Файл: Понятие и значение приватизации(Основные понятия, способы  и формы приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определенной базовой идеей приватизация 1992 года был упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов.

Платная приватизация предусматривала выкуп имущества по рыночной цене и представляла собой путь, который наиболее отвечал формированию рыночной экономике. Проблема была в том, что выкуп акции шел очень медленно, поэтому быстро пополнить государственный бюджет за счет выкупа была невозможна.

Бесплатная приватизация означала выдачу гражданам инвестиционных вкладов, купонов, бонн. Она была необходима и этому есть два обоснования. Во-первых эта приватизации была одним из способов восстановления социальной справедливости, который смог бы вернуть населению отобранную у него собственность. Так же она рассматривалась, как «принудительная» приватизация, которая проводилась для ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги.

Льготная приватизация предполагает определенным категориям населения скидки и льготы определенным. В России такие скидки достигали были очень велики.

В некоторых государствах распространение получил процесс реприватизации - возвращения собственности прежним владельцам или их наследникам (Чехословакия).

Формальная приватизация. Такого рода приватизация предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Данная приватизация не привносит ничего нового в отношения собственности. Изменения в распределении задач между государством и частными лицами не происходят и при организационной приватизации. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация.

В данном случае государственное предприятие продается частным стратегическим инвесторам. Реальная приватизация чаще всего встречается на муниципальном уровне.

Открытый и ограниченный тендер.

При помощи этого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. Цена - это не главное, при выборе инвестора ,важную роль здесь играют и другие критерии, например приток капитала. Аукцион. Цель аукциона- продажа предприятия по самой высокой цене, без учета особенностей или профиля инвесторов. С помощью аукциона удалось приблизить оценку имущества к реальной, т.е. рыночной, важно заметить, что именно оценка имущества и являлась главной проблемой на этом этапе. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При других способах, прямой продаже коррупция достигла бы своего апогея. Прямая продажа. По стратегическим соображения предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия. Buy-In. В данном случае, предприятие приобретает руководство стороннего предприятия и проводят полную или частичную смену прежнего руководства.


Конкретный способ приватизации предприятия определяется рабочей комиссией по приватизации или комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом согласно Закону Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", Государственной и местным программам приватизации, нормативным актам, не противоречащим настоящей Программе.[5]

Установить, что изменения и дополнения во 2-й раздел плана приватизации могут вноситься Госкомимуществом России с обязательным уведомлением соответствующих финансовых органов и приватизируемых предприятий. При этом не допускается внесение изменений и дополнений в план приватизации после публикации информационного сообщения о продаже объекта приватизации.

5.1. Все государственные (муниципальные) предприятия по отношению к используемым способам приватизации разделяются на две группы:

первая группа включает в себя мелкие предприятия с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 г. не более 1 млн. рублей, подлежащие продаже на аукционах, конкурсах и инвестиционных конкурсах. Трудовые коллективы этих предприятий вправе квалифицированным большинством в 2/3 голосов всех его работников (на общем собрании или с подтверждением подписными листами) вправе избрать метод продажи: на аукционе, на инвестиционных конкурсах без ограничения состава участников. Такое решение является обязательным для соответствующих комитетов по управлению имуществом;

вторая группа включает в себя все остальные предприятия, которые могут быть приватизированы любым способом, предусмотренным пунктом 5.2 Программы.

В случае невыполнения требований настоящей Программы, Указов Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721, от 14 октября 1992 г. N 1228 "О продаже за приватизационные чеки жилищного фонда, земельных участков и муниципальной собственности" и постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 757 "О реализации дополнительных мер по защите права граждан России на участие в приватизации" комитеты по управлению имуществом (министерства и ведомства) вправе в установленном порядке принимать решения о расторжении ранее заключенных контрактов с руководителями предприятий, а в случае отсутствия контрактов - об освобождении от занимаемой должности. Преобразование предприятий в акционерные общества открытого типа в этом случае осуществляется по инициативе соответствующего комитета по управлению имуществом в установленном порядке с предоставлением членам их трудовых коллективов льгот только по первому варианту (п.5.3.1) Программы. [6]


5.2. Предусматривается использование в порядке, установленном Программой, следующих способов приватизации:

продажа акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации;

продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, на аукционах;

продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами, по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников);

продажа пакетов акций акционерных обществ по инвестиционному конкурсу;

продажа имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий, а также не завершенных строительством объектов на аукционах и по конкурсу;

выкуп арендованного имущества; продажа предприятий товариществам, созданным в соответствии с дополнительными льготами, предусмотренными п. 5.16;

продажа долей (паев, акций), находящихся в государственной и муниципальной собственности, на аукционе, по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным составом участников.

