Файл: Особенности диагностики межличностных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный опыт отношений в социуме, социально-психологические качества (умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость, способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль.

Н.Н. Обозов выделяет следующие виды межличностных отношений: отношения знакомства, товарищеские, приятельские, дружеские, родственные, деструктивные. Данная классификация основана на нескольких критериях – глубине отношений, избирательности в выборе партнеров, функциях отношений. Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения.

Л.С. Выготский в своих работах отмечает, что важна социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника: порождать чувство психологической защищенности, удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, в том, чтобы быть значимым для других людей.

Положительный психологический и педагогический потенциал детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужны «окружающая ребенка атмосфера» социальной мысли, внешнее педагогическое влияние и руководство.

Я.Л. Коломинский в своих работах указывает, что кроме одноклассников важной фигурой в межличностных отношениях является учитель. Он не только определяет психологическое состояние младшего школьника в классе при общении с другими школьниками, но и имеет влияние на межличностные отношения в семье. Когда ученик приходит в школу и у него еще не сложилась четкая оценка себя, мнение педагога играет решающую роль. Исследования Л.И. Божович подтверждают, что младшие школьники безоговорочно принимают оценки, которые дает учитель, как самих себя, так и своих одноклассников. Как показывают исследования, в большинстве случаев именно учитель способствует «изоляции» того или иного ученика в классе.

Положение младшего школьника характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда легко определить социальную роль с достаточной точностью. Если в специально организованных системах отношений это сделать сравнительно просто, то там, где отношения складываются стихийно, определить социальную роль ученика, его положение довольно трудно.


Ученики в классе по-разному относятся к своим товарищам: одних принимают, других нет, отношение к одним устойчиво, к другим нет, одни являются «звездами», другие «изолированными». От межличностных отношений зависят эмоциональное благополучие ученика, его психологическое состояние, что напрямую будет влиять на его успеваемость. В.С. Мухина указывает, что в определенный момент успеваемостьперестает быть единственным фактором, по которому оценивается младший школьник и по которому он оценивает других. Постепенно на передний план выходят отношения, не связанные напрямую с учебной деятельностью. В процессе того, как складываются отношения младшего школьника с одноклассниками и учителем, он обучается рефлексии на других людей. Во время учебной деятельности эти способности помогают ученику, ведь от него требуется особый тип рефлексии, связанный с умственными операциями – анализом и решением задач, обучением правописанию и т.д.

В настоящее время проводятся исследования межличностных отношений младших школьников в процессе инклюзивного образования, становление которого активно проходит в настоящее время. Л.Н. Давыдова и М.А. Колокольцева в своих исследованиях доказали эффективность проведения игр для развития нравственного отношения младших школьников к сверстникам в процессе инклюзивного образования, в котором преобладает субъектное начало.

По результатам исследования игры способствуют развитию нравственного, доброжелательного отношения младших школьников к своим товарищам, снимают замкнутость, напряженность, страх. В результате игрового взаимодействия ученики привыкают к своеобразному внешнему виду сверстников с особыми образовательными потребностями, преодолевают психологический барьер, препятствующий общению и дружбе с ними. При этом включение вербальных средств и предметных действий не является препятствием для доброжелательного общения и дружеского взаимодействия детей с различными образовательными потребностями.

В своих работах А.К. Пащенко указывает на что, что пространство социального взаимодействия в классе, т.е. межличностные отношения, выступает особым нормативным пространством школы, в котором происходят формирование и последовательное освоение учащимися групповых норм. В данном нормативном пространстве происходит развитие учащегося, а само нахождение в нем задает возможные траектории развития личности ученика. Учитывая то, что процесс развития обусловлен освоением культурных средств, развитие личности младшего школьника напрямую зависит от его способности осваивать те средства, которые предъявляются ему школой в качестве культурных. А поскольку деятельность образовательного учреждения выстроена «около» учебной деятельности школьника, развитие ученика младших классов во многом зависит от того, насколько успешно он справился с задачей освоения средств обучения и как эффективно он их использует.


Необходимо, чтобы младший школьник чувствовал свою ценность и принадлежность к классному коллективу. Таким образом, благополучные межличностные отношения эффективно сказываются на учебной деятельности ученика и обязанность родителей и учителей – влиять на их правильное формирование.

2.2. Формирование межличностных отношений младших школьников в процессе учебной деятельности

В настоящее время происходит процесс интенсивного развития общества, пересматриваются ценности, изменяется политика государства в области образования. Одной из важных тенденций современного образования является возрастание роли личностной парадигмы, выражающейся в создании условий для полноценного проявления личностных функций субъектов образовательного процесса. Это предъявляет повышенные требования ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Попытки преодолеть традиционные подходы в образовании в условиях его реформирования вызывают напряженность в сфере взаимоотношений, ведут к обострению конфликтогенной ситуации в современной школе. Это проявляется, во-первых, в том, что сложность, многогранность и полифункциональность природы образовательного процесса предполагают необходимость разрешения постоянно возникающих конфликтных ситуаций. Во-вторых, кризисное состояние общества и связанная с этим ломка стереотипов, изменение приоритетных ценностей, противоречия во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной, находят свое отражение в педагогическом процессе. В-третьих, присущее современной школе активное преодоление ранее сложившихся стереотипов, появление инновационных тенденций, стремление использовать новые педагогические технологии приводят к возникновению серьезных проблем во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса [7, с. 45].

