Файл: Понятие и значение приватизации(Основные понятия, способы  и формы приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К 1997 г. в России было приватизировано свыше 55% общего количества государственных предприятий по состоянию на начало процесса приватизации. Негосударственным сектором стало производиться сегодня не менее 70% ВНП страны.

В 1993 г. удельный вес предприятий в ходе малой приватизации, приватизированных путем выкупа арендованного имущества, составил 31%; предприятий, проданных по коммерческому конкурсу, - столько же и на аукционе - 7%; приватизированных посредством акционирования - 29%. Не получила сколько-нибудь значительного распространения продажа с инвестиционных торгов, а также продажа имущества ликвидированных предприятий. На долю этих форм пришлось всего лишь 2% приватизированных предприятий.

Таким образом, на первом этапе приватизации в России фактически не были развиты инвестиционные торги - важная форма увязки приватизации с экономическим ростом страны. Впоследствии они получили более широкое развитие.[12]

Важным вопросом всего процесса приватизации в России является оценка капитала, подлежащего разгосударствлению и приватизации. Основные фонды в процессе приватизации оценивались по балансовой стоимости без учета фактически изменившейся их стоимости в связи с либерализацией цен с января 1992 г. Это означало занижение их реальной стоимости.

Реальная стоимость приватизационных чеков, выпущенных на сумму старой балансовой стоимости основных фондов (1,5 трлн руб.), также была занижена, что не только умаляло доход их держателей, но и также создавало благоприятные условия наживы всевозможных криминальных структур. Установлены далеко не единичные факты, когда комитеты по управлению имуществом продавали государственное или муниципальное имущество частным предприятиям и лицам по чисто символической цене, а тысячи ваучеров за бесценок скупали богатые ловкачи, представители теневых или мафиозных структур. И в то же время продажа государственной собственности в частные руки, как правило, осуществлялась по рыночной цене. Если цена была низка, то это лишь чаше всего отражало низкий спрос потенциальных инвесторов на ее приобретение. Не следует забывать, что низкокачественные советские заводы и другие объекты приватизации в новых рыночных условиях не могли стоить дорого. Они требовали крупных вложений до приведения их состояния в соответствие новым требованиям рыночного спроса.

В обществе сильны настроения и против продажи государственной собственности иностранному капиталу. Широко распространено мнение, что среди новых собственников-капиталистов преобладают выходцы из старой партийно-хозяйственной номенклатуры, которые накопили свои капиталы нелегально тем не менее одной из наиболее важных современных черт в развитии российской приватизации является увеличение числа иностранных инвесторов, приобретающих акции предприятий на чековых аукционах. Госкомимущество РФ подготовило проект постановления Правительства[13], согласно которому иностранные инвесторы, выразившие желание участвовать в чековых аукционах, могут приобретать акции предприятий за приватизационные чеки без согласования с Министерством финансов РФ. Известно, что по ранее принятому Закону об иностранных инвестициях для покупки ценных бумаг иностранными физическими и юридическими лицами требовалось разрешение Минфина. [14]


В заключение нельзя не сказать о серьезных противоречиях, имеющихся в принципиальном подходе к приватизации. Среди специалистов есть сторонники бесплатной раздачи государственного имущества трудовым коллективам (О. Богомолов, П. Бунич, Л. Пияшева, Б. Пинскер и др.). По иному пути происходит приватизация в Москве. Ее антиподом является приватизация в Нижнем Новгороде, которая осуществляется в соответствии с Государственной программой приватизации. По мнению Госкомимущества РФ, люди, бесплатно получившие собственность, работать лучше не стали, там же, где предприятия выкупались за плату, эффективность их работы значительно возросла.

Сопротивление процессу приватизации оказывала и правящая российская элита, не утратившая своей тяги к социалистическим "ценностям". Так, не без покровительства со стороны премьер-министра 65% госсобственности в топливно-энергетическом комплексе страны были выведены из приватизационного процесса в первой половине 1993 г., предпринимались попытки отменить уже принятые решения о приватизации (Балтийский завод), закрепить контрольный пакет акций за федеральным правительством и т. д.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, в России имела место крупнейшая в современной истории приватизация государственной и муниципальной собственности. Отличительной чертой российской приватизации является то, что она принципиально изменила социально-экономическую систему общества, создала качественно-новую материальную основу общественного устройства. Образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции – все это является результатом приватизации. А также приватизация содействовала становлению и развитию целого ряда новых экономических институтов, способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и т.д.

В целом процесс приватизации в Росси носит довольно противоречивый характер, т.е. приватизация имеет и свои «плюсы» и свои «минусы». К последним относится, что приватизация в России осуществлялась с множественными нарушениями и без того неидеального законодательства, что привело к негативным экономическим и социальным последствиям для абсолютного большинства населения страны. Зачастую в научной литературе возникают призывы к признанию результатов приватизации недействительными в целом или к проверке законности приватизации и, как следствие, пересмотру ее итогов, в отношении каждого ранее приватизированного объекта. На мой взгляд, одним из упущений российских экономистов и законодателей является, что в процессе приватизации не учитывался опыт экономически развитых стран в подобного рода процессах.


