Файл: Понятие и значение приватизации(Основные понятия, способы  и формы приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

История приватизации в России уходят корнями в 90-е года прошлого века, когда переход с советской плановой на рыночную экономику требовал передачи части государственного имущества в частную собственность.

Центральным теоретическим и практическим вопросом экономических реформ, период которых переживала и переживает наша страна, является вопрос о преобразовании отношений собственности. Конечно, данная проблема не нова, о ее существовании свидетельствует история человеческой цивилизации (родовая и соседская общины). Она не потеряла актуальность и в наше время, в период краха советской модели и развития демократических идей.

Противоречия отношений собственности носят объективный характер и вытекают из противоречий между общественным характером производства и формой присвоения его условий и результатов. Их разрешение заключается в создании предпосылок и условий для многосубъектности отношений собственности и многоуровневости процесса присвоения, ликвидации монополии государственной собственности, создании собственника, заинтересованного в эффективности собственности, повышении ее качественных и количественных показателей.

Десятилетиями в нашей стране ограничивалась реализация индивидуальной и коллективной форм собственности, и вместе с тем обеднялась реализация общественной собственности, тормозилось ее развитие. Реализация коллективной и индивидуальной форм собственности в рамках общественной собственности связана с кооперацией, арендой, акционерным делом.

Благодаря своим неоднократно называемым в публикациях возможностям и достоинствам: объединению различных форм собственности, оптимальному соединению общественных, коллективных и индивидуальных интересов, объективной невозможности в ряде случаев иного решения крупномасштабных задач, широким кредитно-финансовым возможностям, возможности внедрения в другие производства, участию акционеров в управлении, сложившемуся механизму стимулирования труда рабочих и служащих через участие в прибылях и т. п., организационным гарантиям от банкротства и стагнации и т. д. -- акционирование является перспективным способом осуществления приватизации. Но у данного способа есть ряд существенных недостатков — возможная потеря контроля над предприятием (а отсюда и самоуправство, необоснованное завышение цен, занижение качества производимой продукции, нарушение законодательства, неэффективность в целом).


Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть процесс приватизации и сделать выводы о полученных результатах.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих три параграфа, заключение и списка литературных источников.

1. Основные понятия, способы  и формы приватизации

1.1. Понятие приватизации  и разгосударствления

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

Само слово приватизация означает (лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности ее истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

- переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

- полная продажа государственных предприятий частным лицам;

- продажа части активов;

- передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.[1]


Разгосударствление — это процесс, в результате которого предприятия приобретают значительно большую самостоятельность и ответственность. Государство при этом не вмешивается в оперативное руководство предприятием, выполняет только функции держателя стоимости. Деятельность их строится на коммерческой основе, а государство теряет функции непосредственного управления предприятиями или их объединениями. Приватизация — это процесс, в результате которого разгосударствленные предприятия переходят в собственность др. юридических лиц, то есть приобретаются гражданами, акционерными обществами у государства и местных органов власти в частную собственность. Правовой основой такой собственности являются затраты капитала, то есть владельцем собственности становится тот, кто вложил…

Главными целями приватизации являются (в 1992 году):

1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию ориентированной рыночной экономики;

2. Повышение эффективности деятельности предприятий, т. к. приватизация создает интерес людей не только к текущим доходам, но и к воспроизводственным процессам, росту технического уровня производства, росту издержек, росту прибыли;

3. Социальная защита населения и развитие и объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

4. Стабилизация финансового положения РФ. Продажа имущества — возможный источник государственных доходов для покрытия дефицита бюджета, а также валютной выручки для расчетов по внешнему долгу;

5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

6. привлечение иностранных инвесторов;

7.Передача подавляющего большинства функций управления собственнику, что освободит государство от несвойственных ему задач и будет способствовать росту качества управления производством.

Приватизация является частью более широкого процесса - разгосударствления экономики. Разгосударствление - переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.


Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

1.2 Способы и формы  приватизации

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации - платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы. Бесплатная приватизация: основные доводы в ее пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника, наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.[2]

Платная приватизация: в этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Ее сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки ее проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное ее осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

- сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

- требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

- монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.


Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому результату.

Понятие приватизация государственных и муниципальных предприятий так же было дано и в Законе РФ «О приватизации»[3] от 21 12 2001 г., где сказано, что «приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий».

От экономический, политических, социальных реалий и приоритетов страны зависит путь приватизации.

Существует 22 способа передачи государственной власти в руки частных лиц, вот несколько из них: продажа государственного жилья, акций, развитие конкуренции, за счет отказа от государственной монополии. Установлен также новый ряд способов приватизации:

Преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной и муниципальной собственности;

Внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ;

Отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных бумаг.

На первом этапе способом приватизации также является процесс акционирования. Важную роль при этом сыграли созданные в то время инвестиционные фонды, которые формировали первичный рынок ценных бумаг. На данный момент с их помощью основой преобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия. К 1 июня 1993 года более 17 тысяч крупных и средних предприятий находились на стадии акционирования, важную роль в которой играли чековые аукционы. Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые аукционы. Основными участниками таких аукционов были мелкие и крупные институциональные инвесторы, трудовые коллективы и чековые инвестиционные фонды[4].