5.3. Продажа акций акционерного общества открытого типа, созданного в процессе приватизации

А. Льготы членам трудового коллектива при преобразовании государственного (муниципального) предприятия в акционерное общество открытого типа

5.3.1. При продаже (безвозмездной передаче) акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий (в том числе ранее преобразованных в акционерные общества закрытого типа), по решению трудового коллектива предприятия применяется один из предусмотренных Программой вариантов предоставления льгот членам трудового коллектива приватизируемого предприятия, причем эти льготы распространяются также на:

работников, для которых данное предприятие является основным местом работы;

бывших работников, имеющих стаж работы на приватизируемом предприятии не менее десяти лет для мужчин и семи лет и шести месяцев для женщин и уволенных по собственному желанию (в том числе в порядке перевода на другую работу), по сокращению численности или штата, а также при реорганизации предприятий;

лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации вернуться на прежнее место работы на этом предприятии, включая лиц, призванных на военную службу во время работы на государственном (муниципальном) предприятии до преобразования его в акционерное общество, при условии возвращения на прежнее место работы в течение трех месяцев после демобилизации;


пенсионеров, оформивших пенсию и вышедших на пенсию на данном предприятии;

лиц, уволенных с этого предприятия по сокращению численности или штата после 1 января 1992 г. и зарегистрированных в качестве безработных;

работников этих предприятий, вышедших на пенсию по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

членов семей, являющихся наследниками работников данного предприятия, погибших на данном производстве.

Все лица, на которых распространяются указанные льготы, включаются в расчет численности персонала наравне с работниками, для которых данное предприятие является основным местом работы.

2 Особенности приватизации  в России

2.1 Государственная программа  приватизации

В России осуществляется с начала 1990-х годов. Идеологи: Е.Т. Гайдар и А.Б. Чубайс.

1 октября 1992 года в России началась выдача приватизационных сертификатов — ваучеров. Анонимизированные ваучеры распространялись через отделения Сбербанка, номинальная стоимость ваучера — 10 тысяч рублей. Ваучеры могли свободно продаваться и покупаться, как напрямую между гражданами, так и через специально созданные чековые инвестиционные фонды. Стоимость чеков определялась рынком (спрос-предложение).[7]

В июне 1992 года Верховным Советом РФ была утверждена Государственная программа приватизации на 1992 год, определившая возможные способы приватизации для предприятий в зависимости от их размера.

Согласно программе:

  • малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях.
  • крупные предприятия — преобразуютсяв акционерные общества открытого типа, акции продаются, из них количество стоимостью не менее 29 % уставного капитала должны были быть проданы через публичные аукционы за приватизационные чеки (ваучеры).

В ряде отраслей приватизация не проводилась.

Эту приватизацию критикуют за то что она несправедливо перераспределила ресурсы в пользу узкой группы лиц, дала преимущества «красным директорам», которые могли влиять на работников, скупали и/или получали под свой полный контроль предприятия[8]


Государственная программа приватизации на 1992 год поставила цели формирования слоя частных собственников, повышения эффективности предприятий, социальной защиты населения и развития социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации, содействия финансовой стабилизации, создания конкурентной среды и демонополизации, привлечения иностранных инвестиций, создания условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации.

В программе была дана классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации в 1992 году. Предприятия были поделены на группы: предприятия, приватизация которых была запрещена; разрешалась только по решению правительства РФ или правительств республик в составе РФ; разрешалась по решению Госкомимущества с учетом мнения отраслевых министерств; разрешалась в соответствии с местными программами приватизации; разрешалась с согласия трудовых коллективов в случаях, предусмотренных законом "О приватизации..."; предприятия, которые подлежали обязательной приватизации.

Программа приватизации предусматривала систему именных приватизационных счетов (чеков), денежную и "малую" приватизацию.

Все государственные (муниципальные) предприятия по отношению к используемым способам приватизации разделялись на три группы:

‑ мелкие предприятия со среднесписочной численностью работающих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года менее 1 миллиона рублей подлежали продаже на аукционе (по конкурсу) в соответствии с требованиями Программы;

‑ предприятия со среднесписочной численностью работающих более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года более 50 миллионов рублей должны были приватизироваться путем их преобразования в акционерные общества открытого типа;

‑ остальные предприятия могли быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями Программы.

В 1992 году Программа предусматривала использование следующих способов приватизации:

- продажу акций акционерных обществ открытого типа; продажу предприятий на аукционе;

- продажу предприятий по коммерческому конкурсу (в том числе с ограничением состава его участников);

- продажу предприятий по некоммерческому инвестиционному конкурсу (инвестиционные торги);

- продажу имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий; выкуп арендного имущества.

На основании заданий Государственной программы приватизации комитеты по управлению государственным имуществом в республиках и областях разрабатывали местные программы приватизации и прогнозировали поступления средств от приватизации в бюджеты разных уровней.