Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все сопутствующие аудиту услуги по отношению к обязательному аудиту подразделяются на «совместимые» и «несовместимые». При оказании совместимых услуг они могут быть выполнены одновременно или непосредственно перед проведением обязательной проверки; допускается также включение совместимых услуг в общий перечень работ по договору обязательного ежегодного аудита.

При оказании несовместимых аудиторских услуг необходимо учитывать, что обязательный аудит не может проводиться аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам. Это считается нарушением принципа независимости, так как в данном случае аудитор причастен к составлению отчетности. При этом ответственность за соблюдение принципа независимости возлагается на аудиторскую организацию. Методы проверки независимости специалистов аудиторской организации разрабатываются аудиторской организацией самостоятельно.

Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с особой добросовестностью и тщательностью. При оказании сопутствующих аудиту услуг, где это возможно, аудиторская организация должна соблюдать порядок определения уровня существенности на основе системы базовых показателей[42].

При оказании сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация должна соблюдать порядок определения уровня существенности на основе системы базовых показателей.

Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиторских услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом. Она освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также в случае задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.

Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты в виде расчетов, консультаций, письменных составленных первичных документов, регистров учета, отчетности и справок и т. п. Кроме того, аудиторская организация может оформить письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг[43].


2.3. Кодекс этики аудиторов

Кодекс профессиональной этики аудиторов представляет собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

В Кодексе приведены основные принципы профессиональной этики аудиторов и общее руководство по их соблюдению, которые аудитор должен применять при:

- выявлении угроз нарушения основных принципов этики;

- оценке значимости выявленных угроз;

- принятие мер предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня, при котором соответствие основным принципам этики не подвергается опасности[44].

Кроме того, в Кодексе описано, как применять концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики в конкретных ситуациях. Приведены примеры мер предосторожности, уместных в отношении угроз нарушения основных принципов этики, и описание ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности против угроз, и, следовательно, необходимо избегать действий или отношений, ведущих к возникновению таких угроз.

Требования профессиональной этики, содержащиеся в Кодексе, применимы во всех случаях оказания аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, если Кодексом не предусмотрено иное[45].

Каждый профессиональный аудитор при проведении аудиторской проверки или оказании аудиторских услуг обязан соблюдать правила этики поведения. В ряде зарубежных стран разработаны и действуют кодексы и положения, правила аудиторской этики. Профессиональная организация аудиторов Швеции приняла следующие правила этики:

1.       безупречное профессиональное поведение: аудитор должен постоянно доказывать, что он заслуживает доверия как профессионал.

2.       независимость, т.е. аудитор должен непредвзято и объективно выполнять обязанности и поэтому он всегда должен быть независим, когда получает приглашение (назначение) на проверку. В пояснение – не должен приступать к выполнению обязанностей, если он или его фирма находятся в таких отношениях с клиентом, которые могут повлиять на результаты проверки;

3.       недопущение несовместимой с аудиторством деятельности – аудитор не должен осуществлять те виды деятельности, которые несовместимы с его профессиональным долгом – быть независимым аудитором. В пояснение – аудитор может действовать в пределах своей компетенции или компетенции своей фирмы;


4.       безукоризненное исполнение профессиональных обязанностей – аудиторы должны скурпулезно соблюдать требования законодательства правительственных органов с тем, чтобы получить убедительное подтверждение своим выводам. Аудитор обязан учитывать и защищать законные интересы акционеров, кредиторов и других заинтересованных сторон;

5.       конфиденциальность – аудитор не должен раскрывать фактов или информации, которые стали ему известны в ходе аудиторской проверки, если только клиент не дает на это своего разрешения, не должен использовать эту информацию для своей собственной выгоды;

6.       поддержание добрых отношений с коллегами по профессии: прежде чем высказать критическое замечание в адрес коллеги, совершившего ошибку в работе, аудитор обязан взвесить все обстоятельства, при которых это случилось. Замечание должно быть высказано в корректной форме;

7.       не рекламировать чрезмерно себя и не навязывать свои услуги. Несоблюдение этого правила – дискредитация профессии;

8.       оплата по труду: заработная плата должна производиться в соответствии со знанием и опытом работы аудитора, объемом выполненной работы[46].

Среди основных проблем развития аудита в России можно отметить следующее:

Деятельность аудиторов и аудиторских компаний должна быть направлена на обеспечение экономического эффекта своим клиентам. Во-первых, это эффект в управлении налоговыми рисками. Данное направление предполагает соблюдение контроля над достоверностью подсчёта налоговой базы, правильностью формирования налоговых обязательств и осуществления налоговых процедур. Во-вторых, это анализ эффективности организации бизнеса в разных аспектах, который связан с аудитом бизнес-процессов, управленческого учёта и информационных систем с точки зрения их полезности и эффективности. Немало важную роль также играет аудит различных активов, материальной и интеллектуальной собственности и аудит эффективности управления по различным направлениям организации бизнеса. В связи с этим нельзя не отметить одну из самых серьёзных проблем - недостаток специалистов, человеческого капитала, способных приносить пользу. К тому же в настоящее время на экономическом рынке, в условиях сильной конкуренции, как правило, побеждает сильнейший поставщик или производитель. То есть, лидерами обязательно становятся организации, которые имеют в своём штате профессионалов или работают с ними. Очевидно, что компании, которые воспользуются помощью высококвалифицированных специалистов в области аудиторских услуг, останутся в выигрыше перед своими конкурентами, так как смогут получить бухгалтерскую, финансовую, налоговую и управленческую оценку всей деятельности, имеющую независимый экспертный статус[47].


