Файл: Нотариат в РФ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Уникальность института нотариата (имеется в виду нотариат латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, современный нотариат России позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но и фискальные и судебно-юрисдикционные функции.

На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем России.
Современный облик российского нотариата стал складываться с конца 80-х-начала 90-х годов двадцатого столетия, когда Россия вначале в составе СССР, а затем и как самостоятельное государство встала на путь политических и экономических преобразований. Изменение отношений собственности, приватизация, качественная реформа системы и самого "духа" гражданского законодательства изменили гражданский оборот, потребовали более эффективных форм защиты прав и интересов его участников. Все это востребовало к жизни многие традиционные правовые институты, в том числе и нотариат. Поскольку прежняя система государственного нотариата не отвечала потребностям нового гражданского оборота, потребовалась реформа системы нотариата. Важнейшим прорывным моментом здесь стало принятие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Не случайно Президент Российской Федерации В.В.Путин говорит о нотариате: "Во французской системе если нотариус поставил печать, то это не просто закон, а железобетонное решение. И ошибиться нотариусу нельзя, потому что тогда он обязан возместить ущерб". 

Актуальность курсовой работы определена тем, что нотариат играет важную роль в организации гражданского правового оборота, является одним из инструментов обеспечения государством гарантированных конституционных прав граждан на защиту их законных интересов. Вступление России в 1995 году в Международный союз латинского нотариата делает ее участником цивилизованных форм участия в рыночных отношениях.

В эпоху глобализации все области развития очень сложной жизни человека и общества находятся под влиянием уже не только "транснационального" фактора человеческой деятельности и связанных с ней проблем, но теперь и "трансконтинентального". 


Поэтому, для того чтобы была возможность содействия созданию общего правового европейского пространства, этого перспективного будущего юридических профессий и нотариата, необходимо сконцентрировать усилия на свободном обороте нотариальных актов, которые, как известно, являются необходимыми инструментами правовой защиты семейной и имущественной сферы, в частности для международных сделок, которые нотариус оформляет в соответствии с правом страны происхождения и принимающей страны.

Нотариату отводится роль очень прочной связки не только между государством и гражданами и между отдельно взятой юридической системой, но и теми, кто должен к ней относиться с уважением. 
На современном этапе необходимо усиление особой роли нотариуса как представителя публичной власти, исполняющего свои обязанности в режиме свободной профессии. 

Эта трудная, требующая большой тонкости роль очень отлична от действий представителей других профессий, и именно от нее зависит будущее нотариата, будущее самой одновременно очень давней и современной профессии.

Действующее законодательство о нотариате в основном позволяет каждому субъекту Российской Федерации сформировать то соотношение организационных форм нотариальной деятельности, которое в большей степени соответствует уровню его экономического развития, учитывает своеобразие отдельных субъектов и складывающихся в них условий.

Практика показала, что нуждается в определении публично-правовой статус нотариуса, права и обязанности нотариальных палат, разграничение полномочий органов нотариального сообщества и органов юстиции, формы и методы контроля за организационной и профессиональной деятельностью нотариусов, регламентации взаимоотношений нотариуса и нотариальной палаты; разделения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере нотариата; обеспечения доступности нотариальной помощи; закрепления функций по государственному контролю в сфере нотариата и т.п.

Несовершенство нотариального законодательства отражается и на нотариальной практике. Это в первую очередь относится к совершению наиболее сложных видов нотариальных действий: ведение наследственных дел и выдача свидетельств о праве на наследство, удостоверение сделок, принятие в депозит нотариальной конторы денежных сумм и ценных бумаг. Есть проблемы, связанные с такими нотариальными действиями, как совершение протестов векселей, предъявление чеков к платежу и удостоверение их неоплаты, и некоторыми другими видами нотариальных действий. Требует решения вопрос об организации нотариальных архивов, их сохранности и использования в нотариальной практике.


Объектом исследования является процесс осуществления нотариального производства на современном этапе развития нотариата в России.

Предмет исследования – российское законодательство, регулирующее нотариальное производство.

Целью работы является изучение нотариата в РФ.

Постановка указанной цели выполняется посредством решения следующих задач: 

- необходимо кратко охарактеризовать процесс становления и развития нотариата в России; 

- изучить правовой статус нотариуса по современному законодательству и определить его роль в гражданском обществе; 

- необходимо рассмотреть организационные вопросы деятельности нотариусов; 

- изучить общие вопросы нотариального производства;

- рассмотреть перспективы развития нотариата в РФ.

Методы, использованные в работе: изучение и анализ научной и специальной юридической литературы; изучение и обобщение российской практики в области нотариального производства. Опираясь на мнения ученых, с помощью исторического метода осветили нотариат современного и прошлого периодов.

Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

ГЛАВА 1. НОТАРИАТ В РФ

1.1. Нотариальная защита прав граждан и юридических лиц

Статья 48 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на получение квалифицированной юридической помощи[1]. Государство, гарантируя данное субъективное право, берет на себя определенные юридические обязательства. К ним относится, в том числе, создание специальных учреждений, оказывающих правовую помощь гражданам. Сделки с недвижимостью, легализация документов, свидетельствование подлинности документов – все это требует соблюдения определенной процедуры. Поэтому возникает необходимость в создании системы органов, которые, соблюдая унифицированные правила, могли бы обеспечить защиту прав сторон гражданского оборота. Кто сможет обеспечить профессиональную защиту прав участников гражданского оборота?

На первое место, естественно, можно поставить суд. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на судебную защиту. Но судебная процедура длительна и дорогостояща из-за привлечения юристов-профессионалов. Зачастую необходима превентивная защита прав, когда сам спор еще не возник. Такая защита, напротив, должна исключать возможные последующие споры и служить надежной преградой для злоупотреблений со стороны недобросовестных участников гражданского оборота. Моделей установления превентивной защиты несколько. Это страхование сделок, государственная регистрация, ведение единых реестров, участие суда как арбитра гражданских правоотношений и т.д.[2]


Право многих стран исходит из того, что надежной защитой прав и интересов субъектов гражданских правоотношений является нотариальное удостоверение и свидетельствование специальными управомоченными органами и должностными лицами. Традиционно они называются нотариальными органами. Центральное место в них принадлежит нотариусу, как самостоятельному субъекту правоотношений[3].

Джанкарло Лаурини, председатель национального совета нотариата Италии, назвал деятельность нотариуса – «антипроцессуальной», цель которой исключить риск судебных споров[4]. Исходя из этого, к системе учреждений, создание которых предназначено для обеспечения права, закрепленного статьей 48 Конституции Российской Федерации, относится и нотариат.

В 1993 г. были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее – Основы о нотариате)[5], в статье 1 которых закрепляется предназначение нотариата – он призван обеспечивать в соответствии с Конституцией России, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

С момента появления указанного закона и по настоящее время нотариат и нотариальная защита, как форма деятельности данного института, являются объектами пристального внимания со стороны ученых-юристов. Это обусловлено многими факторами.

Во-первых, нотариат – публичный институт, на него возложено исполнение значимых задач, в центре которых как раз внесудебная защита прав и интересов участников гражданского оборота. Именно внесудебной форме защиты придается особое значение. На это указывают многие тенденции в российской правотворческой политике (в частности, принятие Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»[6]).

Во-вторых, нотариат в России совершенно поменял принципы организации и деятельности, уйдя от государственной системы (коим был в советские времена), он стал строиться на принципах латинского нотариата, основывающихся на частной собственности и свободы выбора деятельности. В связи с чем невольно возникает вопрос, не поменялась ли с этим сущность нотариальной защиты?


В-третьих, нотариат вместе с переходом от планово-распределительной экономики к рыночной, проходил тернистый путь, в том числе с трагическими страницами. Россия, пожалуй, единственная из цивилизованных стран, где президент Федеральной нотариальной палаты погиб от рук наемного убийцы. Это не могло сказаться на появлении негативных тенденций, скорректировавших отношение государства к значению нотариальной защиты[7].

Мишель Мерлотти, член исполкома Международного союза латинского нотариата, в свое время констатировал следующее: «Тот, кто внимательно следит за современным состоянием дел в российском нотариате, вынужден, к сожалению, признать, что нотариальная профессия серьезно поражена духом наживы… Столь остро эти вопросы встают только в России, что не может не беспокоить честных и рассудительных людей, которые, к счастью, продолжают верить в институт нотариата»[8].

Министерство юстиции России однозначно высказало свою позицию, что принятие нового закона о нотариате напрямую связано с решением одного из ключевых вопросов – государственный контроль как за нотариусами, так и за нотариальными палатами[9]. Сейчас же мы наблюдаем вытеснение нотариальной формы защиты гражданских прав из имущественного оборота: отказ от обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, ипотеки, развитие простой письменной формы доверенностей и др.

Правозащитная деятельность нотариата раскрывается через систему органов, уполномоченных на совершение нотариальных действий, и саму процессуальную деятельность. Благодаря анализу данных элементов можно ответить на два ключевых вопроса: кто и как осуществляет указанную правозащитную деятельность? Возвращаясь к упомянутой статье 1 Основ о нотариате, вспомним, что понятие нотариата также раскрывается через совокупность субъектов, уполномоченных на совершение нотариальных действий, и указание на процессуальную деятельность. Рассмотрим каждый из приведенных элементов.

К органам, уполномоченным на совершение нотариальных действий, относятся:

– нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;

– нотариусы, занимающиеся частной практикой;

– главы местной администрации поселения и специально уполномоченные должностные лица местного самоуправления поселения;

– должностные лица консульских учреждений[10].