возникает проблема оптимального воздействия данного налога на бюджетную и экономическую систему, повышения его доходности и снижения уровня правонарушений при его администрировании.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ БАНКАМИ