Файл: "Юридическая сущность предпринимательского права".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как же соотносится предпринимательское право с другими отраслями права. Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо учесть, что она (предпринимательское право), регулирует общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, которые в свою очередь входят в предмет многих отраслей права. Следовательно, предпринимательское право не может просто рассматриваться как очередная отрасль права, поскольку в его предмет входят общественные отношения, регулируемые разными отраслями права. Нельзя также рассматривать предпринимательское право как некую химеру или Фантомас, ибо с этими общественными отношениями мы сталкиваемся каждый день. Нам ответят сторонники цивилистического подхода, Вы ежедневно сталкиваетесь с общественными отношениями в рамках гражданского права, а не предпринимальского. На этот выпад можно возразить следующим образом, а разве гражданское право регулирует общественные отношения, связанные с государственной регистрацией, лицензированием, сертификацией, соблюдением санитарных норм и правил и.т.д. Очевидно нет! Но без регулирования этих отношений, оказывается невозможным осуществление предпринимательской деятельности, а, следовательно, невозможно возникновение общественных отношений, которые входят в предмет гражданского права на современном уровне его развития. Но еще из древнего Рима было известно к невозможному никто не обязывается. Таким образом, объявляя предпринимательское право «химерой», «фантомасом», "коровьевскими штуками" [18], тем самым они отрицают единство правовой системы как таковой, ибо при таком подходе отрасли права оказываются абсолютно не связанными друг с другом и делают невозможным существование гражданского права как такового, поскольку на современном этапе развития общества люди приобретают товары, работы и услуги у субъектов предпринимательской деятельности, деятельность которых регулируется нормами предпринимательского права. В предмет предпринимательского права на наш взгляд входят также внутрикорпоративные отношения, которые гражданское право регулировать не может. Почему? Часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ гласит, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников [1] .


Из положения данной статьи Гражданского кодекса РФ следует, что общественные отношения, входящие в предмет гражданского права - это имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Отношения связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения) ни при каких обстоятельствах не могут рассматриваться в качестве общественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, поскольку их субъекты во - первых не обладают имущественный самостоятельностью, во - вторых они не находятся в отношениях равенства между собой, а их природа носит иной, организационно - управленческий характер. С точки зрения формальной логики одним понятием нельзя охватить объекты, которые обладают взаимоисключающими признаками, в противном случае понятие будет внутренне противоречивым. Нельзя в одном понятии утверждать, что гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников и отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения, поскольку они имеют принципиально различную правовую природу и с точки зрения формальной логики они никак не могут быть объединены в одно понятие: предмет гражданского права.

Если же исходить из того, что «автором всех законов не только формально, но и по существу, как известно, является законодатель, который в соответствии с п. 2 ст. 1264 ГК вправе по своему усмотрению вносить любые дополнения и изменения в текст, подготовленный разработчиками, используя его без согласия последних» [18], включая самые противоречивые законопроекты и законопроекты, которые не отвечают требованиям элементарной логики, не говоря уже о более тонких закономерностях правового регулирования общественных отношений, то тогда нет и не может быть вообще никакой юридической науки, поскольку «право в таком случае представляет собой возведенный в закон произвол», который в принципе нельзя изучать, поскольку, как известно произвол изучению не поддается.

Но юридическая наука, конечно же, существует и живет. А, следовательно, законодатель и правоприменителя должен для того, чтобы его решения были эффективными прислушиваться к мнению, высказываемому разными представителями юридической науки и следовать ее логике. Если же следовать логике юридической науки, то, получается, необходимо признавать существование предпринимательского права как весьма специфического правового образования (области правового регулирования, базисной, фундаментальной отрасли права), которая регулирует общественные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности и благодаря которому отрасли права объединяются в единое целое, и существует само общество в целом. Можно его конечно не замечать, как воздух и по наивности считать, что мы живем в безвоздушном пространстве, но как только воздуха станет мало, мы начнем задыхаться, точно также плохое регулирование предпринимательской деятельности, сказывается на экономическом самочувствии предпринимателя, что отражается на росте цен [14,15].


Вместе с тем, подобная специфика предпринимательского права исключает возможность его кодификации, понимаемой в классическом понимании этого слова, поскольку «правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется на уровне всей системы права в целом, то, следовательно, необходима всеобщая кодификация, которая невозможна, ибо упорядочению подлежат не все общественные отношения, а только общественные отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности» [10]. Разрешение этого противоречия возможно только путем проведения так называемой «виртуальной кодификации», суть которой сводится к проведению работ по упорядочению системы предпринимательского права, устранению противоречий и дублирования без принятия соответствующего кодифицированного нормативно - правового акта. Представляется, что к проведению подобного рода работ должны быть привлечены представители научной общественности, предпринимательского сообщества, профсоюзы, государство, муниципальные образования, экологические движения и.т.д. [10]

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что предпринимательское право выступает в качестве основной (фундаментальная, базисная) области правового регулирования и системы, регулирующей общественные отношения в ходе осуществления предпринимательской деятельности, благодаря которой различные отрасли права объединяются в единую систему, и обеспечивается нормальное функционирование экономической системы общества.