В настоящее время в работе аудиторских компаний существует множество важных проблем, касающихся их регулирования и развития. Проведённые реформы в стране по-прежнему держат аудиторские компании в напряжённом состоянии. Многие руководители компаний-аудиторов ждали от проведённых реформ положительных изменений, но, к сожалению, можно констатировать, что проблемы в их деятельности лишь нарастают.

Одним из наиболее важных моментов по итогам проведённых реформ является повышение критериев обязательного аудита. Как следствие, это привело к значительному уменьшению базы клиентов. Государство установило для организаций определённый минимум по выручке, отчёт по которому обязательно нужно подтверждать у аудитов. Данная норма была принята с целью снижения нагрузки на компании, но нашла своё отражение также и на аудиторском рынке. Следует заметить, что крупные компании пострадали меньше, нежели маленькие частные аудиторские фирмы, которые потеряли значительную часть своих постоянных клиентов. Ещё одной не менее важной проблемой на рынке аудиторских услуг является переход на основную аттестационную деятельность. Правительство Российской Федерации установило срок переход на единый аттестат аудитора до января 2013 года. Так, именно до января 2013 года представителям отрасли необходимо было пройти аттестацию, чтобы иметь право на предоставление аудиторских услуг, а значит, иметь возможность проводить проверки в тех или иных секторах экономики. И, как выяснилось, подобная система является непреодолимой для многих компаний.

Как обозначили законодатели, целью экзамена является проверка профессиональных знаний претендента в тех отраслях, где он как аудитор не имеет опыта работы. К числу таких знаний были отнесены бухгалтерский учёт и отчетность в банковской и небанковской сферах, а также аудит в части профессиональной этики, контроля качества в аудите, противодействия легализации (отмыванию) доходов, финансированию терроризма, противодействия коррупции[48].

Законом не установлено, что все без исключения аудиторы должны проходить упрощённые испытания, но при этом отсутствие единого аттестата у аудитора ведёт к ограничению участия его в аудиторской деятельности. Слегка оправившись после этого шока, аудиторы попытались обрисовать круг возникших проблем.

К числу основных относятся проблемы необоснованного объединения всех видов аттестатов в один, завышенной стоимости экзамена, непрозрачности процедуры тестирования. Таким образом, реформы в сфере аудита назрели, но весь вопрос в том, как они были реализованы. Объединение всех видов аудита в один блок и введение единого аттестата сложно объяснить. Каждый аудитор уделяет много лет изучению своей области, а сейчас получается, что за несколько месяцев подготовки к экзамену аудиторы должны стать специалистами в других областях. При этом вызывает огромное сомнение тот факт, что аудитор, который сейчас является профессионалом во внебанковском секторе, в дальнейшем начнёт работать в сфере банковского аудита[49].


На наш взгляд, рынок аудиторских услуг переживает сегодня достаточно серьёзные перемены, которые вызваны его адаптацией к международным стандартам, что связано с усилением процессов интеграции нашей страны в мировую экономику. Если учитывать, что во всём мире огромное внимание сегодня уделяется таким проблемам, как укрепление доверия к профессии аудитора и повышение качества аудиторских услуг, то, по нашему мнению, введение в национальном законодательстве требования о едином аттестате аудитора также можно отнести к одной из попыток повышения уровня профессиональной компетенции аудиторов[50].

При оценке плюсов и минусов получения единого аттестата аудитора можно сказать, что он имеет больше плюсов при трудоустройстве, за счёт чего компенсируются минусы процесса получения самого аттестата.

Таким образом, работодатели всё чаще будут нуждаться в универсальных аудиторах, которые успешно сдали экзамен, а значит, те специалисты, которые намерены продолжать заниматься своей профессиональной деятельностью, рано или поздно перейдут на новый формат. И, наконец, аудиторский аттестат — это важный, если не решающий, фактор конкурентоспособности. И, наконец, одной из самых серьёзных, так до конца и нерешённых проблем в развитии аудиторской деятельности, остаётся демпинг.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время на рынке по-прежнему действует множество небольших компаний, которые предоставляют аудиторские услуги по весьма заниженным ценам и при этом качество данных услуг оставляет желать лучшего. Также необходимо отметить, что, осуществляя некачественный аудит, эти компании не только наносят вред своим клиентам, снижая уровень развития отрасли в целом, но и подрывают доверие к аудиторской деятельности. На наш взгляд, бороться с такими компаниями должны сами участники рынка. В связи с этим можно выделить два варианта решения проблем в отрасли.

Во-первых, необходимо повлиять на сознание самих клиентов, убедить их в том, что дешёвого и притом качественного аудита не бывает. Необходимо заметить, что в последнее время происходят некоторые изменения в отношении данной ситуации. Серьёзный подход к выбору аудитора со стороны клиента и рост профессионального уровня заказчиков оказывают огромное влияние на уровень компетентности сотрудников аудиторских фирм[51].

Во-вторых, осуществить решение проблем с помощью саморегулируемых организаций, которые осуществляют введение единых подходов к формированию цены, отстаивают интересы аудиторов через законодательные инициативы и, что самое важное, способствуют развитию качественного контроля за деятельностью компаний, предоставляющих аудиторские услуги.