Файл: Нотариат в РФ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нельзя назвать простыми нотариальные действия по принятию мер по охране наследственного имущества и особенно по управлению им. Наследственное имущество может быть не только значительным, но и иметь в своем составе специфические, нуждающиеся в экспертизе предметы, иметь высокую ценность; обеспечение его сохранности порой затруднительно даже для самих нотариусов. Может ли надлежащим образом обеспечить выполнение данной функции лицо, на которое возложено выполнение нотариальных действий как дополнительная должностная обязанность? Вопрос, конечно, риторический, но он подчеркивает необходимость изменения нотариального законодательства и подготовки нового закона о нотариате.

Основы законодательства РФ о нотариате были введены в действие до принятия Конституции РФ, и неудивительно, что они не в полной мере соответствуют современному этапу социального и экономического развития страны. Этим обусловлено то, что в последнее время все чаще звучат предложения о необходимости реформирования и совершенствования нотариата как одного из институтов защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, об определении роли и места нотариата в современных гражданских правоотношениях, о принятии нового федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», концепция которого активно обсуждается как нотариусами, так и учеными.

Сегодня нотариусами также активно обсуждается вопрос ликвидации государственных нотариальных контор и создания единого небюджетного нотариата, и с этим трудно не согласиться. Трудно оспорить факт материальной заинтересованности частного нотариуса в заработке, что в свою очередь является движущей силой самостоятельности и профессионализма. Для своей «востребованности» нотариус вольно или невольно вынужден повышать постоянно свой уровень знаний.

Как показывает практика, государственных нотариальных контор сохранилось немного и именно там, где частному нотариусу невыгодно работать.

Однако для создания единой небюджетной модели нотариата в России следует уйти не только от государственных нотариальных контор, но и от привлечения к нотариальной деятельности должностных лиц, не обладающих необходимыми знаниями, опытом, ответственностью.

Решение этого вопроса видится в реанимации существовавшей в советский период практики отработок молодыми специалистами в местах, не обеспеченных частными нотариусами, на договорной основе взамен оплаты вузовского обучения за счет государственного бюджета. А если учесть, что в настоящее время в ряде высших учебных заведений открыты факультеты нотариата, то организационный вопрос решается. В каждом государственном вузе предоставляются бюджетные места, и их количество можно регулировать с учетом недостающих единиц нотариусов. Каких-либо несколько лет – и проблема с квалифицированными кадрами будет решена[45].


Не исключен и другой вариант решения проблемы: специализацию нотариуса можно ввести в вузах с прохождением преддипломной практики в нотариальных конторах со сдачей экзаменов, после которой выпускнику, желающему стать нотариусом, предоставлять возможность пройти стажировку в местах, указываемых Федеральной нотариальной палатой. Длительность работы в труднодоступных или малонаселенных местах должна ограничиваться сроком в пять лет. Эти лица должны иметь приоритет при заполнении новых или освобождаемых нотариусами мест в иных, более «престижных» населенных пунктах.

Такая заинтересованность позволит обеспечить нотариальной помощью любые уголки России.

Есть резон и в другом организационном аспекте. Располагая сведениями о поселениях, не обеспеченных частными нотариусами, Федеральная и региональные нотариальные палаты имеют возможность отбора выпускников школ указанных мест для рекомендации их на специализированные кафедры или факультеты, что во многом облегчит задачу кадрового обеспечения.

Все вышеперечисленное – всего лишь один из вариантов замены государственных нотариусов и глав местной администрации, должностных лиц частными нотариусами для перехода к единому внебюджетному нотариату. Возможны и другие. В любом случае новое нотариальное законодательство должно предусматривать выполнение нотариальных действий специалистами с юридическим образованием.

От содержания нового закона о нотариате будет зависеть обретение органами нотариата надлежащего положения, соответствующего значению, которое придает ему государство, наделяя его высокими полномочиями[46].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя научный и практический материал по данной теме, проанализировав Российское законодательство, регулирующее такой институт как нотариат можно сделать следующие выводы:

1) Российский нотариат представляет собой, прежде всего, систему органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельств с документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Во-вторых, это отрасль законодательства, нормами которой регулируются нотариальная деятельность.

2) История российского нотариата начинается с шестнадцатого века. У него были и времена взлета, и времена, когда он как институт переставал существовать в нашей стране (после Революции 1917 года) или его роль заметно уменьшалась в системе государственных органов. После принятия Положения о государственном нотариате в 1922 году в России на долгие годы утвердился государственный нотариат. Так было вплоть до 1993 года, когда были приняты Основы законодательства РФ о нотариате и в нашу страну вернулся частный нотариат, и он стал существовать наравне с государственным.


3) Вступление России в Международный союз латинского нотариата, дало возможность российским нотариусам обмениваться опытом со своими зарубежными коллегами.

4) Задачи института нотариата следующие:

- наиболее полное и всеобъемлющее обеспечение реализации гражданами и государством своих имущественных и иных законных прав и интересов;

- придание гражданско-правовым отношениям стабильного, бесконфликтного предсказуемого и законного характера;

- обеспечение доступности в получении государственной правовой помощи по охране и защите имущественных и связанных с ними прав граждан и иных участников гражданского оборота;

- повышение правового уровня и культуры граждан и создание реальных предпосылок для придания России статуса правового государства;

- создание условий для реализации правовой, экономической и иных реформ, проводимых в настоящее время в России;

- создание условий для придания России статуса экономической зоны, выгодной для отечественных и иностранных инвесторов;

- повышение международного статуса России и содействие вступлению России в качестве равноправного участника в Европейский Экономический Союз в рамках международных обязательств России.

5) Нотариат является одной из составляющих правового механизма рыночной экономики. Существовавшая на территории Российской Федерации система только государственных нотариальных контор не в полной мере соответствовала новым экономическим отношениям. Как уже было сказано, законом РФ от 11 февраля 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» была ликвидирована монополия государственных органов на совершение нотариальных действий. Параллельно с существующей системой государственных нотариальных контор создан институт частного нотариата, который имеет некоторые особенности, обусловленные его положением в системе нотариальных органов и деятельностью, а именно:

· частный нотариат дополняет существующую систему государственного нотариального обслуживания физических и юридических лиц;

· деятельность частного нотариуса базируется не на бюджетном финансировании. Частный нотариус как представитель свободной профессии организует свою работу, нанимает и увольняет работников, обеспечивает материально свою профессиональную деятельность.

В то же время государство сохраняет за собой решение некоторых вопросов по урегулированию деятельности частных нотариусов:

а) установление особого порядка учреждения и ликвидации должности частного нотариуса;


б) наделение частного нотариуса полномочиями на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии;

в) контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства частными нотариусами и тарифами на их услуги и др.

6) Последние годы двадцатого столетия характеризуются бурным развитием российского законодательства. Были приняты новые кодексы и многочисленные подзаконные акты, регулирующие разные общественные отношения. Применение нового законодательства сопровождается рядом проблем в нотариальной практике.

Например, возникают вопросы, касающиеся ответственности нотариуса, как частного, так и государственного. Актуальны вопросы, связанные с изменением перечня сделок, для совершения которых в силу закона обязательно соблюдение нотариальной формы, а также вопросы, связанные с появлением учреждений органов юстиции, которые теперь регистрируют сделки с недвижимостью. Не повлекут ли эти факты уменьшение роли института нотариата? Может государство предпринимает атаку на позиции нотариата, в особенности частного нотариата?

Ведь в это же время оно отстранило частный нотариат от наследственных дел (частные нотариусы не вправе выдавать свидетельства о праве на наследство).

Все это может привести к тому, что частный нотариат прекратит свое существование, и в России вновь будет существовать только государственный нотариат. Только принятие федерального закона о нотариате может решить этот вопрос, а также вопрос: необходимо ли сохранять государственный нотариат или лучше создать единую систему нотариата, состоящую только из частных нотариусов. Наверное ещё рано избавляться от государственного нотариата, так как частный нотариат еще не имеет нужной законодательной базы и в недостаточной степени наработана частная практика. И, кроме того, по ряду объективных причин в стадии становления частного и резкого сокращения государственного нотариата отмечалось снижение качества и объема нотариальных услуг. По этим причинам все еще остаются возможными случаи нарушения законодательства о нотариате. Как известно, на прием к государственному нотариусу всегда стояла огромная очередь. Мне об этом очень хорошо известно потому, что самому приходилось заверять у нотариуса некоторые документы.

Частный нотариат, например, мало доступен для основной массы граждан, да и для юридических лиц тоже по различным причинам. Вот некоторые из них: во-первых, избирательный подход к клиентам "выгодный"-"невыгодный". Во-вторых, отсутствие информации об образовании частных контор.


И несмотря ни на что, мне кажется - за частным нотариатом в нашей стране будущее. Будем надеяться, что частный нотариат выживет и займет достойное место в системе государственных органов России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) // СЗ РФ. -  1994. - № 32. - Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.) // СЗ РФ. – 1996. - №5. – Ст. 410.
  4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 № 4462-1 (ред. от 29.12.2015 г. №176-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ", 11.03.1993, № 10, ст. 357.
  5. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (документ опубликован не был) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»
  6. Административный регламент Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче лицензии на право нотариальной деятельности: утв. Приказом Минюста РФ от 29 нояб. 2011 г. № 411 // Рос. газ. – 2011. – 28 дек.
  7. Амосова А.А. Актуальные вопросы нотариального обеспечения доказательств в сети Интернет // Закон. - 2012. - N 7. - С.35-41.
  8. Афанасьев Б.И. Место нотариата в правовой системе России // Тр. юрид. фак-та Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-та. - Ставрополь, 2005. - Вып. 10. - C. 172-175.
  9. Андреев В.К. О различии нотариального удостоверения сделок и государственной регистрации // Рос. юстиция. - 2013. - N 1. - С.8-9.
  10. Антюшина В.И. К вопросу о совершенствовании контрольно-надзорной деятельности в сфере нотариата // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - N 5. - С.148-150.
  11. Болотова О.А. Конституционно-правовые основы российского нотариата // "Черные дыры" в рос. законодательстве. - 2011. - N 6. - С.154-156.
  12. Беспалов Ю.Ф. Участие нотариуса в осуществлении наследственных прав // Нотариус. - 2014. - № 8. - С. 3-7.
  13. Глушенкова М. Пышные нотариусы // Коммерсантъ-Власть. - 2012. - N 40. - С.49-51.
  14. Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. - М.: Альфа-М, 2005. - 348с.
  15. Зрелов А. Оформление доверенностей: правила изменились, проблемы остались // Налог. вестник. - 2013. - N 9. - С.69-85.
  16. Королев Д.А. Правовой статус нотариусов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах // Актуал. пробл. совр. науки. - 2014. - N 6. - С.96-100.
  17. Корсик К.А. Нотариат в современных условиях. Новые полномочия: больше возможностей, больше ответственности // Закон. - 2009. - N 4. - С.203-208.
  18. Медиация в нотариальной практике: (Альтернатив. способы разрешения конфликтов): сб. ст.: пер. с нем. / под ред. фон Шлиффена К.Г., Вегманна Б. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 358с.
  19. Механошина И.А. Этические стандарты нотариальной деятельности // Закон. - 2013. - N 11. - С.70-74.
  20. Махноносов, Э. В. Вопросы правового регулирования нотариальной деятельности в информационном обществе / Эдуард Викторович Махноносов // Нотариус. - 2013. - № 2. - С.28-30.
  21. Моисеева, О. В. Нотариат вчера, сегодня, завтра: (опыт, проблемы, перспективы) / Ольга Васильевна Моисеева //Нотариус. - 2013. - № 2. - С.25-27.
  22. Нотариат и нотариальная деятельность / под ред. Яркова В.В., Рассказовой Н.Ю. - М. : Волтерс Клувер, 2010. - XVI, 636 с.
  23. Нотариат: справ. (учеб.-метод. пособие) / под ред. В.В.Ралько и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. - 777с.
  24. Погосян, Е. В. Особый характер нотариальных функций / Екатерина Владимировна Погосян // Нотариус. - 2013. - № 1. - С.11-13
  25. Патращук Ж. Понятие и правовая природа нотариата Российской Федерации как системы защиты конституционных прав граждан // Право и жизнь. - 2003. - № 57. - C. 89-100.
  26. Румянцева В.Г. Понятие нотариальной деятельности: понятие, сущность, содержание / Румянцева В.Г., Тутинас А.В. // История государства и права. - 2009. - N 6. - С.7-13.
  27. Сазонова М.И. Российский нотариат: история и современность // Закон. - 2012. - N 9. - С.83-90.
  28. Смирнов С.В. Нотариат - публично-правовая саморегулируемая оранизация / С.В.Смирнов, Т.Г.Калиниченко, В.А.Бочковенко // Рос. юстиция. - 2011. - N 5. - С.42-46.
  29. Стешенко Л.А. Нотариат в Российской Федерации: учебник / Л.А.Стешенко, Т.М.Шамба. - М., 2001. - 416с.
  30. Сычев О.М. Проверка дееспособности граждан в нотариальной практике // Рос. юрид. журнал. - 2007. - N 3. - С.145-148.
  31. Сычев О.М. Современные тенденции развития законодательства о нотариате // Закон. - 2009. - N 10. - С.169-184.
  32. Хышиктуев О.В. Нотариат: проблемы и перспективы // Закон и право. - 2001. - N 11. - C. 25-29.
  33. Черемных Г.Г. На смену основам должен прийти новый закон о нотариате // Государство и право. - 2010. - N 2. - С.13-22.
  34. Черемных И.Г. Сочетание публично-правовых и частноправовых аспектов в правовой природе института российского нотариата // Государство и право. - 2006. - N 3. - С.37-45.
  35. Щенникова Л.В. Законодательство о нотариате в России: проблемы и решения // Журн. рос. права. - N 5. - С.35-38.