2.2 Проблемы развития предпринимательского права в России

Важность данной темы состоит в том, что наша страна стремиться к созданию эффективной рыночной экономики, так же к стимулированию развития

предпринимательства в не сырьевой сфере. Экономическое развитие сильно зависит от отношений государства с субъектами предпринимательской деятельности, а именно от применения государством эффективных правовых методов.

В настоящее время возникает проблема соотношения публичного и частного права. Динамичное развитие экономики и предпринимательских отношений, делает изменчивой границу между ними.

В России в отличии от европейского права, не выделялось самостоятельное предпринимательское право, из - за отсутствия исторических предпосылок, а именно особенность государственно - политического строя. В нем отсутствие частноправовых традиций. Частное право в России представлено только гражданским правом, до момента октябрьской революции. 1


После революции был сформирован Хозяйственно - правовой концепция к предпринимательскому праву. Что совмещала в себе административно - правовые начала с гражданско - правовые элементы, которые были полностью подчинены административным. Позднее в 30х годах была создана концепция единого хозяйственного(предпринимательского) права, и упразднения гражданского права.

В девяностых в связи с переходом на рыночную экономику, была изменена данная концепция. Есть и предложения принять предпринимательский кодекс. Сейчас почти в каждой отрасли российского права содержаться нормы регулирующие экономическую политику государства. Большинство же норм представлено в гражданском и административном праве. Отношения в сфере товара - денежного оборота регулируются гражданским правом, а отношения между государством и предпринимателями - административным. От сюда следует, что каждая отрасль регулирует предпринимательские отношения, только в определенной области и с помощью определенных методов.1

Проводились исследования условий развития предпринимательства в России в 2011 - 2013 г. Где проводились опросы субъектов малого и среднего предпринимательства. Результат которых, позволял выявить проблемы, ограничивающие развитие этих субъектов. К таким исследованиям относятся мониторинги и индексы экспертных, международных организаций. А именно: «Глобальный мониторинг предпринимательства1» (GEM), «Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса» ОАО «МСП Банк», опросы субъектов АНО «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства». Результат их говорит о сохранении факторов, которые тормозят развитие субъектов предпринимательства. Одно из этих факторов это нестабильное налогового и финансового законодательства в регулировании предпринимательства. И эта проблема является наиболее значимой для развития сферы предпринимательства.

Так же были введены акты ухудшающие финансовые условия развития малого и среднего предпринимательства - от 3 декабря 2012 г. № 243 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» где был увеличен размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование. Также ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который влечет рост налоговой нагрузки на малое и среднее предпринимательство. Также основными проблемами называют - высокие требования к заемщику, недостаток инвестиционных средств. Что является следствием ситуации на финансовом рынке. Из - за ограничений, установленных центральным банком, множество кредитных организаций оказываются ограниченными в своих возможностях.


Плюс ко всему сохраняется высокий уровень административных барьеров, как сообщает «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ»1 к этим барьерам приспособиться не выходит. Что подтверждает доклад уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей 2014 года. Где выделяется ряд административных процедур, у которых сильно осложнено их прохождение.

В других странах положение стоит иначе, например, в Германии малое предпринимательство является важной сферой экономики. И правительство всячески поддерживает малое предпринимательство как финансово, так и технологически. Там существуют специальные программы для реализации поддержки. Доля малого предпринимательства экономики Японии составляет около сорока процентов.

Так и для России для развития предпринимательства необходима специальная программа, которая включала бы: введение соответствующего антимонопольного, налогового, валютно - ценового регулирования; образование государственных инвестиционных, страховых и информационных фондов и создание стабильного предпринимательского законодательства.

Заключение

Значимость темы правового курсовой работы о регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации обусловлена теоретическими и практическими проблемами правового регулирования предпринимательской деятельности в России в современных социально-экономических условиях выхода страны из экономического кризиса. Предпринимательская деятельность по своей сущности представляет собой особое явление, поскольку задействует многочисленные частноправовые и публично-правовые интересы и предполагает совмещение задач по извлечению прибыли и одновременному решению важных публичных целей. Предприниматели объединяют свободные средства физических и юридических лиц, включают их в инвестиционные проекты, развитие потребительского рынка, связывая в единое целое интересы государства и бизнеса.

В настоящее время в сфере предпринимательской деятельности отмечается наличие многочисленных проблем. Отсутствие опыта осуществления предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики стало причиной долгого периода становления современной бизнес системы, стремящейся соответствовать мировому уровню. Кроме того, в нормативных правовых актах отсутствует всеобъемлющее понятие предпринимательской деятельности, а в литературе содержатся неоднозначные дискуссии относительно ее соотношения с иными сходными правоотношениями и деятельностью.