Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Особенности нервно-психического развития детей при поступлении в школу
1.2 Исследование мотивационной готовности детей к обучению в школе
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1. Исследование интеллектуальной и эмоциональной готовности детей к школьному обучению
ВВЕДЕНИЕ
Проблема готовности детей к школьному обучению является на сегодняшний день довольно актуальной. Так как от решения данной проблемы зависит адаптация и успешное обучение ребенка в школе. Известно, что развитие каждого ребенка индивидуально. Одни дети созревают раньше, а другие чуть позже.
Выше сказанное позволяет констатировать актуальность необходимости изучение проблемы готовности детей к школьному обучению.
Психологические аспекты готовности к школьному обучению в школе изучались многими отечественными и зарубежными исследователями (Н.Е. Вераска, Н.И. Гуткина, Д.Б. Эльконин, Г.А. Урунтаева и др).
Проблема исследования заключается в необходимости изучения интеллектуальной и эмоциональной готовности детей к обучению в школе
г. Москва и г. Подольск.
Целью исследования является изучение интеллектуального и эмоционального развития детей при подготовке к школьному обучению.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности нервно-психического развития детей при поступлении в школу;
- рассмотреть методы исследования мотивационной готовности детей к обучению в школе;
- исследовать интеллектуальную и эмоциональную готовности детей к школьному обучению;
- дать рекомендации для повышения уровня учебной мотивации детей.
Объектом исследования является интеллектуальная и эмоциональная готовность детей к школьному обучению.
Предметом исследования являются особенности интеллектуальной и эмоциональной готовности детей к школе в условиях г. Москва и г. Подольск.
Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании использовались следующие методики: анализ научной литературы по данной проблеме и диагностические методики.
Для определения уровня интеллектуальной и эмоциональной готовности детей к школьному обучению была применена часть диагностического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» в версии Л.А. Ясюковой. А так же методика «Домик» Н.И. Гуткина направленная на определение способности ребенка копировать сложный образец.
Структура работы определена ее общей концепцией, поставленными задачами и логикой исследования. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Научная новизна данной работы обусловлена тем, что в работе приведены данные позволяющие применять исследования на практике.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что интеллектуальное и эмоциональное развитие детей взаимосвязаны и влияют на адаптацию детей в школе, что определяет необходимость научно-методического обеспечения психодиагностической работы практических психологов в школе.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Особенности нервно-психического развития детей при поступлении в школу
Вопрос о возрасте начала обучения в школе привлекает большое внимание многих специалистов в области охраны здоровья детей - педиатров, гигиенистов, учителей, школьных психологов. Одним из основополагающих гигиенических принципов является соответствие суммарной образовательной нагрузки нервно-психическим и функциональным возможностям современных учащихся. Этот принцип был сформулирован П. К. Анохиным, С. М. Громбахом [4, с. 92; 5, с. 7] и не утратил своего значения в настоящее время [1, с. 99; 8, с. 33; 16, с. 71]. Согласно закону «Об образовании», начало обучения ребенка возможно при достижении возраста шести с половиной лет. Хотя в некоторых случаях на обучение принимаются дети и более раннего возраста - 6 лет. Не утратил остроты и вопрос о более позднем начале обучения - с 7 лет [3]. Изучение особенностей нервно-психической сферы ребенка на первом году обучения позволяет оценить целесообразность приема ребенка в школу ранее 7-летнего возраста.
Комплексный анализ нервно-психической сферы включает оценку психомоторики, утомления нервной системы, длительности и произвольности пластичности и адаптационных возможностей нервной системы [2; 17, с. 168; 18, с. 28]. Вместе с тем в предыдущих исследованиях [13, с. 310] было показано, что качество и степень психической зрелости учащихся младших классов в большей степени определяются «стажем учебной деятельности» и слабо зависят от возраста начала обучения. Поэтому задачей исследования является сравнительный анализ поступивших в разном возрасте в школу первоклассников по характеристикам психомоторики, утомления нервной системы, длительности и произвольности пластичности и адаптационных возможностей нервной системы.
Для исследования использована современная технология психофизиологического обследования [1, с. 387; 9, с. 35; 11; 12, с. 242], обеспечивающая многостороннюю оценку нервно-психической сферы. Она была реализована на основе «Комплекса для психофизиологических исследований компьютерного» КПФК-99 «Психомат» [9, с. 36; 10, с. 15; 11]. Комплекс реализует ряд инструментальных методов (рисунок 1) и методов оценки зрительно-моторной координации. При выборе методов психофизиологического обследования была учтена возможность повышенной утомляемости первоклассников. Поэтому применены 3 блока методик, не вызывающих утомления, без снижения их информативности.
Рисунок 1. Функциональная лабильность зрительного анализатора первоклассников в зависимости от возраста поступления в школу
поступления в школу
Для анализа различных форм психомоторики учтена ее многоуровневая структура, требующая применения различных методов исследования.
Одной из форм психомоторики, не связанной с необходимостью осуществлять скоростные двигательные акты, является координация положения доминирующей руки. Для ее тестирования применялась методика «Зрительно-моторная координация» (ЗМК), связанная с удержанием «контактного карандаша» в центре тестового отверстия (ЗМК в статике) и проведением его внутри тестового паза (ЗМК в движении), не прикасаясь к их краям. оценивалось время касаний к краям отверстия и паза.