Преодоление вышеуказанных противоречий особенно актуально для начальной школы. Уже на этой ступени школьного образования учащиеся начинают активно осваивать опыт разрешения конфликтных ситуаций. Стремление младшего школьника познать окружающий мир часто ограничивается неадекватной регламентацией его поведения со стороны учителей и родителей.


Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Стоит отметить, что о своеобразии ученических сообществ и особенностей межличностных отношений учащихся исследователи говорили еще в XIX в. (Г.О. Шмидт и др.). В работах авторов 20-х – 30-х гг. также указывалось на особенности детского коллектива (Е.А. Аркин, Г. Фортунатов и др.). В настоящее время проводятся многочисленные исследования межличностных отношений, межличностного восприятия в группах учащихся (Н.Л. Коломинский, И.Н. Чернышева и др.). Проблема учащихся коллективов и межличностные отношения в них интенсивно разрабатывается и в педагогике (О.С. Газман, А.З. Мудрик, С.Д. Поляков и др.).

Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. Данное положение обусловило цель нашего исследования: изучить процесс формирования межличностных отношений младших школьников и реализовать способы формирования межличностных отношений в процессе учебной деятельности. В процессе изучения данной проблемы, мы предположили, что межличностные отношения младших школьников будут успешно формироваться, если использовать различные приёмы и методы в процессе учебной деятельности, направленные на активное взаимодействие учащихся.

В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего подростка в семье. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте – наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в классном коллективе младших школьников.

Уже в младшем школьном возрасте формирование межличностных отношений зависит от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки, поскольку наличие того или иного фактора в жизни ребенка безусловно влияет на его выбор взаимоотношений со сверстниками и их значимость.

Межличностные отношения – субъективно переживаемая связь между людьми. Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа.

Межличностные отношения в школьном коллективе могут оказать серьезное влияние на формирование личности ребенка. Широта или бедность связей младшего школьника со сверстниками определяет внутреннюю структуру личности, ее переживания, образ мыслей и поведение. Поэтому каждый ученик, общаясь и взаимодействуя с ровесниками, должен чувствовать их расположение и ощущать себя принятым в группе. Межличностные отношения – субъективно переживаемая связь между людьми [10, с. 11]. Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Межличностные отношения в школьном коллективе могут оказать серьезное влияние на формирование личности ребенка. Широта или бедность связей младшего школьника со сверстниками определяет внутреннюю структуру личности, ее переживания, образ мыслей и поведение. Поэтому каждый ученик, общаясь и взаимодействуя с ровесниками, должен чувствовать их расположение и ощущать себя принятым в группе.


Для выявления исходного уровня сформированности межличностных отношений младших школьников в учебном коллективе нами была использована методика «Оценка отношений младшего школьника с классом» (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии).

В ходе которой, учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты, каждый пункт которой предполагал возможные варианты ответа (обозначенные буквами А, Б и В). Из предложенных вариантов необходимо было выбрать тот, который наиболее точно выражал бы точку зрения учащихся. Для чистоты эксперимента учащимся заранее сообщалось, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет.

Школьники, которые воспринимают группу как единый коллектив, способны оказать помощь, взять на себя решение какой-либо проблемы, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам. Учащиеся, которые воспринимают группу, как помеху своей деятельности или относятся к ней нейтрально, не удовлетворены своим положением в классе, они настойчиво ищут общения со сверстниками вне класса, в классе же недоброжелательны, конфликтуют.

Анализ полученных данных показал, что в экспериментальном 3 «А» классе 36,8% учащихся воспринимают свой класс нейтрально, 31,6% учащихся претендуют на лидерство, столько же (31,6%) относятся к предпочитаемым; в контрольном 3«Б» классе – 25% учащихся относятся нейтрально к своему классу, 40% учащихся претендуют на лидерство, 35% учащихся – предпочитаемые. Сравнение полученных результатов дает основание считать, что в экспериментальном 3 «А» классе количество учащихся с неблагоприятным статусом на 11,8% больше, чем в контрольном.

Учитывая, что младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка, для которого особенно важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком, на этапе формирующего эксперимента была отобрана и реализована система разнообразных организационных форм работы (индивидуальных и групповых), которые способствовали сплочению, взаимопомощи, совместной работе детей с «индивидуалистическим», «прагматическим» и «коллективистическим» типом восприятия группы. Таким образом, вся экспериментальная работа была направлена на решение следующих задач: формировать у учащихся умение взаимодействовать в группе; учить действовать сообща между собой; развивать умения планировать коллективную работу.