Необходимо, чтобы все реформы и преобразования проводились последовательно, не отставая друг от друга и не забегая вперед, и это относится не только к проведенному процессу приватизации, но и ко всем российским реформам, они должны проводиться по четко определенной линии государственной политики в области экономики и не только.

Приватизация — процесс передачи государственного имущества в частную собственность.

План приватизации федерального имущества, принадлежащего государству, в 2017 году и в плановом периоде до 2019 года включает в себя доли в крупнейших компаниях страны. Среди них есть представители банковского сектора, добывающие компании, перевозчики и т.д.

Проектный план предусматривает продажу активов более пятисот различных акционерных обществ, различного рода государственных унитарных предприятий и других организаций иных форм собственности.

Среди крупнейших компаний, в плане фигурируют названия ВТБ, АЛРОСА и РЖД.

Сроки проведения сделок, а также цена активов пока не разглашается, так как эти показатели будут опираться на ситуацию на рынке в конкретный временной период.

Стоит отметить, что не всегда прогнозные планы приватизации государственного имущества совпадают с результатами проведенных сделок. Связано это, в первую очередь, со складывающейся конъюнктурой рынка и спроса на тот или иной пакет.

Внесения изменения в план Правительством будут продолжены.

Библиография

1

Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Российская газета. – 1993. - № 237. – от 25.12;

2

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 07.02.2017)// "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

3

Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ(ред. от 03.07.2016)"О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // "Российская газета", N 16, 26.01.2002,

4

Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (ред. от 16.10.2012) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" // "Бюллетень нормативных актов", N 1, 1992.

5

Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 N 806(ред. от 02.03.2017)"Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.2006, N 1, ст. 150.

6

Каминка А.И. Основы предпринимательского права. - М.: Зерцало-М, 2015. - 320 с.

7

Кабанова И.Е. Государственное регулирование и координация экономической деятельности // Юрист. 2015. N 4. С. 42 - 46.

8

Козырин А.Н. Приватизация в России: правовое измерение // Реформы и право. - 2012. - № 2. - С. 3 - 14.

9

Муринович Д. О проблемах приватизации государственного и муниципального имущества и путях их решения // Самоуправление. - 2012. - № 6-7. - С. 37 - 39.

10

Новикова С.В. Способы приватизации государственного и муниципального имущества // Власть Закона. - 2014. - № 2. - С. 101 - 107.

11

Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности. - М.: Юрайт, 2015. - 528 с.

12

Политахин П.А.. Земельная собственность в условиях современной рыночной экономики России. Монография - 2015 год

13

Ручкина Г.Ф. Предпринимательское право России / Под ред. В.С. Белых. - М.: Проспект, 2015. - 650 с.

14

Современное предпринимательское право: монография / Отв. ред.: Ершова И.В. - М.: Проспект, 2014. - 352 c.

15

Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право: учебное пособие / под ред. Т.А. Скворцовой. М.: Юстицинформ, 2014. 402 с.

16

Спор о признании недействительным договора приватизации жилого помещения (на основании судебной практики Московского городского суда) // Помощник адвоката: электрон. журн. 2017.

17

Шайхеев Т.И. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке: вопросы теории и практики // Предпринимательское право. 2015. N 1. С. 33 - 38.


Приложение

Таблица 1

Основные положения приватизации

  1. Козырин А.Н. Приватизация в России: правовое измерение // Реформы и право. - 2012. - № 2. - С. 3 - 14.

  2. Новикова С.В. Способы приватизации государственного и муниципального имущества // Власть Закона. - 2014. - № 2. - С. 101 - 107.

  3. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ(ред. от 03.07.2016)"О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // "Российская газета", N 16, 26.01.2002,

  4. Козырин А.Н. Приватизация в России: правовое измерение // Реформы и право. - 2012. - № 2. - С. 3 - 14.

  5. Новикова С.В. Способы приватизации государственного и муниципального имущества // Власть Закона. - 2014. - № 2. - С. 101 - 107.

  6. Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 N 806(ред. от 02.03.2017)"Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.2006, N 1, ст. 150.

  7. Муринович Д. О проблемах приватизации государственного и муниципального имущества и путях их решения // Самоуправление. - 2012. - № 6-7. - С. 37 - 39.

  8. Козырин А.Н. Приватизация в России: правовое измерение // Реформы и право. - 2012. - № 2. - С. 3 - 14.

  9. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ(ред. от 03.07.2016)"О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // "Российская газета", N 16, 26.01.2002

  10. Новикова С.В. Способы приватизации государственного и муниципального имущества // Власть Закона. - 2014. - № 2. - С. 101 - 107.

  11. Муринович Д. О проблемах приватизации государственного и муниципального имущества и путях их решения // Самоуправление. - 2012. - № 6-7. - С. 37 - 39.

  12. Муринович Д. О проблемах приватизации государственного и муниципального имущества и путях их решения // Самоуправление. - 2012. - № 6-7. - С. 37 - 39.

  13. Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 N 806(ред. от 02.03.2017)"Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества" // "Собрание законодательства РФ", 02.01.2006, N 1, ст. 150.

  14. Козырин А.Н. Приватизация в России: правовое измерение // Реформы и право. - 2012. - № 2. - С. 3 - 14.