Следующий уровень психомоторики связан с простыми скоростными движениями вне зависимости от событий внешней среды. Для этого использована методика Теппинг-тест в максимальном темпе, требующая максимально быстрого постукивания контактным карандашом по кнопке ответа в течение 5 с. Определяли время предельно быстрой моторики как средний интервал времени между постукиваниями в мс, и нестабильность мелкой моторики - среднеквадратичное отклонение интервалов времени между постукиваниями.
Более сложным уровнем психомоторики является скоростное реагирование на внешний стимул, но без выбора ответа. Анализ этого уровня обеспечивает методика «Простая сенсомоторная реакция» на световой раздражитель, состоящая из 5 заданий, в каждом из которых ребенок, поставив контактный карандаш на исходную кнопку, ожидал появления светового сигнала, а при его появлении должен был как можно быстрее нажать на кнопку ответа. Оценивался моторный компонент простой сенсомоторной реакции - время движения руки от исходной кнопки до касания к кнопке ответа [9, с. 37; 10, с. 16; 11].
Следующий уровень состоит в скоростном принятии решений с выбором двигательных реакций на различные стимулы с активизацией функций переключения внимания. Для этого использована методика «Экстренный выбор» из 20 однотипных тестовых проб. В каждой из них при включении одного из двух световых сигналов необходимо как можно быстрее его погасить нажатием на соответствующую кнопку ответа, после чего тут же запускалось следующая проба. Отсутствие явной закономерности в последовательности предъявляемых стимулов, а также необходимость как можно быстрее их гасить, активизировало функцию переключения внимания. Оценивались время реакций и доля ошибок, отражающие скорость и точность двигательных реакций в условиях, требующих экстренного переключения внимания.
Для определения утомления нервной системы применялись показатели функциональной лабильности зрительного анализатора.
Основным показателем функциональной лабильности является критическая частота слияния мельканий (КЧСМ), снижение которой может быть связано с утомлением нервной системы ребенка [7, с. 18; 14, с. 36]. Методика состояла из заданий, в которых предъявлялись световые вспышки от безинерционного источника света с некоторой частотой следования. Испытуемый определял, свет мелькает или нет. В зависимости от ответа частота вспышек возрастала или снижалась. Оценивалась наименьшая (критическая) частота световых вспышек, при которой они воспринимались без ощущения мельканий.
В качестве дополнительного показателя использован латентный компонент сенсомоторной реакции, определяемый методом «простой сенсомоторной реакции на световой раздражитель» как время от момента подачи сигнала до отрыва контактного карандаша от исходной кнопки.
Позитивной особенностью этих методов обследования является доступность в понимании и выполнении соответствующих тестовых заданий детьми младшего школьного возраста [10, с. 16].
Исследования были проведены с первоклассниками (80 детей) в одной из московских школ в конце учебного года. Все эти дети поступили в школу в возрасте от 6,5 до 8 лет. Для сравнительного анализа они были поделены на две примерно равные по возрасту группы на 1 сентября, когда они впервые переступили порог школы: группы до 7 лет и группа после 7 лет (возрастное различие между этими группами школьников составило в среднем 7,5 мес).
Показатели развития многоуровневой структуры психомоторики представлены в таблице.
Таблица 1
Показатели (в мс) развития психомоторики у первоклассников при разном возрасте поступления в школу
Пол |
В группе поступивших в школу |
Относительные возрастные различия, % |
Достовер ность различий Р |
|
до 7 лет |
после 7 лет |
|||
Время касаний к краям тестового отверстия в ЗМК в статике |
||||
Девочки |
89 |
70 |
27,1 |
< 0,05 |
Мальчики |
117 |
118 |
1,0 |
- |
Все |
105 |
99 |
6,1 |
- |
Время касаний к краям тестового паза в задании ЗМК в движении |
||||
Девочки |
113 |
91 |
25,1 |
< 0,05 |
Мальчики |
110 |
103 |
7,1 |
- |
Все |
111 |
98 |
14,1 |
< 0,05 |
Время предельно быстрой моторики в задании теппинг-тест |
||||
Девочки |
273 |
243 |
12,3 |
< 0,05 |
Мальчики |
299 |
283 |
5,7 |
- |
Все |
288 |
267 |
7,9 |
< 0,05 |
Нестабильность мелкой моторики в этом задании |
||||
Девочки |
62 |
60 |
3,3 |
- |
Мальчики |
86 |
60 |
43,3 |
< 0,05 |
Все |
74 |
60 |
23,3 |
- |
Моторный компонент простой сенсомоторной реакции |
||||
Девочки |
252 |
232 |
8,4 |
- |
Мальчики |
258 |
234 |
10,5 |
- |
Все |
255 |
233 |
9,6 |
< 0,05 |
Время реакций в задании экстренный выбор |
||||
Девочки |
888 |
807 |
10,2 |
< 0,05 |
Мальчики |
894 |
816 |
9,5 |
- |
Все |
891 |
812 |
9,7 |
< 0,05 |
Доля (в %) ошибок в задании экстренный выбор |
||||
Девочки |
5,3 |
1,3 |
307,7 |
< 0,01 |
Мальчики |
5,9 |
3,6 |
63,9 |
- |
Все |
5,7 |
2,8 |
103,6 |
< 0,05 |