Файл: Налог на добавленную стоимость: особенности определения налоговой базы банками (Особенности отражения НДС на счетах бюджетного учета)СТЬ НА СЧЕТАХ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налог — это обязательный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налогообложение прошло длительный путь развития. Рабовладельческое, а затем и феодальное государство использовали налоги для пополнения своей казны.

По мере развития товарно-денежных отношений налог приобретает денежную форму. Одним из первых денежных налогов был поголовный налог на всех граждан в Римской империи - назывался этот налог трибут.

Постепенно денежные налоги вытесняют все остальные виды государственных доходов и становятся ведущими в финансовых ресурсах государства. Мы можем наблюдать, что современная налоговая система – это результат длительного развития цивилизации, который представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с развитием экономики и государства.

В современных условиях для того чтобы управлять предприятием необходим багаж знаний во многих областях экономики. Наряду с менеджментом, маркетингом, бухгалтерским учетом и некоторыми другими направлениями основы налогообложения занимают одно из важнейших мест и являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия.

Хотелось бы коснуться подробнее налога на прибыль. Согласно Налоговому кодексу РФ налог на прибыль является одним из значимых. Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может активно развивать экономику.

Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного дохода налогоплательщика через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования ставки, государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность в различных отраслях экономики. Значительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.

Цель: рассмотреть налог на добавленную стоимость: особенности определения налоговой базы банками.

Задачи:

  1.  Изучить налог на добавленную стоимость.
  2. Рассмотреть особенности определения налоговой базы банками.

Объектом исследования является налог на добавленную стоимость.

Предметом исследования является особенности определения налоговой базы банками.

Теоретической и методологической основой исследования стали книги и статьи следующих авторов работают Павленко И.А., Туезова В.С.. и др.


Структура данной работы включает в себя: введение, двух глав, заключение и список использованной литературы.

Во введении рассмотрены: актуальность темы, определяются предмет, объект, цели и задачи.

В первой главе будут рассмотрено налог на добавленную стоимость .

Во второй главе показаны особенности определения налоговой базы банками.

В заключении проведены итоги.

ГЛАВА 1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

1.1 ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НА СЧЕТАХ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА.

Консультант по налогам и сборам власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах [Налоговое право: учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ. 2003. 591 с].

В рамках основного вида деятельности, предусмотренного уставом бюджетного учреждения, орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает государственное (муниципальное) задание, от выполнения которого учреждение отказаться не вправе. Для федеральных бюджетных учреждений такое задание формируется Правительством РФ, а для региональных и муниципальных учреждений — региональной властью или местной администрацией.

Основным документом, устанавливающим требования к форме и порядку формирования государственного задания в отношении федеральных бюджетных учреждений, является Положение о формировании государственного задания. В отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Положение № 671) [Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - Финансы, №1-2008. – 65-92с].

На основе Положения № 671 власти регионов и муниципальных образований разрабатывают собственные нормативные документы, устанавливающие порядок формирования государственного (муниципального) задания, т. е. основную деятельность, предметы и цели которой определяются федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами и уставом учреждения, бюджетное учреждение ведет в рамках выполнения соответствующего государственного (муниципального) задания.


Причем обычно за свои услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в рамках государственного (муниципального) задания, бюджетное учреждение платы не взимает. В то же время в силу п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а иногда и в его пределах, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, на платной основе. [Кучеров И.И. Теория налогов и сборов. – М., 2009].

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета. В частности, федеральным бюджетным учреждениям субсидии перечисляются в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета учреждения, на что указывает п. 14 Положения № 671. [Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - Финансы, №1-2008. – 65-92с].

Таким образом, бюджетное учреждение может оказывать услуги (выполнять работы) не только в рамках своего основного вида деятельности, но и в рамках иных видов деятельности, не являющихся основными. При этом часть услуг (работ) может осуществляться учреждением без взимания платы, а часть — на платной основе.

Порядок исчисления и уплаты НДС установлен гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (НК РФ). В соответствии со ст. 143 НК РФ организации признаются плательщиками НДС. Так как никаких специальных норм в отношении бюджетных учреждений ст. 143 НК РФ не содержит, то бюджетное учреждение также признается плательщиком НДС, а значит, при наличии налогооблагаемых операций бюджетное учреждение обязано исчислить сумму налога и заплатить его в бюджет в порядке, установленном гл. 21 НК РФ. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина России от 25.12.2007 № 03-07-11/643.

Согласно п. 1ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются следующие операции:

— реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав на возмездной или безвозмездной основе;

— передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;


— выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. [Кучеров И.И. Теория налогов и сборов. – М., 2009].

Основным объектом налогообложения по НДС выступают именно операции по реализации товаров (работ, услуг) на российской территории. При исчислении суммы налога с таких операций учреждение, как и иной любой налогоплательщик, определяет налоговую базу в порядке, установленном ст.154 НК РФ. Сумма налога рассчитывается произведением налоговой базы на соответствующую ставку налога, размеры которой установлены ст. 164 НК РФ. [Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - Финансы, №1-2008. – 65-92с].

Так как бюджетное учреждение является плательщиком НДС, то при совершении налогооблагаемой операции оно обязано выставить счет-фактуру в порядке, определенном п. 3ст. 169 НК РФ. Согласно указанной норме счета-фактуры выставляются налогоплательщиком не позднее 5 календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. На это указывает и письмо Минфина России от 12.10.2011 № 03-07-14/99.6 (318) – 2013

Как и все другие налогоплательщики, бюджетные учреждения в общем порядке ведут журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также Книгу покупок и продаж. Формы счетов-фактур и указанных налоговых регистров по НДС установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость». [Кучеров И.И. Теория налогов и сборов. – М., 2009].

Суммы «входного» НДС по ресурсам, использованным в операциях, облагаемых налогом, на основании п. 1ст. 171 НК РФ принимаются учреждением к вычету в порядке, установленном ст. 172 НК РФ. В соответствии со ст. 172 НК РФ право на применение налогового вычета возникает у бюджетного учреждения при одновременном выполнении следующих условий:

— товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для использования в налогооблагаемых операциях или для перепродажи;

— товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету;

— у бюджетного учреждения имеется счет-фактура, оформленный надлежащим образом, и соответствующие первичные документы.


Вычет по НДС применяется по факту отгрузки, т. е. независимо от того, имеется или нет у бюджетного учреждения задолженность перед поставщиком за отгруженные товары (работы, услуги), переданные имущественные права.

Бюджетное учреждение руководствуется также нормативными документами, принятыми Минфином России до 01.01.2013г., а именно: — приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н);

— приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 174н). [Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики - Финансы, №1-2008. – 65-92с].

Согласно п. 112 Инструкции № 174н операции по увеличению расчетов по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам оформляются следующими бухгалтерскими записями:

— суммы налога, предъявленные учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам, выполненным работам, оказанным услугам либо фактически уплаченные при ввозе нефинансовых активов на территорию Российской Федерации, не включаемые в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг), отражаются по дебету счета 0 210 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» (0 208 21 660 — 0 208 26 660, 0 208 31 660 — 0 208 34 660, 0 208 91 660), 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (0 302 21 730 — 0 302 26 730, 0 302 31 730 — 0 302 34 730, 0 302 91 730);

— начисление НДС по полученным предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) отражается по дебету счета 0 210 01 5 60 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» и кредиту счета 0 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость». [Кучеров И.И. Теория налогов и сборов. – М., 2009].

Операции по уменьшению расчетов по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам согласно п. 113 Инструкции № 174н оформляются следующими бухгалтерскими записями: