Файл: Нотариат в РФ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В частности, В.В. Ярков отмечает, что нотариальное законодательство представляет собой комплексную отрасль российского законодательства[23]. По его мнению, на базе комплексных отраслей законодательства возникают и комплексные правовые образования в структуре права. Развитию комплексных отраслей права способствует и специализация законодательства, поскольку оно все чаще регулирует по сугубо рациональным признакам отдельный круг правовых вопросов, объединяя в едином нормативном акте нормы различной отраслевой принадлежности. Таким образом, заключает автор, нотариальное право относится к числу комплексных отраслей права, объединяющих в себе нормы самой различной отраслевой принадлежности, как материально-правовые, так и организационные и процедурно-процессуальные. Признаками, способствующими, по мнению В.В. Яркова, выделению нотариального права как комплексной отрасли являются:

-во-первых, наличие кодифицированного правового акта - Основ законодательства РФ о нотариате;

-во-вторых, наличие общего предмета регулирующего воздействия - отношений, связанных с совершением нотариальных действий;

-в-третьих, комплексный характер нотариального права подчеркивается тем обстоятельством, что оно включает в себя юридические нормы гражданского, административного, процессуального и иных отраслей российского права;

- в-четвертых, нотариальное право имеет ряд особых принципов, общих положений, приемов и способов регулирования, образующих особый правовой режим[24].

Аналогичной точки зрения придерживаются и многие другие исследователи. В целях аргументации своих суждений они отмечают, что предмет нотариального права представляет сформировавшуюся обособленную группу общественных отношений по поводу нотариальной деятельности, воздействующую:

- на общественные отношения, связанные непосредственно с нотариальной деятельностью;

- на нотариальные действия, результат которых- нотариальный акт;

- на нотариально-процессуальные отношения, характеризующие порядок осуществления отдельных видов нотариальных производств;

- на отношения по организации сотрудничества с нотариатом зарубежных стран[25].

Соответственно, они делают вывод, что нотариальное право - самостоятельная отрасль системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу нотариальной деятельности, с присущими ей методами, основанная на определенных правовых принципах и обладающая самостоятельными источниками права[26].


Причем, исследователи отмечают, что по своему характеру нотариальное право является не только процессуальным (процедурным), но и материальным, и регулирует как общественные отношения в сфере осуществления нотариальной деятельности, устанавливая, каким образом совершаются нотариальные действия, так и содержит материальные нормы, закрепляющие условия, когда эти действия должны или могут быть совершены, их юридические последствия.

Материальные нормы нотариального права обеспечивают его регулятивные и охранительные функции, регулируют реально складывающиеся между людьми отношения, регламентируют реализацию субъектами прав и обязанностей. Нотариальное право обладает собственной системой источников, под которыми исследователи, как правило, понимают нормативные правовые акты, содержащие правила, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления нотариальной деятельности, и организационно-управленческие отношения в сфере нотариата. В этом плане «отказывать» нотариальному праву в отраслеобразующих признаках и рассматривать его как «механическую» совокупность норм, относящихся к отдельным институтам и отраслям частного права: наследственного права, семейного права и т.д., было бы неверно, как замечает И.Н. Черемных, по следующим причинам . Во – первых, нормы отдельных отраслей, даже в той мере, в которой они регулируют вопросы, касающиеся нотариальной деятельности, восприняли принципы той отрасли права, к которой относятся, и не учитывают специфику и особый характер нотариальной деятельности. Во – вторых, существует ряд законодательных актов, регулирующих нотариальную деятельность, которые не могут быть однозначно отнесены ни к одной из традиционно существующих отраслей права России (гражданскому процессуальному, административному праву).

Таким образом, исследователи отмечают, что правое регулирование нотариальной деятельности специальными законодательными актами позволило поставить вопрос о наличии нотариального права. Если разделить их позицию, то применительно к нотариальному праву дискуссионным является лишь, к примеру, вопрос о месте нотариального процессуального права в системе права. Одна точка зрения здесь состоит в том, что деятельность нотариальных органов охватывается предметом гражданского процессуального права, поскольку суд и другие органы объединены, исходя из единства государственной функции защиты прав и охраняемых законом интересов; другая же - предполагает, что законодательство о нотариате не входит в предмет гражданского процессуального права, т.к. последнее регулирует только деятельность суда по рассмотрению гражданских дел[27].


Тем не менее, некоторые ученые отмечают, что «расширение юрисдикционной деятельности государственного нотариата по охране гражданских прав и интересов не связано с конструированием каких-либо новых отраслей процессуального права. Законодательство о государственном нотариате не образует самостоятельное нотариальное процессуальное право, ибо нет материального нотариального права, которое оно призвано обслуживать»[28]. По их мнению, для выделения нотариального права как отдельной самостоятельной комплексной отрасли права пока нет достаточных оснований. По своему характеру нормы, определяющие порядок организации нотариата, т.е. общие вопросы нотариата, условия назначения на должность, проведения конкурсов и стажировок, финансовые аспекты нотариальной деятельности и т.п., равно как нормы, определяющие порядок совершения нотариальных действий, т.е. обязательных условий совершения того или иного нотариального действия, являются административными нормами и входят в предмет государственного регулирования нотариальной деятельности, т.е. административного права. Эти нормы устанавливают общеобязательные правила поведения для должностных лиц, осуществляющих функции государственного управления в сфере нотариата, и для нотариусов. В рамках правоприменительной деятельности нотариус использует нормы различных отраслей права: гражданского, семейного, жилищного, земельного и т.п. Следовательно, нет весомых оснований для объединения этих норм в комплексную отрасль права, в том числе и потому, что любой правоприменительный орган и сами заинтересованные лица следуют предписаниям соответствующих норм права, при этом эти нормы остаются в рамках своей отраслевой принадлежности.

Таким образом, в отечественной правовой доктрине имеет место дискуссия в отношении целесообразности выделения нотариального в качестве самостоятельной отрасли права. По справедливому замечанию Р.Давида, обоснованные выводы могут быть сделаны с полной ясностью только, если посмотреть на проблему со стороны, выйти за рамки собственной правовой системы. Так, например, во Франции «фактор наличия» нотариального права, понимаемого как совокупность норм, которые применяются в отношении самих нотариусов при исполнении ими своих обязанностей, прежде всего по удостоверению сделок, и по другим взаимоотношениям с клиентами, как правило, не отрицается[29].

Таким образом, сам по себе факт выделения нотариального права как самостоятельной отрасли права не может быть однозначно охарактеризован как, к примеру, негативный или же, напротив, бесспорный. Его надлежащая оценка возможна лишь на основе анализа влияния на развитие юридической науки и правоприменительной практики. В этом плане, как представляется, выделение нотариального права в качестве самостоятельной отрасли права может способствовать развитию системы законодательства, регламентирующего статус нотариата, основы деятельности и разграничение полномочий нотариальных и квазинотариальных структур и т.д.


Кроме того, нотариальное право (если признать целесообразным его выделение) будет способствовать и развитию межнотариального сотрудничества.

ГЛАВА 2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Юридическая ответственность нотариусов

Профессия нотариуса престижна и высоко ценится во всем мире. Государство доверяет нотариусам выполнение важных для общества задач публично-правового характера и при этом наделяет их правом самостоятельно и независимо от кого-либо осуществлять свою деятельность от его имени. Передавая нотариату полномочия по осуществлению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государство сохраняет за собой право контроля за деятельностью нотариата по выполнению возложенных на него полномочий в соответствии с установленными им правилами.

Нотариат находится в ведении Министерства юстиции Российской Федерации (далее – Минюст России). Минюст России и его территориальные органы наделены определенными полномочиями по организации нотариальной деятельности. Многими полномочиями Минюст России обладает совместно с Федеральной нотариальной палатой (например, утверждает порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе; утверждает порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса и т.д.), а территориальные органы Минюста России – совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации (например, наделяют полномочиями нотариуса лиц, замещающих временно отсутствующих нотариусов, занимающихся частной практикой; образуют квалификационные комиссии по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензии на право нотариальной деятельности, и т.д.)[30].

Выполняя с момента принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере нотариата, Минюст России утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России (и его территориальные органы): ведет реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; открывает и упраздняет государственные нотариальные кон торы в субъектах Российской Федерации; наделяет на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации; осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей; выдает лицензии на право нотариальной деятельности; и т. д.[31]


Таким образом, полномочия Минюста России и его территориальных органов по осуществлению контроля и надзора в сфере нотариата могут быть разделены на две группы: 1) полномочия, исполняемые ими непосредственно, самостоятельно; 2) полномочия, реализуемые ими совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации[32].

Теоретически контроль в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности можно подразделить на виды по различным основаниям (например, в зависимости от момента осуществления контроля: предварительный и текущий контроль; в зависимости от субъекта, осуществляющего контрольные полномочия, в зависимости от предмета: контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства и контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусов)[33].

Согласно Основам контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариальные палаты (ст. 34 Основ). Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами юстиции, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – в порядке, определяемом Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой (ст. 9 Основ). Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке (ст. 33 Основ)[34].

Хотелось бы отметить, что Минюстом России принят ряд нормативных актов, в частности: Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса (утверждено приказом Минюста России от 17 февраля 1997 г. № 19-01-19-97)4, Порядок прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса (приказ Минюста России от 21 июня 2000 г. № 179)5, Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности (приказ Минюста России от 14 апреля 2000 г. № 132) и др.

Однако в такой сфере, как контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей (ст. 34 Основ), нормативные акты Минюста России не принимались. Скорее всего, это объясняется тем, что глава VII Основ «Контроль за деятельностью нотариусов» формально не предусматривает участие Минюста России в правовом регулировании такого контроля, а ст. 34 Основ относит вопросы профессионального контроля к исключительной компетенции нотариальных палат[35].